31.01.2011

Аверинцев и Мандельштам: Статьи и материалы / Под ред. Д.Н. Мамедовой. М.: РГГУ, 2011. 311 с. (Записки Мандельштамовского общества. Вып. 17.)

Книга посвящена памяти выдающегося русского ученого С.С. Аверинцева, одного из самых глубоких исследователей поэзии Осипа Мандельштама. В сборник вошли статьи и письма Аверинцева, содержащие анализ творчества поэта. Приложения включают подборку воспоминаний об ученом, а также ранее не публиковавшиеся конспекты его лекций. Завершает сборник библиография публикаций С. Аверинцева о Мандельштаме.

Для специалистов, студентов, аспирантов, а также всех интересующихся творчеством С.С. Аверинцева.

Мандельштамиада Сергея Аверинцева.

Сергей Аверинцев Статьи об Осипе Мандельштаме.

«Мы - смысловики...».

Ответы С.С. Аверинцева на анкету журнала «Вестник Русского христианского движения».

Пастернак и Мандельштам: опыт сопоставления.

Судьба и весть Осипа Мандельштама.

«Золотистого меда струя из бутылки текла...».

Так почему же все-таки Мандельштам?

«Город изгнания, город беды...».

Хорей у Мандельштама.

Страх как инициация: одна тематическая константа поэзии Мандельштама.

Предисловие к книге Елены Глазовой «Поэтика Мандельштама: сдвиг к постмодернизму».

Из переписки об Осипе Мандельштаме.

Памяти Иосифа Бродского.

Набросок к статье «Страх как инициация: одна тематическая константа поэзии Мандельштама».

Приложения.

1. Воспоминания о С.С. Аверинцеве.

Н. Брагинская.

Л.Жуков.

О. Лекманов.

П. Нерлер.

О. Седакова.

Н. Струве.

Ю. Фрейдин.

Р.-М. Циглер.

Д. Черашняя.

Р. Гальцева.

2. Вечер памяти С.С. Аверинцева в РГГУ 18 мая 2004 года (Стенограмма).

Конспекты лекций С.С. Аверинцева 1970-х годов.

Курсы лекций, прочитанные С.С. Аверинцевым в Венском университете.

5. Из переписки с С.Н. Есиным.

Мандельштамиана Сергея Аверинцева (Библиография).

 

Видгоф Л.М. Статьи о Мандельштаме. М.: РГГУ, 2010. 210 с. (Записки Мандельштамовского общества. Вып. 18.)

Книга статей Л. Видгофа посвящена творчеству О.Э. Мандельштама. Внимание исследователя направлено в основном на произведения поэта, написанные на рубеже 1920-1930-х годов и в 1930-е годы, но автор обращается и к сочинениям более раннего времени. В книге прослеживается ряд сквозных образов и мотивов мандельштамовского творчества (образ Москвы, еврейская тема, двойственность в отношении к советской действительности и др.). В своих выводах автор опирается в первую очередь на анализ текста.

О стихотворении Осипа Мандельштама «Скажи мне, чертежник пустыни...».

О «начальнике евреев» и «малиновой ласке» (два шага на пути к пониманию «Канцоны» О. Мандельштама).

Осип Мандельштам в начале 1930-х гг.: выбор позиции.

«В кругу Москвы».

О стихотворении Мандельштама «Довольно кукситься! Бумаги в стол засунем!..».

Осип Мандельштам: несуществующий кремлевский собор, безголосый Иван Великий, кареглазая Москва и воображаемый прилет из Воронежа.

Почему «большеголовый». Об одной характеристике в очерке О. Мандельштама «Международная крестьянская конференция» (1923).

О последней строке и скрытом имени в стихотворении О. Мандельштама «Мастерица виноватых взоров...» (1934).

О «долгополой» шинели и «садовнике и палаче» в стихотворении О. Мандельштама «Стансы» (1935).

 

Мельничук Я.В. Рождение римской цензуры: Исследование античной традиции в области истории гражданского управлении Древнего Рима. М.: РГГУ, 2010. 381с.

Анализируется процесс формирования и функциями начальном этапе (царская эпоха и ранняя Римская республика) одной из важнейших должностей (магистратур) в гражданской сфере Рима - цензуры. Источниковый материал изучен с применением методов историзма, терминологического и юридического Значительное место уделено предпосылкам учреждения ценза (переписи населения и его имущества) в царский период истории Рима (с применением метода сравнительной антропологии), выявлены, описаны и изучены нормативные акты о цензуре. Впервые исследуется аспект правовой ответственности цензоров.

От автора.

Введение.

I. История вопроса.

1. Проблема времени учреждения цензуры.

2. Причины учреждения цензуры.

II. Источники.

3. Методы.

4. Значение эпиграфических памятников.

5. Особенности античной нарративной традиции.

5.1. Латинская нарративная традиция.

5.2. Древнегреческая нарративная традиция.

6. Сравнительные нарративные источники.

7. Общее представление о цензуре в античной традиции.

III. Генезис цензорских полномочий.

Учреждение цензуры.

8. Эпоха Ромула: предпосылки учреждения ценза.

9. Сервий Туллий и царская «цензура»: цели и задачи.

10. Квазицензура: res nova или restitutio morum?

11. Цензура и политическая борьба 40-х годов V в. до н. э.

12. Патриции: монопольный контроль над процедурой ценза.

13. Цензура: нормативно-правовая база.

IV. Цензура в общественно-политической жизни Рима.

14. Проблемы хронологии и периодизации истории цензуры.

15. Цензура и борьба сословий в Риме в V - начале III в. до н. э.

16. Деятельность цензоров-патрициев в 443-358 гг. до н. э.

17. Переходный период в истории цензуры (351-280 гг. до н. э.).

18. Характеристика магистратуры римских цензоров.

19. Периодичность древней цензуры.

V. Место цензуры в системе публичной власти.

20. Цензура, сенат и диктатура.

21. Правовая ответственность цензоров: к постановке проблемы.

22. «Приглашение на казнь»: цензура и плебейский трибунат.

Заключение.

Приложения.

23. Цензоры ранней республики: персоналии.

23.1. Полновластие патрициев в цензуре.

23.2. Переход к смешанной, патрицианско-плебейской, цензуре.

24. Указ Президента Республики Узбекистан № 2100.

25. Riassunto (conclusioni generali).

Библиография.

26. Источники.

27. Научная литература         .

Указатели.

1. Index latinitatis.

2. Index graecitatis.

 

Сваренный шаман, лживая рабыня и другие: 75 задач по фольклористике, антропологии, социолингвистике / Сост.: А.С. Архипова, С.А. Бурлак, И.Б. Иткин, С.Ю. Неклюдов, О.Б. Христофорова. М.: РГГУ, 2010. 200 с.

Книга включает 75 задач (с решениями), подобранных по темам: «Миф и ритуал», «Структура фольклорного текста», «Функционирование фольклорного текста», «Семантика пространства», «Системы именования», «Календарь и времяисчисление», «Язык и общество» и т. д. Сборник демонстрирует системный подход к изучению многообразного фольклорного материала, рассматриваемого в различных (с точки зрения структуры общества, внутренней структуры языка, типологии текстов).

В отечественной фольклористике это первый опыт такого рода, раньше существовали лишь сборники лингвистических задач.

Предисловие.

О структуре сборника. Условные обозначения.

Условия задач.

I.

Фольклор, миф, ритуал.

Миф и ритуал.

Задача 1. «Сваренный шаман».

Задача 2. «Тояма Токанава».

Задача 3. «Держи вора!»

Задача 4. «Странные страны».

Задача 5. «Геродот».

Задача 6. «Дороги богов».

Задача 7*. «Полабская свадьба».

Структура фольклорного текста.

Задача 8°. «Лживая рабыня».

Задача 9°. «Птичий совет».

Задача 10. «Чёрны вороны».

Задача 11. «Гуси-лебеди».

Задача 12. «Олонхо».

Задача 13. «Сейба».

Задача 14. «У страха глаза велики».

Задача 15. «Фома и Ерёма».

Задача 16. «Латинский палиндром».

Задача 17. «Якутские загадки».

Задача 18. «Загадки удмуртов».

Задача 19*. «Семантические формулы».

Функционирование фольклорного текста.

Задача 20. «Песни Киплинга».

Задача 21. «Бурма Янгсан».

Задача 22. «Ода болоту».

Задача 23. «Логика сна».

Задача 24. «Семь нянек».

Задача 25*. «Чарь Ляксандра».

Стиховая организация фольклорного текста.

Задача 26*. «Ненецкие шаманские песнопения».

Задача 27*. «Тохарская метрика».

Задача 28*. «Северная загадка».

Семантика пространства.

Задача 29. «Магнитная аномалия».

Задача 30. «Якутская коновязь».

Задача 31. «Монгольская юрта».

II.

Социальная антропология.

Системы именования.

Задача 32°. «Приходская книга».

Задача 33. «Испанские фамилии».

Задача 34*. «Ирландские фамилии».

Задача 35. «Литовские фамилии».

Задача 36. «Пять Пятров».

Задача 37. «Одиннадцать Петровых».

Задача 38. «Родословное древо семьи коми».

Системы родства. Термины родства.

Задача 39°. «Бабушка из Норвегии».

Задача 40. «Дочки-матери».

Задача 41. «Баскская семья».

Задача 42. «Вьетнамцы и тайцы».

Задача 43. «Русские и эвенки».

Задача 44. «Кризис династии».

Задача45. «Папьяменту».

Задача 46. «Семь старших братьев».

Задача 47. «Брачные группы хму».

Задача 48. «Брачные классы камиларои».

Задача 49*. «Быки и коровы народа !ора».

Задача 50*. «Велибор».

Задача 51*. «Код Левина».

Число в культуре.

Задача 52°. «Числительные языка беа».

Задача 53°. «Числительные языка хева».

Задача 54. «Числительные языка дияри».

Задача 55*. «Луцификация».

Календарь и времяисчисление.

Задача 56. «Дни недели суахили».

Задача 57. «Листопад в Загребе».

Задача 58. «Римские календы».

Задача 59. «Хоратонга».

Задача 60*. «Планетарная неделя».

Задача 61+. «Ирландские дни недели».

Задача 62+. «Понедельник - день тяжёлый».

III.

Социолингвистика.

Тайные языки.

Задача 63°. «Тайный язык ша-ца».

Задача 64°. «Тарабарская азбука».

Задача 65. «Русский воровской жаргон».

Задача 66. «Малайский секретный алфавит».

Задача 67. «Тайный язык бабибу».

Речевой этикет.

Задача 68. «Японские студенты».

Задача 69. «Учитель Судзуки».

Задача 70. «Японская приставка о-».

Задача 71. «Стыдливая жена».

Язык и общество.

Задача 72°. «Двигатель торговли».

Задача 73. «Говорите по-латышски!»

Задача 74. «Тайкёку сёги».

Задача 75+. «Столпотворение».

Решения задач.

Авторы задач.

Авторство задач.

Указатель народов и языков.

Краткие сведения о менее известных языках.

Библиография.

 

Проблемы формирования отношений согласия и толерантности в российском обществе и учебный процесс в РГГУ: Материалы Круглого стола (26 октября 2010 года). М.: РГГУ, 2011. 73 с.

 

Труды исторического факультета МГУ: информационно-аналитический бюллетень Центра теоретических проблем исторической науки. Выпуск 5: Теоретические проблемы исторических исследований / Под редакцией С.П. Карпова. М.: РГГУ, 2008. 214 с.

А.К. Соколов.

В.Б. Аксенов.

Д.Н. Фельдман.

Е.Н. Цимбаева.

М.Ф. Румянцева.

Обсуждение монографии д. и. н. И.С. Филиппова «Средиземноморская Франция в раннее средневековье. Проблема становления феодализма». М., 2000.

Выступления.

И.Л. Маяк.

Л.В. Милов.

Д.Ю. Бовыкин.

Информация.

Цимбаева Е.Н. Актуальные проблемы исследования истории империй.

Костенко Ю.А. Гендерная проблематика в новейших исследованиях в области теории истории.

Библиография.

Новые перспективы исторических исследований. Под редакцией Питера Берка.

Век памяти, память века. Опыт обращения с прошлым в XX столетии. Сб. статей. Челябинск.

Людвиг фон Мизес. Теория и история. Интерпретация социально - экономической эволюции. М., 2001.

Catherine Andreyev and Ivan Savicky. «Russia Abroad. Prague and the Russian Diaspora, 1918 - 1938».

Дэвид Ранселл. «Деревенские матери».

По страницам периодических изданий по теории истории.

 

Обновлено 31.01.2011