Новые книги

 

ИЗДАНО В КЕЛЬНЕ

 

Lappo-Danilevskij K. Yu. Gefuehl fuer das Schoene. J. J. Winckelmanns Einfluss auf Literatur und aesthetisches Denken in Russland. Koeln; Weimar; Wien 2007. XII, 496 S. (Bausteine zur slavischen Philologie und Kulturgeschichte, Reihe A: slavische Forschungen, Band 57).

Сочинения Иоганна Иоахима Винкельмана (1717–1768), и в особенности его  «История искусства древности» (1764), сыграли исключительную роль в становлении современной археологии и истории искусства. Монография К.Ю. Лаппо-Данилевского «Чувство прекрасного. Влияние И.И. Винкельмана на литературу и эстетическую мысль в России» посвящена истории восприятия идей Винкельмана в России с 1750-го года по сей день, их значению для эстетики, литературы и художественной критики. Как показывает исследователь, для понимания рассматриваемых явлений существен учет двух типов рецепции трудов Винкельмана, сложившиеся в Западной Европе, – французский, политизированный, и немецкий, политически индифферентный (Гете и его окружение).

Предпринятые К.Ю. Лаппо-Данилевским выявление и критический анализ переводов сочинений Винкельмана, художественно-теоретических компиляций, трактатов, путевых записок и писем способствуют большей обоснованности выводов о значении идей немецкого историка искусств для лирики Г.Р. Державина, А.С. Пушкина, А.А. Дельвига, А.Н. Майкова, Н.Ф. Щербины и А.А. Фета, для повествовательной прозы Н.М. Карамзина, К.Н. Батюшкова, Н.И. Гнедича, А.И. Герцена и И.А. Гончарова, для критических статей В.Г. Белинского, С.П. Шевырева, И.Я. Кронеберга и др.

Рассмотрение рецепции идей Винкельмана в широком культурном контексте способствовует обращению под новым углом зрения к следующим проблемам: русский филэллинизм и аполлинизм, истоки антикизирующей и антологической поэзии в России, тезис о пластическом характере древней поэзии, понятие «скульптурности» и его применение к явлениям литературы, приоритеты Винкельмана и русская культура путешествий и пр. В монографии прослеживается влияние Винкельмана на восприятие античных пластических шедевров и новоевропейской живописи, а также судьба в России таких формул и понятий, как «благородная простота, спокойное величие», «прекрасная душа» и «идеальная красота».

Other Publications by K. Yu. Lappo-Danilevskij in Boehlau Verlag:

Andere Veroeffentlichungen von K. Yu. Lappo-Danilevskij bei Boehlau Verlag: L’vov N. A. Ausgewaehlte Werke. Mit einem Geleitwort von D. S. Lichachev. Hrsg. und kommentiert von K. Yu. Lappo-Danilevskij. Zur architektonischen Taetigkeit von A. V. Tatarinov. Koeln, Weimar, Wien: Boehlau; St. Petersburg: Puschkinhaus, Acropolis, 1994. 422 S., 32 S. Abbild. (Bausteine zur slavischen Philologie und Kulturgeschichte, Reihe B, Neue Folge, Band 7, (22)).

 

L’vov N. A. Italienisches Tagebuch : Ital’janskij dnevnik / Hrsg. und kommentiert von K. Yu. Lappo-Danilevskij. Uebers. aus dem Russischen von Hans Rothe und Angelika Lauhus. Koeln, Weimar; Wien, 1998. 250 S. (Bausteine zur slavischen Philologie und Kulturge-schichte, Reihe B, Neue Folge, Band 13).

 

Lappo-Danilevskij A. S. Politische Ideen im Russland des 18. Jahrhunderts. Ihre Geschichte im Zusammenhang mit der allgemeinen Entwicklung der russischen Kultur und Politik. Aus dem Nachlass herausgegeben von M. Ju. Sorokina unter Mitwirkung von K. Ju. Lappo-Danilevskij. Koeln, Weimar; Wien, 2005. XXXIV, 462 S. (Bausteine zur slavischen Philologie und Kulturgeschichte, Reihe A: slavische Forschungen, Band 51).

Frau Sabine Rehorst, Boehlau-Verlag GmbH & Cie, Ursulaplatz 1, 50668 Koeln.

E-mail: sabine.rehorst@boehlau.de

www.boehlau.de/buchdetail.asp?ISBN=3-412-19006-3

www.rvb.ru/18vek/lvov/toc.htm

www.rvb.ru/18vek/lvov/word_index/toc_index.html

www.rvb.ru/18vek/lvov/04index/versus_index.htm

 

ИЗДАНО В НОВОСИБИРСКЕ

 

Италия в русской литературе / под ред. Н.Е. Меднис. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2007. 204 с.

В сборнике публикуются статьи, связанные с проблемой восприятия и образного воплощения Италии русскими писателями XIX-XX веков. Рассматриваются вопросы рецепции итальянской философии и культуры, национальной идентификации и самоидентификации героя и автора, художественного пространства, эволюции культурных предпочтений.

Людмила Журова (Новосибирск). Италия в творчестве Максима Грека.

Ольга Лебедева (Томск). «Я  неаполитанский художник...»:  Личностная модификация неаполитанского мифа А.С. Пушкина в повести «Египетские ночи».

Михаэла Бёмиг (Неаполь). О генезисе образа неаполитанского импровизатора в повести А.С. Пушкина «Египетские ночи». Перевод О.Б. Лебедевой.

Александр Янушкевич (Томск). Итальянская общественно-философская мысль в русской рецепции 1800-1840-х годов.

Нина Меднис (Новосибирск). Тютчев и Италия.

Светлана Ромащенко (Новосибирск). Итальянский вариант «тургеневской девушки» (повесть «Вешние воды»).

Антонелла д’Амелиа (Салерно). Достоевский и итальянское искусство.

Оксана Фарафонова (Новосибирск). Рим и Венеция в мотивной структуре романа Достоевского «Братья Карамазовы».

Валерий Мароши (Новосибирск). Роман с Италией: нереализованный сюжет Л. Толстого.

Светлана Корниенко (Новосибирск). «Чудесная жизнь Михаила Кузмина, графа Калиостро».

Патриция Деотто (Триесте). Новый подход к знакомым деталям. Виктор Некрасов и культура Италии в начале 1960-х годов.

Джан Пьеро Пиретто (Милан). Добро пожаловать в кашемировое царство: образы Италии в путеводителях для русских.

Анджело Мария Рипеллино. Дневник с Заболоцким. Перевод М.  Маурицио. Примечания И. Лощилов.

 

Ф.И. Тютчев:  Грани поэтического мира /Под ред. Н.Е. Меднис. Новосибирск: Изд. НГПУ 2007. 148 с.

В сборнике публикуются статьи, посвященные изучению различных аспектов творчества Ф.И. Тютчева: проблемам художественного языка поэта, вопросам текстологии отдельных его произведений, их философскому осмыслению, творческой рецепции стихотворений Тютчева русскими писателями, их месту в системе интертекста.

Елизавета Гинзбург (Чикаго). Стихотворение Ф.И. Тютчева «Первый лист» как поздравительное послание к Е.Л. Денисьевой.

О.А. Донских (Новосибирск). Волны бесконечности в кубке воображения (cравнительный анализ представления о бесконечности у Тютчева и Блейка).

Н.А. Ермакова (Новосибирск). Акустика тютчевских ночных видений.

Н.Е. Меднис (Новосибирск). Тактильные образы в лирике Тютчева.

О.А. Фарафонова (Новосибирск). «Как бы резвяся и играя»: о тютчевском контексте в романе «Братья Карамазовы».

Э.И. Худошина (Новосибирск). Метафоры «безумия» и «огня» в политической риторике Тютчева.

Ю.Н. Чумаков (Новосибирск). Геба и громокипящий кубок (о трех текстах «Весенней грозы» Ф.И.Тютчева).

А.С. Янушкевич (Томск). Философия счастья в творчестве В.А. Жуковского и Ф.И. Тютчева.

 

Текст и интерпретация / Под ред. Т.И. Печерской. Новосибирск: НГПУ, 2006. 245 с.

Сборник научных статей составлен на основе материалов конференции Пятых Филологических чтений «Интерпретатор и текст: проблема ограниче­ний в интерпретационной деятельности», которая проходила в октябре 2004 года в Интитуте филологии, массовой информации и психологии НГПУ.

Н.Е. Меднис (Новосибирск). Границы интерпретационного поля и художественный код (к проблеме формирования швейцарского интерпретационного кода в русской литературе).

Е.К. Никанорова (Новосибирск). Парадигматика мифологемы мороза: климат - российская государственность - душевный строй нации.

О. А. Фарафонова (Новосибирск). Место и функция мотива сна в «Путешествии из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева.

Н.А. Ермакова (Новосибирск). Фактор сюжетных пропорций «Пиковой дамы» в выборе

интерпретационной стратегии.

Г.В. Зыкова (Москва). Образ XIX века в представлениях современных историков английской литературы и старых русских критиков (по поводу сериального способа публикации романов).

Г.В. Краснов (Коломна). Саморазвитие текста в лирике.

Е.С. Изотова (Новосибирск). Лермонтов на пути к гармонии (два поздних стихотворения поэта).

А.А. Фаустов (Воронеж). Диалог с Пушкиным в «Вечном муже» Достоевского.

Н.В. Константинова (Новосибирск). Именная структура героя у Ф.М. Достоевского и Н.В. Гоголя: соотношение лица и человека.

Т.И. Печерская (Новосибирск). Об одном эпистолярном сюжете Достоевского в контексте биографии и романа: герменевтический аспект интерпретации.

С А. Ромащенко (Новосибирск). Текст и субтекст в поле рецепции (Н.А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо»).

Н.А. Муратова (Новосибирск). Риторика и пантомима в пьесах А.П. Чехова: к   проблеме интерпретации.

М.П. Абашева (Пермь). Интерпретация знаков рекламы в романе В.В. Набокова «Лолита».

Н.В. Барковская (Екатеринбург). Текстема и художественный образ (к вопросу о соотношении лингвистического и литературоведческого принципов анализа).

Д. И. Черашняя (Ижевск). Ситуации встречи в стихах О. Мандельштама 1932 - 33 годов: типологическая общность и семантические возможности.

Е.К. Созина (Екатеринбург). Интерпретация произведений русской автобио-графической прозы в свете «романа сознания» (И. Бунин и Г. Газданов).

С.Ю. Корниенко (Новосибирск). О способах чтения и системе персонажей романа А. Платонова «Чевенгур».

Г.А. Жиличева (Новосибирск). Автореференция как функция второстепенных персонажей в русском романе.

А И. Куляпин, О. А. Скубач (Томск) Прокрустово ложе социализма: культура сна в сталинской эпохе.

А. Евстратов (Москва). Генетическая критика: Текст и интерпретатор.

К 100-летию Александра Введенского

С. Бирюков (Халле, Германия). Поезд Введенского.

Б. Шифрин (Санкт-Петербург) К эмблематике хлебниковского «Журавля».

А.А. Кобринский (Санкт-Петербург). «Елка у Ивановых» Александра Введенского как обэриутский текст.

Е.Г. Падерина (Москва). О мотиве дела в первом томе «Мертвых душ».

A.Я. Силантьев, О. Н. Южакова (Ставрополь) Философский дискурс как основа интерпретации творчества обэриута А.И. Введенского.

И.Е. Лощилов (Новосибирск). «Вагановский след» в «Елке у Ивановых» А. Введенского.

B.В. Мароши (Новосибирск). «Значение реки» в поэзии А. Введенского.

B. Иванов (Новосибирск). К интерпретации некоторых иероглифов А.И. Введенского.

C. Бирюков (Халле, Германия). Кости времени и чувств: «Непричесанные мысли» к 100-летию со дня рождения Александра Ивановича Введенского. Эссе.

E-mail: loshch@yandex.ru – Игорь Лощилов.

 

ИЗДАНО В САМАРЕ

 

Издательство СПГУ

 

Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы. Материалы II Международной научно-практической конференции. Самара: Изд-во СПГУ, 2007. 376 с.

Сборник включает в себя доклады по ряду актуальных вопросов гуманитарных наук. Рассматриваются проблемы современного образования в контексте культуры, психологической и общепедагогической подготовки будущего учителя, формирование его профессиональных знаний и умений, а также проблемы лингвистики, методики обучений иностранным языкам и междисциплинарных исследований.

 

Журчева О.В. Автор в драме: форма выражения авторского сознания в русской драме ХХ века. Монография. Самара: Изд-во СПГУ, 2007. 415 с.

Литературоведение ХХ-ХХI вв. вынуждено подчас заново идентифицировать многие уже известные научные понятия и категории, поскольку они уже не соответствуют ни литературной практике, ни социальному процессу последнего времени. О.В. Журчева, может быть, впервые в большой работе пытается сформулировать категорию автора в драматургическом произведении, делая свои обобщения на основе практического анализа значительных в истории русской драмы ХХ века текстов, пьес Н. Гумилева, М. Горького, Н. Эрдмана, А. Володина, драматургов «новой волны» 1980-х гг. и авторов «новой русской драмы» последнего десятилетия.

 

Ягафова Е.А. Чувашское «язычество» в XVI – начале XXI века. Монография. Самара: Изд-во СПГУ, 2007. 128 с.

Книга является первым исследованием чувашского язычества как историко-культурного феномена. Представлена история этнической религии чувашей в контексте этноконфессиональной ситуации в Урало-Поволжье в XVIII – ХХ вв., а также ее современное состояние.

 

Акопов Г.В. Проблема сознания в современной психологии: зарубежные подходы. Самара: Изд-во СПГУ, 2006. 117 с.

Проблематика сознания к концу ХХ – началу XXI вв. становится контрапунктивной темой глобальных изменений в современном мире. Широчайший спектр приложений (политическое, экономическое, профессиональное, экологическое, научное и т.д. сознание), эксплуатируя псевдоочевидность данности сознания, скрывает в общественном индивидуальном бессознательном фундаментальную проблему.

Представленный в книге материал дополняет ранее выполненный обзор отечественных источников (см. «Проблема сознания в российской психологии». М., 2004) ввиду громадного и всевозрастающего количества публикаций по проблеме.

 

Бурдина Г.Ю. Городское самоуправление в Среднем Поволжье в пореформенный период. Монография. Самара: Изд-во СПГУ, 2007. 224 с.

В монографии рассматривается историко-правовой аспект реализации городской буржуазной реформы 1870 г., дается анализ социального состава, новых органов общественного управления в губернских городах Среднего Поволжья и основных направлений их деятельности.

 

Синтагматика и синтаксис английской речи. Коллективная монография / под. ред. А.Н. Морозовой. Самара: Изд-во СПГУ, 2007. 208 с.

В монографии раскрываются функционально обусловленные особенности синтагматики текстов, принадлежащих к разным стилям и регистрам современного английского языка. Обобщаются результаты исследования, в которых функциональные свойства номинативных единиц определяются на основе их просодического выражения динамики речи.

 

Бакалова З.Н. Функционально-коммуникативный аспект сочинительных конструкций художественного текста (на материале романа М.А. Булгакова «Белая гвардия»). Монография. Самара: Изд-во СПГУ, 2007. 148 с.

Публикуемое монографическое исследование представляет собой опыт вхождения в художественный мир знаменитого романа М. Булгакова через исследование коммуникативных и экспрессивных функций используемых писателем средств паратактической связи. В книге рассматриваются текстообразующая и художественная роль сочинительных конструкций в романе  «Белая гвардия». Исследование опирается на большой иллюстративный материал.

Мерзликина О.Г. «Вдоль Урала берегов…». Этносоциальная история яицкого (уральского) казачества (конец XVI  - вторая половина XVIII вв.). Монография. Самара: Изд-во СПГУ, 2007. 224 с.

В монографии рассматривается становление яицкого (уральского) казачества в конце XVI  - второй половине XVIII вв. Предпринята попытка охарактеризовать яицкое (уральское) казачество в единстве его социальных и этнических характеристик.

 

Субъектная самореализация личности. Теория и практика. Сборник научно-практических работ. Самара: Изд-во СПГУ, 2006. 224 с.

В сборник включены научные, практические статьи ученых, аспирантов, соискателей, студентов, исследующих различные аспекты субъектной самореализации личности.

 

Макеева Л.В. Время, риск и любовь в восприятии современной молодежи. Монография. Самара: Изд-во СПГУ, 2007. 192 с.

В монографии рассматривается роль фактора времени в жизни человека. Кроме того, описываются основные аспекты, связанные с риском. Проанализирована литература по проблемам любви. Изложены собственные исследования восприятия времени, риска и любви современной молодежью.

 

Наш Шостакович. Сборник научных работ студентов музыкально-педагогического отделения. Самара: Изд-во СПГУ, 2006. 268с.

В сборник включены статьи студентов музыкально-педагогического отделения СГПУ, прошедшие конкурсный отбор. Содержание их связано с изучением творчества великого русского композитора, а также периода его жизни в военном г. Куйбышеве-Самаре.

443099, Самара, ул. М. Горького, 65/67, СГПУ.

Тел.: (8462)33-64-57.

 

Издательский дом «Агни»

 

Маточкин Е.П. Николай Рерих: мозаики, иконы, росписи, проекты церквей. Самара: Издательский дом «Агни», 2005. 200 с.

Монография посвящена значительному вкладу великого художника Н.К. Рериха в русское религиозное искусство начала ХХ века. В дореволюционный период он создал немало монументальных творений: церковных мозаик, икон, росписей. К сожалению, многие из них, такие, как Пермский иконостас, мозаики в Почаевской лавре, росписи Анастасьевской часовни в Пскове неизвестны даже знатокам. Данное исследование, выполненное в историко-культурном аспекте, восполняет этот пробел.

Храмовая живопись Н.К. Рериха 1906-1915 гг. органично претворила древнерусское наследие, достижения византийского, западного искусства, современные веяния модерна и отражает религиозно-философские искания Русского культурного ренессанса.

Автор монографии – известный искусствовед, много лет изучающий творческое наследие Рериха и написавший ряд книг по этой тематики.

Издание богато иллюстрировано, в том числе и первыми публикациями.

E-mail: cdk@transit.samara.ru, www.agni.samara.ru

 

Издательство «Самарский университет»

 

Литература и театр: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения заслуженного деятеля науки РФ, почетного профессора Самарского государственного университета Льва Адольфовича Финка. 13 – 15 ноября 2006 г., Самара / отв. ред. Э.Л. Финк, Л.Г. Тютелова. Самара: Издательство «Самарский университет», 2006. 328 с.

В сборник вошли материалы выступлений на Международной научно-практической конференции «Литература и театр», посвященной 90-летию со дня рождения заслуженного деятеля науки РФ, почетного профессора Самарского государственного университета Льва Адольфовича Финка, которая состоялась  13 – 15 ноября 2006 г. в ГОУ ВПО  «Самарский государственный университет».

443011, Самара, ул. Акад. Павлова, 1, издательство «Самарский университет».

 Тел.: (8462) 34-54-03, 34-54-54, 34-54-23.

Факс: 34-54-17

 

Издательство СНЦ РАН

 

Юдин С.С. Некоторые проблемы состояния морального духа Добровольческой армии и его укрепление в ноябре 1917 – январе 1919 гг.: попытка обобщения исторического опыта. Самара: Издательство СНЦ РАН, 2006. 92 с.

В научной работе предпринята попытка обобщения исторического опыта деятельности властных культур Белого движения в Гражданской войне на Юге России по укреплению морального духа Добровольческой армии (ноябрь 1918 – январь 1919 гг.). Работа написана на обширной источниковой базе, ядро которой составили архивные документы, многие из которых в советский период хранились под грифом «Секретно».

Самара, Студенческий пер., 3А, АНО Самарский научный центр РАН.

Тел.: (846)242-37-07.

 

Самарское книжное издательство

 

Бажанов Е.А. Страна незаходящего солнца. Национальная политика Российской империи и самоназвание русского народа. Самара: Самарское книжное изд-во, 2006. 248 с.

В сборник «Страна незаходящего солнца» вошли новые расширенные редакции известных книг «Россия и империя» и «Записки о самоназвании русского народа и о национальности казаков». Это логично потому, что обе книги объединяет одна идея, одна задача – рассказать о «России – стране россов».

Народы южных и западных славян, порабощенные турками, Австро-Венгерской империей еще в XVIII веке, с восхищением и надеждой говорили: «Россия – страна незаходящего солнца». Действительно, когда на западной границе солнце заходит, то восточном побережье оно уже восходит. Наша страна единая цельная держава, над которой всегда светит солнце. Своей кипучей энергией, мужеством и талантом россы создали уникально государство и в содружестве с другими народами обустраивают Россию.

430070, Самара, ул. Песчаная, 1. ООО «Самарское книжное изд-во».

Тел.: (846)267-31-94.

E-mail: slovo@samaramail.ru  

ИЗДАНО В ТЮМЕНИ

 

Эртнер Е. Н. Феноменология провинции в русской прозе конца XIX -  начала XX века. Монография. Тюмень: Издательство ТГУ, 2005. 212 с.

Исследуется феномен провинции в русской прозе конца XIX - начала XX века и его роль в опыте самопонимании писателя. Рассматриваются методологические основы изучения поэтики пространства и места в русле феноменологического подхода. В центре внимания автора – способы конституирования, художественная структура и функции образа провинции в произведениях А. Белого, И. Бунина, Л. Андреева, П. Боборыкина и др., а также в региональной литературе, представленной прозой Тюменского края (М. Знаменский, Н. Лухманова, Н. Чукмалдин, Н. Ядринцев и др.).

Глава 1. Художественное пространство в геософии.

§ 1. Феноменология пространства и места в философии.

§ 2. Пространственная образность русской литературы в интерпретации геокультурологии.

Глава 2. «Территориализация» провинции в русской прозе XIX века.

§ 1. Экстериоризация провинции в русской классике XIX века.

§ 2. Образ русской земли в романе 60-70-х годов XIX века.

Глава 3. Метафорическая интенция (персонификация) места в натуралистической прозе конца ХIХ-начала XX века.

§ 1. Москва как провинция в романе П.Д. Боборыкина «Китай-город».

§ 2. Феноменология края в романах Д.Н. Мамина-Сибиряка «Без названия» и «Хлеб».

§ 3. А. М. Федоров «Степь сказалась»: субъективация степи.

Глава 4. Сибирь как интенциональный предмет в литературе Тюменского края XIX - начала XX века.

§ 1. Методологические аспекты изучения провинциальной литературы.

§ 2. Литература в процессе освоения Тюменского края: «свое» и «чужое».

§ 3. Сибирский город в русской прозе рубежа веков.

Глава 5. Ретерриториализация пространства провинции в прозе рубежа XIX-XX веков.

§ 1. Метафизика провинции в прозе Л. Андреева: игра с пространством.

§ 2. «Глухая» Русь как «исток художественного творения» в повести И.А. Бунина «Суходол».

§ 3. А. Белый «Серебряный голубь»: художник в пространстве русской провинции.

 

 Ушакова О.М. Т.С. Элиот и европейская культурная традиция. Монография. Тюмень: Издательство ТГУ, 2005. 220 с.

Творчество крупнейшего поэта XX века, лауреата Нобелевской премии Т.С. Элиота (1888-1965) рассматривается в широком контексте европейской культурной традиции. Особое внимание уделяется таким проблемам, как поэтика мифа, религия и литература, дантовский код поэзии Т.С. Элиота. В работе представлены все периоды, все направления его творческой деятельности (критика, поэзия, драматургия), анализируются социокультурные, философские, теологические аспекты художественного диалога.

 

Швейбельман Н.Ф. В поисках нового поэтического языка: проза французских поэтов середины XIX начала XX веков: Монография. Тюмень: Издательство ТГУ, 2002. 240 с.

В монографии рассматривается типология творческих индивидуальностей по их отношению к стиху и прозе. Изучение прозаических произведений  Нерваля, Рембо, Малларме, Аполлинера, Десноса вносит дополнительный акцент в осмысление художественных явлений середины XIX-начала XX веков. Предметом анализа является «проза поэтов», авторов, одинаково плодотворно осваивающих оба основных типа художественного мышления. Исследование структуры, жанровых модификаций, тематического своеобразия, различных типов прозаического дискурса в творчестве поэтов приближает к пониманию тончайшей материи их поэзии.

 

Комаров С.А. А. Чехов В. Маяковский: комедиограф в диалоге с русской культурой конца XIX первой трети XX века. Тюмень: Изд-во ТГУ, 2002. 248 с.

В монографии С. А. Комарова освещен процесс модернизации русской комедии в конце XIX —первой половине XX веков, описаны стратегии творчества художников при переходе от христианской к постхристианской парадигме мышления, выявлена роль диалога в этих стратегиях, дано оригинальное прочтение ряда пьес, являющихся основой жанрового репертуара отечественного театра.

Cитуация «смещения» в динамике русской комедии и проблема «нового слова».

§ 1. Христианская доминанта дочеховской рефлексии комедии.

§ 2. Предпосылки, факторы и симптоматика парадигматического «смещения» в русской комедии.

§ 3. К феноменологии чеховского поколения в русской литературе.

А. Чехов - комедиограф: от «смещения» жанра к его модернизации.

§ 1. Чехов на пути к модернизации комедии.

§ 2. «Чайка»: литературность как ресурс модернизации комедии.

«Чайка» и «Вишневый сад»: модернизация комедии в аспекте диалогического жеста А. Чехова.

§ 1. Жизнетворческая эстетика слова в «Чайке» и диалогические схождения Чехова.

§ 2. Поэтика «четвертого измерения» в комедии «Вишневый сад».

«Цикл идей» как механизм диалога и закономерность пути В. Маяковского к «Клопу» и «Бане».

§ 1. Стратегия творчества Маяковского и ее доминанта.

§ 2. Диалогические схождения как фактор стратегии творчества и закономерность пути Маяковского к «Клопу» и «Бане».

«Клоп» и «Баня» В. Маяковского и русская комедиография 1920-1930-х годов постчеховского поколения в аспекте жизнетворческой идеи.

§ 1. «Клоп» и «Баня» В. Маяковского в аспекте жизнетворческой идеи.

§ 2. Русская комедиография 1920-1930-х годов постчеховского поколения в аспекте жизнетворческой идеи.

К итогам модернизации русской комедии (середина ХХ века).

§ 1. Жизнетворческая идея как тема в комедиях Е. Шварца «Дракон» и «Обыкновенное чудо».

§ 2. Неорефлексия жизнетворческого проекта в комедиях постмаяковского поколения (А. Вампилов, В. Шукшин).

 

Бурова С.Н. Проблемы текстологии и историко-литературный процесс Учебное пособие. Тюмень: Изд-во ТГУ, 2006. 212 с.

Первый раздел знакомит с историей текстологии, основными теоретико-текстологическими понятиями и категориями в контексте научных споров о предмете и целях текстологии как дисциплины, имеющей научный и прикладной характер. Здесь же даются конкретные задания, позволяющие глубже освоить и научиться применять в филологической практике основные принципы текстологии. Второй раздел содержит материал непосредственных наблюдений над творческой историей текста в границах персональной текстологии (Л.М. Леонова) и предлагает систему творческих заданий по проблемам, связанным с историей текста в персоналиях.

 

Тюмень университетская: Альбом. Тюмень: Изд-во ТГУ, 2005. 84 с.

Книга об историко-архитектурном облике Тюменского государственного университета.

 

Тюмень: образ, душа, судьба / Ред. Н.П. Дворцова. Тюмень: Федеральное государственное унитарное издательско-полиграфическое предприятие «Тюмень», 2004. 480 с.

В книге, изданной на основе большого количества известных, а чаще впервые вводимых в научный оборот документальных, фольклорных, художественных текстов, Тюмень впервые предстает как духовная форма жизни.

Книга написана в жанре путешествия («прогулок») по истории тюменской культуры и рассчитана на широкого читателя, интересующегося судьбой родного края.

E-mail: russlit@utmn.ru

 

ИЗДАНО В УЛЬЯНОВСКЕ

 

Трофимов И.В. Искушение литературой. Николай Гоголь и эстетика духовной прозы первой половины XIX века / И.В. Трофимов. Ульяновск: УлГТУ, 2006. 122с.

В монографии исследуются творчество Н.В. Гоголя, проблемы мировоз-зренческой позиции классика национальной словесности, его связи с эстетикой духовной литературы ХIX века и с православной культурой. Рассматривается литературное наследие святителя Игнатия Брянчанинова и богословская публицистика А.С. Хомякова.

«Начертанный образ с живыми глазами». (Н.В. Гоголь. «Портрет»).

Шинель Акакия Акакиевича.

Акакий Акакиевич-каллиграф.

Н. В. Гоголь: явление ревизора.

Храм в творчестве Н.В. Гоголя.

«...Что значит это наводящее ужас движение?»

Н.В. Гоголь - В.А. Жуковский. («Выбранные места из переписки с друзьями»).

Святитель Игнатий Брянчанинов и задачи духовного просвещения («Плач мой»).

Лирические отступления в духовной прозе святителя Игнатия Брянчанинова (мотив моря).

Искушение литературой (эстетика духовной прозы святителя Игнатия Брянчанинова).

Литературное богословие А.С. Хомякова.

Соблазны русской литературы. (Вместо заключения).

228400 Латвия, Даугавпилс, Спорта, 8-304.

E-mail: iosif-t@yandex.ru,  vale@dau.lv