Новые книги


ИЗДАНО В АСТРАХАНИ

Егорова О.Г. Развитие цикла и жанровые трансформации в русской прозе первой половины XX века: монография / О.Г. Егорова. Изд. 2-е, стереотип. Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2006. 280 с.

Монография посвящена малоизученному вопросу отечественного литературоведения и находится в русле актуальных научных интересов, поскольку поэтика прозаического цикла, его трансформации в литературе XX века еще не были предметом отдельного исследования.

Автором глубоко изучена история вопроса, каждая глава посвящена исследованию циклических структур в творчестве представителей различных литературных направлений и течений.

Глава I. Циклизация малых форм как путь создания новых жанровых структур в реалистической и модернистской литературе конца XIX-1 половины XX века.

Цикл в реалистической литературе конца XIX -1 половины XX века.

Проявление инноваций в прозе акмеистов.

Циклические структуры в творчестве М. Кузмина.

Формирование и развитие прозаического цикла в общем контексте постклассической литературы I половины XX века.

Глава II. Тенденции к циклизации в прозе русского символизма.

Глава III. От «Сказочек» к роману-мозаике (поиски новых форм в творчестве Ф. Сологуба).

Глава IV. Жанровые трансформации в русской орнаментальной прозе.

Глава V. Циклические структуры в литературе постмодернизма.

E-mail: egorov@astranet.ru


ИЗДАНО В ИВАНОВЕ

Библиография К.Д. Бальмонта / Под общ. ред. С.Н. Тяпкова. Т. 1: Произведения поэта на русском языке, изданные в России, СССР и Российской Федерации (1885-2005 гг.). Иваново: Иван. Гос. ун-т, 2006. 490 с.

В первом томе четырехтомного коллективного труда «Библиография К. Д. Бальмонта» с приближенной к исчерпывающей полнотой представлены в хронологической последовательности описания произведений поэта на русском языке, изданных в России, СССР и Российской Федерации в течение 120 лет (1885—2005гг.). Привлечено большое количество источников.

«Бальмонт-Центр» Ивановского госуниверситета решил отметить 140-летие со дня рождения Константина Бальмонта (1867-1942) созданием полной библиографии его текстов, изданных на русском языке в России, СССР и Российской Федерации за 120 лет, с 1885 по 2005 гг. В конце 2006 года книга вышла в свет в издательстве «Ивановский университет» (тираж - 500 экз.).

Составители этого уникального, первого в мире издания, - профессор ИвГУ, доктор филологических наук С.Н. Тяпков, кандидат филологических наук О.В. Епишева и ст. сотрудник «Бальмонт-Центра» А.Ю. Романов, много лет работающие над исследованием биографии и творчества поэта-земляка. Книга включает сведения как о публикациях Бальмонта (их отмечено свыше 1200), так и о музыкальных переложениях на его стихи.

До недавнего времени творчество Бальмонта, в силу ряда причин, было представлено читателям в значительно редуцированном виде. Во внимание не принималось даже то немаловажное обстоятельство, что Константин Бальмонт более десяти лет «царил» (В. Брюсов) в русской поэзии. Тем не менее, количество его изданий на родине, особенно после отъезда за границу в 1920-м году, резко пошло на убыль. Один из ярчайших представителей Серебряного века был фактически изъят из актуально действующей культуры. Даже в 1967 году, по случаю столетия поэта, у него на родине в Шуйском пединституте было позволено провести лишь юбилейное заседание кафедры литературы, а запланированную на то же время научную конференцию в Ивановском пединституте власть предержащие попросту запретили...

Сегодня, во многом благодаря усилиям именно ивановских и шуйских литературоведов Константин Бальмонт полновесно возвращается к российским читателям и исследователям. В том числе - и на страницах только что изданного тома, где «солнечный поэт» предстает не в назойливо повторяющихся подборках его заезженных «хитов», а во всем богатейшем разнообразии оставленного им творческого наследия.

Труд ивановских исследователей польский коллега, филолог Ежи Шокальский с уважением назвал подвигом. Но эта весьма лестная оценка относится не столько к составителям, сколько ко всем коллегам, бескорыстным помощникам, к замыслу научного проекта и главным образом - к еще предстоящей работе над последующими томами «Библиографии», к заботам многих и многих российских и зарубежных сподвижников. Как отмечает Константин Азадовский, «Библиография Бальмонта - важнейшее научное дело, причем не только для бальмонтоведов. Достоинства этого издания очевидны, главное из них в том, что произведения поэта “выстроены”, наконец, в единый ряд, каждая из публикаций описана подробно и тщательно, и любой исследователь, обратившись к «Библиографии», сможет уяснить себе, как и где печатался поэт».

Необходимо отметить и участие президента Российского фонда культуры Н.С. Михалкова и директора Ивановского филиала Фонда культуры Л.А. Артемьевой, активно поддержавших реализацию этого сложного научного проекта.

Работа исследователей из «Бальмонт-Центра» ИвГУ в ближайшие годы будет продолжена изданием следующих томов «Библиографии».

Е-mail: kbalmont@mail.ru

Шукуров Д.Л. Автор и герой в метаповествовательном дискурсе К.К. Вагинова / Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина; Ивановский государственный университет. Иваново, 2006. 188с.

Работа посвящена изучению творческого наследия петербургского (ленинградского) поэта и писателя 20 - 30-х гг. XX века К.К. Вагинова (1899 - 1934) - автора, входившего в интеллектуальный круг известного отечественного филолога и философа М.М. Бахтина (1895 - 1975). В исследовании анализируется многофигурная система персонажей в метаповествовательном дискурсе романов К.К. Вагинова «Козлиная песнь» (1928), «Труды и дни Свистонова» (1929) и некоторых его поэтических произведений, рассмотрены историко-литературные контексты творчества писателя. Монография адресована филологам и всем интересующимся историей русской литературы первой трети XX века.

E-mail: shoudmitry@yandex.ru

Проблемы школьного и вузовского анализа литературного произведения в жанрово-родовом аспекте: теория, содержание, технологии. Сборник научно-методических статей. Иваново: Издательство «Ивановский государственный университет», 2006. 430 с.

Сборник научно-методических статей подготовлен на основе материалов V Всероссийской научно-методической конференции памяти В.П. Медведева «Проблемы школьного и вузовского анализа литературного произведения в жанрово-родовом аспекте: теория, содержание технологии» (Иваново, 30-31 марта 2006 года). В статьях преподавателей вузов и учителей-словесников рассматриваются актуальные вопросы литературного образования школьников, проблемы анализа художественного текста.

Бобырева Е.В. Содержательный план и интерпретация Псалмов как жанра религиозного дискурса.

Николаева П.В. Этикетные речевые жанры в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя.

Смирнов В.А. Новые возможности прочтения «Отцов и детей» И.С. Тургенева.

Лазарева М.Г. Видение «хрустального дворца»: «Что делать?» Н.Г. Чернышевского как утопический роман.

Розанова Л.А. Тема и образ «честного сердца» в структуре произведений Н.А. Некрасова.

Хромова И.А. Способы выражения авторской позиции в драматическом произведении (Пьеса А.Н. Островского «Пучина»).

Белякова Е.Н. Еще раз о «маленьком человеке» (жанровые особенности повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» и их влияние на изображение главного героя).

Ермилова Г.Г. Язык иконы: проблемы понимания.

Подоплёкина М.В. Поэтические мотивы дьяволического дискурса на примере рецепции образа Н.В. Гоголя в критике Д.С. Мережковского.

Коптелова Н.Г. Очерки Г.И. Успенского в интерпретации Д.С. Мережковского.

Меликян М.М. Три скандальные сцены: (К вопросу о специфике композиционных приемов в «романе-трагедии» Ф.М. Достоевского).

Лебедева А.В. Говорящее молчание в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина».

Кангина С.В. О парадоксе чеховской краткости.

Капустина О.Б. «Снежная маска» А.А. Блока: жизненные реалии и символистский миф.

Дзуцева Н.В. Проблема автопортрета в лирике.

Захарьин Н.А. Знаки препинания в лирике М. Цветаевой: от графического к семантическому.

Маркова М.М. Художественное пространство и время в новеллистике Н.А. Тэффи

Жиркова М.А. Маленький шедевр любовной лирики Саши Черного (стихотворение «Мой роман»).

Морозов Д.В. Художественное пространство и время в романе Набокова «Дар».

Холодова З.Я. Роман В.П. Астафьева «Прокляты и убиты»: разрушение стереотипов.

Иванов Д.И., Иванова Е.И. Игорь Тальков. Судьба и предназначение (Материалы к лекции по изучению современной поэзии в 11 классе).

Иванов Д.И. Опыт сопоставительного анализа синтетических поэтических текстов А. Башлачева, Б. Гребенщикова, Е. Летова, К. Кинчева (материалы к спецкурсу по изучению русской рок-поэзии в 11 классе).

Букарева Н.Ю. Своеобразие речевой организации в драматургических произведениях Николая Коляды.

Барышева С.Г. Проблема анализа экзистенциальных архетипов в романистике современных русских писателей.

Кириллова И.В., Ингеманссон А.Р. Интертекстуальность в романе Б. Акунина «Турецкий гамбит».

Тюленева Е.М. Приемы создания постмодернистского текста: коллаж, каталог.

Гаучи О.В. Концептуальная метафора в художественном тексте.

Романова А.Н. Региональный компонент литературного образования школьников: проблемы и перспективы.

Федченкова М.Л. Формирование культуроведческой компетенции учащихся в процессе изучения литературного произведения.

Страшнов С.Л. Сюжетные и композиционные доминанты в анализе произведений с различными родо-жанровыми особенностями.

Головко Н.В. Эпизод в системе художественного целого: технология эстетического анализа.

Майорова Т.А. Определение роли художественного приема при анализе прозаического текста.

Степанова-Постричева И.Д. Юмористические рассказы А.П. Чехова и сказочная традиция. Опыт школьного анализа.

Павловская О.А. Использование приема ассоциаций на уроках по изучению лирики В.А. Жуковского.

Жданова Т.В. Работа над словом и образом на уроках литературы в 5 классе (на материале произведений: А. Фет «Бабочка», В. Набоков «Бабочка», И. Бродский «Бабочка»).

Попова Г.В. Опыт изучения в школе стихотворения А. Фета «В дымке-невидимке...».

Петрова Т.С. Текстовый анализ лирики К. Бальмонта в школе: особенности символической поэтики.

Пайков В.В. Реализация принципа межпредметных анализов лирического произведения.

Смирнова Т.Ю. Межпредметные связи как средство развития эмоциональной деятельности учащихся при анализе художественных произведений.

Синохина И.В. Анализ поэтического текста. Из опыта работы в школе юного филолога.

Смирнова Н.Л. О влиянии технологии учебного родового анализа драмы на интерпретацию произведения.

Лукьянчикова Н.В. Изучение древнерусских житий в средней школе.

Филонова Ю.А. Изучение жанра народной баллады в 6 классе.

Рапенкова И.В. Осмысление старшеклассниками современной антиутопии (из опыта работы).

Котлов А.К. Идейно-художественное своеобразие рассказа Олега Павлова «Конец века» (К проблеме изучения современной литературы в школе и вузе).

Прошек И.В. Художественно-документальное осмысление эпохи Великой Отечественной войны и его роль в патриотическом воспитании подростков.

Тихомиров В.В. О современном уровне преподавания истории русской литературной критики в вузе.

Никонова Н.Е. Методика преподавания зарубежной литературы как вузовский спецкурс: проблемы обучения анализу оригинала и перевода.

Волкова Т.Н. Культурологический аспект работы над словом при изучении прозаических произведений.

Никифорова С.В. Использование языковых средств литературных произведений для формирования коммуникативных умений учащихся.

Варзин А.В. Развитие устойчивых языковых ассоциаций как особый стилистический прием в текстах Ф.М. Достоевского.

Соколов А.Н. Лексико-семантическое поле в художественном тексте (на материале романа Ф.М. Достоевского «Бесы»).

Канафиев Р.Н. О символике оружия в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

Горнакова Л.Ю. Семантические возможности антропонимов в художественном тексте.

Красильникова Е.П. Репрезентация композиционных повторов в комедии А.П. Чехова «Чайка».

Лобанова Т.А. Роль слова же в смысловой организации предложения и текста (на материале романа М. Шолохова «Поднятая целина»).

Фархутдинова Ф.В., Кранышева Л.А. Лингвокультурема «Ленин» в русской прозе 50-60-х годов XX века.

Кондрашенко М.А. Поэзия Н. Рубцова: лингвокультурологический подход к интерпретации художественного текста.

E-mail: talen@rambler.ru


ИЗДАНО В ИЖЕВСКЕ

Черашняя Д.И. Тайная свобода поэта: Пушкин. Мандельштам. Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2006. 308 с.

В книге предпринята попытка понять, как в структуре художественного произведения воплощается стремление поэта к «свободному проявлению» души вопреки доставшемуся ему «жестокому веку».

Минута — и стихи свободно потекут... (А.С. Пушкин).

«Что, если можно?..»(еще раз о загадочной поэме «Граф Нулин»).

«Так вот куда октавы нас вели!» («Домик в Коломне»).

«Пишу не роман, а роман в стихах» (авторские голоса в «Евгении Онегине»).

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» (к источникам и смыслам стихотворения).

И вдруг дуговая растяжка звучит в бормотаньях моих (О. Мандельштам).

Автор и герой: кто и что играл наизусть в стихотворении «Жил Александр Герцевич»?

Медведева Н.Г. «Муза утраты очертаний»: «Память жанра» и метаморфозы традиции в творчестве И.Бродского и О.Седаковой. Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2006. 376 с.: 2 ил.

Поэтические системы И.Бродского и О.Седаковой впервые сопоставлены друг с другом и рассмотрены в широком поле культурной традиции. Предложены механизмы взаимодействия «жанровой памяти» и творческих поисков двух современных поэтов.

Глава I. «Развалины геометрии» и трансформация классических жанров в поэзии И. Бродского «Мечта Казимира»: онтология пространства в поэтическом мире И. Бродского.

«Сходство временного с постоянным и настоящего с прошлым»: «Римские элегии».

«Эта песнь пастушья...»: И. Бродский и античная буколическая традиция.

«Отрывок» как жанровая форма в поэзии И. Бродского.

Из истории жанра.

«Дубовый листок оторвался от ветки родимой...».

Глава II. Концепция героя и поиск жанра в системе драматических координат («театральный текст» И. Бродского).

Пьеса И. Бродского «Мрамор» и греческая трагедия.

«Диалектика разыгрываемых мыслей» (о четырех стихотворениях И.Бродского).

«Горбунов и Горчаков» И. Бродского: между драматической лирикой и лирической драмой.

Глава III Альтернатива небытию. Поиск души в форме лирической поэзии» (И. Бродский. Новые стансы к Августе). «Рождественский текст» И.Бродского и О.Седаковой.

Элементы обратной перспективы в картине мира И. Бродского

Стихотворение О.Седаковой «Портрет художника на его картине».

Образ «Китая» в русской поэтической традиции (Н. Гумилев, О. Седакова, И. Бродский).

Глава IV. Семантика «самоотрицания» в позиции лирического «Я».

«Куда ж нам плыть?..» («Корабли» И. Бродского и О. Седаковой).

Серебряная ветвь, или Лирические трансформации эпического сюжета о Тристане и Изольде.

Инверсия сюжетного архетипа в стихотворной книге О. Седаковой «Старые песни».

«Выход за собственные границы» как структурная особенность личности в творчестве И.Бродского.

Корман Б.О. Избранные труды. Теория литературы / Ред.-сост. Е.А. Подшивалова, Н.А.Ремизова, Д.И. Черашняя, В.И.Чулков. Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2006. 552 с.: ил.

Впервые публикуются все работы доктора филологических наук, профессора Б.О. Кормана (1922—1983), посвященные теории литературы. Собранные вместе, они дадут сегодняшнему и будущему читателю наиболее полное представление о его теоретическом вкладе в отечественную науку.

1958-1971 гг.

Многоголосье в лирике Н.А. Некрасова.

О некоторых проблемах реализма.

В.Г. Белинский об эмоциональном тоне лирической поэзии.

К определению переноса (enjambement).

Некоторые предпосылки изучения образа автора в лирической поэзии: понимание лирики как системы.

О соотношении понятий «автор», «характер» и «основной эмоциональный тон».

Итоги и перспективы изучения проблемы автора.

1972-1978 гг.

Заметки о проблеме автора.

Лирика Некрасова и некоторые вопросы теории.

Чужое сознание в лирике и проблема субъектной организации реалистического произведения.

Размышления над «Поэтикой композиции».

История и теория в книге о лирике.

Опыт описания литературных родов в терминах теории автора (субъектный уровень).

Заметки о точке зрения.

Родовая природа рассказа Паустовского «Телеграмма»: к вопросу о специфике лирической прозы.

К типологии лирических систем: Некрасов и Тютчев.

Автор литературного произведения и читатель.

О целостности литературного произведения.

О родовой природе стихотворения А. Блока «На железной дороге».

Введение <ко 2-му изданию «Лирики Некрасова»>.

1978-1983 гг.

Из наблюдений над терминологией М.М. Бахтина.

О соотношении субъектной организации и сюжета.

Творческий метод и субъектная организация произведения.

Принципы анализа художественного произведения и построение единой системы литературоведческих понятий.

Проблема автора в художественной прозе Ф.М. Достоевского.

Реализм и нормативное начало.

Целостность литературного произведения и экспериментальный словарь литературоведческих терминов.

Реалистическая лирика и гуманистическая этика.

Проблема личности в реалистической лирике.

Заметки о лирике.

Лирика и реализм.

Приложение 1. Наброски, записи, конспекты, планы.

Приложение 2. Список научных трудов Б.О. Кормана.

Приложение 3. Б.Ф. Егоров. Памяти Бориса Осиповича Кормана.

426000 Ижевск, ул. Пушкинская 261-72.

E-mail: formula@udmnet.ru serova@uni.udm.ru, serova@udm.ru


ИЗДАНО В КУРСКЕ

Кошелев В.А. Афанасий Фет: Преодоление мифов / Новгородск. гос. ун-т. Курск: Курск, гос. ун-т, 2006. 336 с.

Монография известного литературоведа посвящена деконструкции многочисленных мифов, которыми окружены жизнь и творчество А.А. Фета. Исследование представляет целостный взгляд на мировоззрение Фета-художника и Фета-публициста, открываются новые факты его жизненного и творческого пути.

E-mail: anvk@novsu.ac.ru, anvk@rambler.ru


ИЗДАНО В МИНСКЕ

Материалы творческих встреч с писателями (Дмитрий Галковский, Мария Арбатова, Егор Радов, Всеволод Некрасов, Дмитрий Воденников, Дмитрий Кузьмин, Зиновий Зиник, Александр Калецкий) / сост. И. С. Скоропанова. Мн.: БГПУ - ИСЗ, 2006. 155 с.

В сборнике представлены стенограммы выступлений и интервью восьми современных русских писателей, позволяющие лучше понять их творческую индивидуальность и текущий литературный процесс.

Галковский Д.Е. Стенограмма выступления на встрече со студентами и преподавателями филологического факультета Белорусского государственного университета.

Арбатова М.И. Стенограмма выступления перед участниками X Международной научной конференции «Взаимодействие литератур в мировом литературном процессе. Проблемы теоретической и исторической поэтики».

Радов Г.Г. (Егор Радов). Стенограмма выступления на встрече со студентами и преподавателями Белорусского государственного университета.

14 вопросов Егору Радову и его ответы на них.

Некрасов Bс.H. Стенограмма выступления перед участниками VII Международной научной конференции «Славянские литературы в контексте мировой».

Всеволод Некрасов о себе и литературе.

Воденников Д.Б. Стенограмма выступления перед студентами и преподавателями Белорусского государственного университета.

Дмитрий Кузьмин в вопросах и ответах.

Кузьмин Д. В. Стенограмма выступления на встрече со студентами и преподавателями Белорусского государственного университета.

Зиновий Зиник: интервью в преддверии встречи.

Калецкий А.С. Стенограмма выступления на встрече со студентами и преподавателями Белорусского государственного университета.

Киберпанк Владимира Сорокина «Пир»: опыт прочтения и изучения: Материалы в помощь студентам- филологам. Мн.: БГПУ ИСЗ, 2006. 91 с.

В настоящем издании представлены материалы, посвященные киберпанку Владимира Сорокина «Пир» и отражающие опыт его изучения на отделении русской филологии Белорусского государственного университета в рамках курса «Современная русская литература (конец XX — начало XXI вв.)» в 2005 г.

И.С. Скоропанова. Киберпанк Владимира Сорокина: книга «Пир».

А. Занковец. Киберпанк В. Сорокина «Пир».

Е. Точилина. Жанрово-стилевые признаки кибер-панка в книге В. Сорокина «Пир».

А. Кудасова. Антикаллизм Владимира Сорокина («Пир»).

Н. Кечко. Проблема ценности жизни в книге В. Сорокина «Пир».

Ю. Борисова. Человек будущего в «Пире» В. Сорокина и «Глобальном человейнике» А. Зиновьева.

220030 Минск, пр. Независимости, 12-15.

E-mail: khalipov@nsys.by

 


ИЗДАНО В МОСКВЕ

Ярхо Б.И. Методология точного литературоведения: Избранные труды по теории литературы / Изд. подгот. М.В. Акимова, И.А. Пильщиков и М.И. Шапир; Под общей ред. М.И. Шапира- М.: Языки слав, культур, 2006. XXXII, 927 с. (Philologica russica et speculativa; T. V).

В издание входят три важнейших монографии одного из самых значительных филологов XX века. «Методология точного литературоведения», полностью публикуемая впервые, стала научным завещанием автора: в ней последовательно излагаются принципы и перспективы теоретического и исторического изучения литературы с помощью количественных методов. Две другие работы, демонстрирующие возможности заявленного подхода («Комедии и трагедии Корнеля», «Распределение речи в пятиактной трагедии»), разрабатывают теорию жанра и теорию литературных направлений на материале европейской драмы XVII—XIX веков. Издание снабжено обширным историко-научным аппаратом, включающим очерк жизни и творчества Б. И. Ярхо, комментарии, библиографии, указатели. В приложении помещено исследование М. И. Шапира о границах «точных методов» в гуманитарных науках.

М.В. Акимова, М.И. Шапир. Борис Исаакович Ярхо и стратегия «точного литературоведения».

Методология точного литературоведения.

Предисловие к «Методологии точного литературоведения». Методология точного литературоведения: Набросок плана.

Добавления и замечания к наброску «Методологии точного литературоведения».

Указатель важнейших рабочих понятий. Указатель экземплификационного материала.

Труды по теории и истории драмы.

Комедии и трагедии Корнеля (этюд по теории жанра).

Распределение речи в пятиактной трагедии (к вопросу о классицизме и романтизме).

Тыняновский сборник. Вып. 11: Девятые Тыняновские чтения. Исследования. Материалы. М.: ОГИ, 2002. 992 с.

Сборник содержит филологические, культурологические, искусствоведческие работы: история русской литературы XVIII - XX вв., текстология, поэтика, соотношение визуального и вербального искусств, киноведение, история русской и советской интеллигенции, материалы к биографиям ученых, деятелей искусства (Б.М. Эйхенбаум, В.Б. Шкловский, Н.И. Харджиев, Ю.А. Молок, Л.Н. Чертков). Помещены публикации архивных документов. Ряд текстов о советском прошлом объединены в разделе «Филологические мемуары».

К. Осповат. К литературной позиции Ломоносова.

А. Курилкин. Эзотерическая книга в России второй роловины XVIII - начала XIX века (предварительные замечания).

А. Шенле. Пространственная поэтика Царского Села в екатерининской презентации империи.

Е. Погосян. Ненаписанное «Путешествие» Радищева.

М. Неклюдова. «Общая картина современной России» Виктора Комераса (к вопросу о типологии европейской «Россикй»).

И. Виницкий. «Мертвый младенец» в поэтическом мартирологе В.А. Жуковского.

Т. Стенанищева. Наблюдения над поэтикой поздних баллад Жуковского (проблема сюжетных дублетов).

Д. Сащ. Ранняя лирика Пушкина: структура, семантика, поэтика.

М. Ланглебен. Иконизм синтаксиса в «Путешествии в Арзрум» Пушкина.

А.Л. Осповат. Из наблюдений над царскосельским топосом «Капитанской дочки».

А.А. Долинин. Древо искусства и древо яда. (Еще раз о полемике 1828 года между Катениным и Пушкиным).

Вяч. Вс. Иванов. О принципах и методах реконструкции недошедшего до нас произведения («Влюбленный бес» Пушкина).

Л.О. Зайонц. «Парки бабье лепетанье...» (комментарий к реплике Л. В. Пумпянского).

Н. Мазур. Еще раз об адресате эпиграммы Баратынского «Увы! творец непервых сил!».

Л. Киселева. «Смольяне в 1611 году» А.А. Шаховского как попытка создания национальной трагедии.

О. Майорова. Политический подтекст споров вокруг празднования тысячелетия России.

Л. Пильд. В.В. Розанов об И.С. Тургеневе (к проблеме истоков стиля Розанова).

М.О. Чудакова. Самоубийство как дуэль и «список Герцена» в литературном сознании советского времени. (Пушкин - Лермонтов - Есенин - Маяковский).

А.Г. Мец. О. Мандельштам: заметки к комментарию (в томе стихов 1995 года).

М.Л. Гаспаров. «Сеновал» О. Мандельштама: история текста и история смысла.

С. Гардзонио. Бытовая лирика Вениамина Бабаджана и русский модернизм.

А.А. Кобринский. Несколько соображений по поводу особенностей обэриутской пунктуации.

М. Ланглебен. Архетип кладбища в рассказах Бабеля: «Кладбище в Козине» и «Конец богадельни».

Э. Коган. Русско-еврейский диалог у Бабеля.

А. Грибанов. Борис Николаевский - Исаак Бабель - Борис Суварин и некоторые проблемы эмигрантской журналистики.

Е. Михаилик. Сентиментальное путешествие Белой гвардии.

А.С. Немзер. Из наблюдений над романом Тынянова «Пушкин». Явление героя.

А.А. Формозов. Заметки археолога к романам Юрия Домбровского.

М.О. Чудакова. К биографии Е.А. Шиловского.

Г.А. Морев. К истории независимой печати 1920-х годов.

Р.М. Янгиров. К биографии В.Б. Шкловского.

Михаил Мейлах. «Утехи младших школяров». Семнадцать писем Н. И. Харджиева.

А.Б. Устинов, С. Гардзонио. Письма М.И. Лопатто к Г.П. Струве (к истории русской поэзии 1910-х годов).

Е.А. Тоддес. Б.М. Эйхенбаум в 30-50-е годы (к истории советского литературоведения и советской гуманитарной интеллигенции).

В. Кабо. Сакральное искусство аборигенов Австралии и русская икона.

Т. Смолярова. Еще раз об иллюстрации.

Ю. Цивьян. «Bisex» как тема и как художественный прием: к системе образов в «Иване Грозном» Эйзенштейна.

О.А. Лекманов. Мотивы сладостей и вина в фильме М. Формана

«Амадей».

Т.Д. Исмагулова. «Одинокий комедиант Россов...» (Гамлет, Дапертутто и тиран).

В.Н. Ярко. Как готовили филологов-классиков во второй половине

30-х годов.

В. Кабо. Дикий голубь (о Валентине Берестове).

Е.А. Кумпан. Аутодафе во дворе Горного института.

С.В. Житомирская. В условиях несвободы (из записок архивиста).

Н. Зейфман. Еще немного о ГБЛ, КГБ и еврейском вопросе.

М.Ц. Шабат. От ФБОН к ИНИОН (взгляд снизу).

В.В. Бибихин. Для служебного пользования.

И.П. Соболев. До ареста.

Н. Каверин. Свободу не подарят.

О Юрии Александровиче Молоке

Ю.Я. Герчук. Между изображением и словом.

Ф.А. Молок. Мой младший брат.

Вспоминая Леонида Черткова

Т. Никольская. О его жизни.

В. Кузнецов. О лагерном друге.

М.О. Чудакова. О последних годах.

М.О. Чудакова. «Когда погребают эпоху» (вокруг филологических

мемуаров).

In Memoriam

Памяти Саши Носова.

 

Десницкий А. Поэтика библейского параллелизма / Серия «Современная библеистика». М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2007. 554 с.

Книга детально рассматривает на конкретном материале одну из самых характерных черт библейского языка, которая все больше привлекает в последнее время внимание ученых - параллелизм. Анализ современной литературы по этой теме сочетается в ней с самостоятельным исследованием как теоретических положений, так и многих текстов, связанных с библейской традицией. Несмотря на серьезный научный подход, книга написана достаточно простым языком, так что она будет интересна и профессионалам, и всякому заинтересованному читателю, приступающему к чтению Библии как Священного Писания или как великого памятника мировой культуры.

ИСТОРИЯ: СОВРЕМЕННАЯ БИБЛЕИСТИКАИ ПАРАЛЛЕЛИЗМ.

Новые тенденции в библейской филологии

Библеистика на перекрестке наук.

«Реальность за текстом» или «реальность текста»?

Библейская филология «после Соссюра».

Означающее и означаемое

Языки речь.

Синхрония и диахрония.

Исследования параллелизма в библейской филологии.

Поэзия, проза и параллелизм.

Ветхозаветная поэзия: свидетельство древних.

Ветхозаветная поэзия и современное стиховедение.

«Алгебра» ветхозаветного стиха.

Принцип поэтичности и параллелизм.

Параллелизм в повествовательной прозе.

Законы человеческой речи и параллелизм.

Строгая синонимия или антонимия?

Лингвистический анализ параллелизма.

Культурология и библейский параллелизм.

Параллелизм как универсалия.

Параллелизм и письменность Израиля.

Параллелизм и типология культур.

ЭКСКУРС: ПАРАЛЛЕЛИЗМ НА ДРЕВНЕМ БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ.

Смысл и сила имени.

Мир как система.

Имя как сущность.

Многозначные имена.

Шумерский параллелизм.

Аккадский параллелизм.

Параллелизм в угаритском эпосе.

 

Семиотика безумия. Сборник статей. Составитель Нора Букс. Париж-Москва. Издательство «Европа», 2005. 312 с.

«Семиотика безумия» - второй сборник серии «Механизмы культуры». В нем представлены материалы международной конференции «Психические отклонения как источник литературного творчества» (Центр славянских исследований, Сорбонна, Париж, 2004) и статьи сетевого издания «Русский журнал» (www.russ.ru). Авторы - ученые, публицисты, политологи, - пользуясь разной методологией, анализируют состояние «умственного расстройства» как одну из доминирующих категорий литературного процесса, истории и политики.

Е. Курганов. Интерпретация бреда и бред интерпретации.

И. Смирнов. Ошибка, Бог и литература.

Ж. Брейар. Болезнь письма.

С. Вьеллар. Между нормой и отклонением.

М. Виролайнен. Потерянное «Я»: о поэтическом самосознании Золотого и Серебряного века.

И. Попова. Другая вера как социальное безумие частного человека.

Е. Пенская. Трактирный Гегель.

О. Сконечная. «Тот, кто стоит за ними», или заметки о параноидальной поэтике Андрея Белого.

Ж.-К. Ланн. Поэзия и безумие: случай русского футуризма.

И. Лощилов. «Соединив безумие с умом...» О некоторых аспектах поэтического мира Н.А.Заболоцкого.

Н. Букс. Набоков и психиатрия. Случай Лужина.

Л. Юргенсон. «Школа для дураков» и университет для безумцев.

В. Руднев. Пригов — поэт-парафреник.

С. Самохина-Труве. К вопросу о психоистории русской литературы.

Х. Коницкая. Шизофрения по Кемпинскому.

В. Одоевский. Кто сумасшедшие?

Г. Павловский. Профкомы при Холокосте.

С. Чернышев. Идиотизм как профессия и как призвание.

А. Чадаев. Дом с привидениями.

К. Крылов. Пробуждение от идиотизма.

М. Бударагин. Прикладная шизофрения.

www.russ.ru

 

Рыжов Ю.В. Ignoto Deo: Новая религиозность в культуре и искусстве. М: Смысл, 2006. 328 с.

Экспансия новой религиозности (в формах оккультизма, магии, мистицизма, паранаучных верований, нетрадиционных методов лечения и т.п.) - одна из примет нашего времени. Феномен новой религиозности радикально отличается от исторически сложившихся, традиционных для данного общества религий, и при этом не сводится исключительно к новым религиозным движениям. В монографии рассмотрен генезис новой религиозности, проанализированы ее основные особенности и взаимосвязь с современной массовой культурой и искусством.

Проблемное поле исследования.

Переходная эпоха и трансформации современной культуры.

Религия и религиозность в пространстве культуры.

Религиозное и эстетическое: проблема соотношения.

Феномен новой религиозности.

Новая религиозность: к определению понятия.

Генезис новой религиозности.

Социокультурный анализ новой религиозности.

Новая религиозность в массовой культуре.

Особенности современной массовой культуры.

Новые мифологии или новая религиозность?

Религиозная составляющая массовой культуры.

Современное искусство и новая религиозность.

Религиозные искания в искусстве XX века.

Медиарелигиозность и картина мира.

Магия звука: от рока до рэйва.

E-mail: ryzhov@pochtamt.ru

 


ИЗДАНО В ОРЕНБУРГЕ

Прокофьева А.Г. Литературное Оренбуржье: биобиблиографический словарь / А.Г. Прокофьева, В.Ю. Прокофьева, О.В. Федосова, Г.Ф. Хомутов; Редкол.: Н.Ф. Корсунов [и др.]. Оренбург: Изд-во «Оренбургская книга», 2006. 272 с.

Словарь содержит биобиблиографические статьи-справки о 681 писателе, филологе, краеведе - уроженцах Оренбургского края, живших в нем, приезжавших в него, писавших о нем. Книга охватывает литературную жизнь Оренбуржья за весь период его существования (XVIII - XXI вв.).

E-mail: vicprok@oris.ru


ИЗДАНО В РЯЗАНИ

Решетова А.А. Древнерусская паломническая литература XVI-XVII веков (история и поэтика): монография / А.А. Решетова; Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. Рязань, 2006. 768 с.

В монографии рассматривается эволюция древнерусской паломнической литературы на переломном для нее этапе (XVI— XVH вв.); дается целостный историко-литературный, текстологический, жанрово-поэтический анализ малоизученных и за редким исключением малоизвестных текстов; показано, что основные тенденции развития «хождения» и его разновидностей отражают процесс формирования новой жанровой системы в русской средневековой словесности. В работе использованы разнообразная источниковедческая база и широкий фоновый материал. Исследование сопровождается публикацией отдельных паломнических текстов, подготовленных по рукописным источникам.

Глава I. К истокам жанра: древнерусские хождения и греческие проскинитарии.

0 роли переводного путеводителя в паломнической литературе Руси XVI—XVII вв.

«Поклоненье святого града Иерусалима» - переводной проскинитарии XVI в.

Проблемы атрибуции и датировки текста.

К вопросу о компилятивной природе «Поклоненья».

Жанровые традиции проскинитария и его связь с русскими хождениями XVI в.

«Повесть о святых и богопроходных местах» Гавриила Назаретского - путеводитель в русской паломнической литературе XVII в.

Гавриил Назаретский как историческая личность и автор «Повести о святых и богопроходных местах святого града Иерусалима».

Вопросы атрибуции и истории текста: постановка проблемы переводного и оригинального.

Жанровое своеобразие памятника и его функциональное назначение.

Глава II. Сочинения Коробейниковского цикла («Хождения» Василия Познякова и Трифона Коробейникова) как основа паломнической литературы XVI в.

«Хождение» Василия Познякова: вопросы литературной истории текста.

«Хождение» Трифона Коробейникова: проблемы историко-литературного исследования текста.

Исследование и реконструкция исторической основы «Хождения» Трифона Коробейникова.

История рукописной традиции и издания памятника.

Сравнительно-текстологический анализ «Хождений» Василия Познякова и Трифона Коробейникова.

Паломническое хождение в XVI в.: жанровое своеобразие

и особенности развития.

E-mail: reshetov@rspu.ryazan.ru

 


ИЗДАНО В САМАРЕ

Носков А.И. Прикосновение к прошлому. Историко-литературные поиски и находки самарского краеведа / авт. вступ. ст. А.Н. Завальный. Самара: Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2006. 520 с.

Книга написана по результатам многолетних поисков и находок новых материалов в архивах и библиотеках Москвы, Петербурга, Самары, относящихся к истории самарского края, ряду замечательных личностей еще уездной Самары (начиная с литератора конца XVIII - начала XIX века И.А. Второва), некоторым знаменательным событиям самарской общественной жизни, самарским дням и годам знаменитых россиян. Ряд очерков по своему содержанию выходит за рамки самарского краеведения, вводит новые факты в летописи жизни А.С. Пушкина, героев войны 1812 -1814 годов генералов братьев Я.П. и И.П. Кульневых, декабристов Ал. В. Веденяпина, братьев А.П. и П.П. Беляевых, П.И. Пестеля, драматурга А.Н. Островского, русско-американского писателя В.В. Набокова.

А.И. Носков. Прикосновение к прошлому

Завальный А.Н. Самара, которую подарил нам А.И. Носков.

И.А. Второв, его окружение и потомки.

Первый самарский литератор И.А. Второв.

Библиотека И.А. Второва.

И.А. Второв и его друзья - самарские и оренбургские любители российской словесности.

Храбрый воин 1812-1814 годов из Самары.

Наш земляк Н.И. Второв.

Автор первых памятников Пушкину на волжских берегах.

Материалы для родословия И.А. Второва.

Яркие личности уездной Самары.

Близкий друг молодого Н.А. Некрасова.

Д.А. Путилов.

Сестры Воронины.

Автор запрещенной книги

А.С. Пушкин.

Волга в жизни и творчестве А.С. Пушкина.

О поволжских заметках А.С. Пушкина в дорожной записной книжке 1833 года.

Самара и самарский край в «Истории Пугачева» А.С. Пушкина.

А.И. Носков. Прикосновение к прошлому.

Встречи И А. Второва с А.С. Пушкиным.

Путь А.С. Пушкина по самарскому краю.

«Капитанская дочка» А.С. Пушкина и самарский край.

Связи пушкинского окружения с самарским краем.

А.С. Пушкин о Твердышеве и потомках его наследников.

О стихотворении А.С. Пушкина «Если ехать вам случится...».

Увековечение памяти А.С. Пушкина в самарском крае.

Декабристы.

А.В. Веденяпин и его семья в самарском крае.

Братья Беляевы в Самаре.

Самарские дни знаменитых россиян.

А.Н. Островский.

Е.Н. Эдельсон.

Г.Н. Потанин.

Н.В. Шелгунов.

М.С. и A.M. Щепкины.

И.И. Шишкин.

Н.Г. Гарин-Михайловский по материалам Самарского госархива.

Самарский друг Л.Н. Толстого.

Опальный великий князь Николай Константинович.

Предки В.В. Набокова в Самаре и Самарской губернии.

Герои воины 1812-1814 годов генералы братья Кульневы по материалам Самарского госархива.

Знаменательные события в общественной жизни старой Самары.

Первое самарское пароходное Общество и первый пароход «Самара» на Волге.

Начало Струковского сада.

Первая самарская газета.

Первый университетский праздник в Самаре.

Указатель фамилий к родословиям.

443000 Самара, ул. Советской Армии 141 - Самарский государственный экономический университет.

Сэт Э.К. Пушкиниана на самарской оперной сцене: Учебное пособие для студентов музыкально-педагогических факультетов. Самара: Изд-во СГПУ, 2006. 128 с.

Автор приглашает читателей перелистать страницы истории оперы в Самаре от её истоков до наших дней, представив в ретроспективе развернутую панораму постановок самых репертуарных опер на пушкинские сюжеты.

В центре внимания - мастерство исполнителей, воплотивших пушкинские образы. Вместе с тем, автор поднимает актуальные проблемы соотношения прав создателей и постановщиков оперы, режиссера и актера, осуждая режиссерский произвол с эстетических и нравственных позиций.

В работе использованы архивные материалы, исторические хроники, мемуары, письма, периодика за 150 лет, музыковедческая литература, впечатления собственного многолетнего опыта общения с театром.

443099, Самара, ул. М. Горького, 65/67, СГПУ, издательство.

Тел.: (8462) 33-64-57.


ИЗДАНО В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

Башня Вячеслава Иванова и культура Серебряного века. СПб.: Филологический факультет С.-Петерб. гос. ун-та, 2006. 384 с.

Коллективное монографическое исследование посвящено 100-летнему юбилею со дня основания знаменитого литературно-художественного салона в Санкт-Петербурге (1905-1912) - Башни Вяч. Иванова (1866-1949), поэта и теоретика русского символизма. Оно включает в себя материалы юбилейных конференций, проводившихся сотрудниками филологического факультета СПбГУ, Музея-квартиры А. Блока (филиала Государственного музея истории Санкт-Петербурга), ИРЛИ РАН (Пушкинский Дом), Центра исследований Вячеслава Иванова в Риме, с привлечением ученых из США, Голландии, Польши, Финляндии и других стран. Исследования русских и зарубежных ученых посвящены религиозно-философским, культурно-историческим, семиотическим и филологическим проблемам изучения наследия Вяч. Иванова и культуры Серебряного века. Они выполнены с учетом современных научных подходов на основе обобщения материала, накопившегося почти за сто лет, а также архивных источников. Впервые опубликованы тексты и рисунки Вяч. Иванова, переписка, хроника знаменитых «сред».

Книга иллюстрирована автографами поэта, фотодокументами, репродукциями портретов Вяч. Иванова и его современников и другими материалами, многие из которых также публикуются впервые.

Мицкевич Д. (Дьюк, США). Высота Башни.

Вестбрук Филипп Л. (Амстердам, Нидерланды). Вячеслав Иванов и «новая мифология».

Богомолов Н.А. (Москва). Из «башенной» жизни 1908-1910 годов.

Азадовский К.М. (Санкт-Петербург). Две башни — два мифа (Стефан Георге и Вячеслав Иванов).

Лавров А.В. (Санкт-Петербург). Голос с Башни: «Венок из фиговых листьев» Максимилиана Волошина.

Шишкин А.Б. (Рим). Блок на Башне.

Глухова Е.В. (Москва). Андрей Белый — Вячеслав Иванов: концепция духовного пути.

Обатнин Г.В. (Хельсинки). К теме «Вячеслав Иванов и литературные вкусы 1890-х годов».

Иезуитова Л.А. (Санкт-Петербург). Устойчивая архетипическая формула «восхождение — нисхождение — восхождение» в творчестве Вяч. И. Иванова и Л.Н. Андреева.

Иванова Л.Н. (Санкт-Петербург). Вячеслав Иванов — Борис Зайцев — Георгий Чулков (из архивных разысканий).

Лекманов О.А., Глухова Е.В. (Москва). Осип Мандельштам и Вячеслав Иванов.

Магомедова Д.М. (Москва). Отсроченный ответ: к проблеме «Вяч. Иванов и Б. Пастернак».

Галанина Ю.Е. (Санкт-Петербург). В.Э. Мейерхольд на Башне Вяч. Иванова.

Дмитриев П.В. (Санкт-Петербург). Статья Е.А. Зноско-Боровского «Башенный театр» как театральный манифест «Аполлона».

Демиденко Ю.Б. (Санкт-Петербург). Художники на Башне.

Фетисенко О.Л. (Санкт-Петербург). Сон о Башне (по материалам архива Е.П. Иванова).

Николаев Н.И. (Санкт-Петербург). Идея Третьего Возрождения и Вяч. Иванов периода Башни.

Титаренко С.Д. (Санкт-Петербург). От архетипа — к мифу: Башня как символическая форма у Вяч. Иванова и К.Г. Юнга.

Цимборска-Лебода М. (Люблин). После Башни: эхо «башенного текста» в статьях Н. Бердяева и Вяч. Иванова эпохи Первой мировой войны (дискурс о России и русской душе).

Бобилевич Г. (Варшава). Концептуализация домов у Вячеслава Иванова и их пространственно-временная репрезентация.

Исупов К.Г. (Санкт-Петербург). Эстеты на Башне.

Игошева Т.В. (Великий Новгород). Символика драгоценного камня в поэтической книге Вяч. Иванова «Прозрачность».

Кузнецова О.А. (Санкт-Петербург). Путешествие Вяч. Иванова вокруг Сицилии.

Грякалова Н.Ю. (Санкт-Петербург). В.Н. Княжнин (Ивойлов) — историограф символистского движения.

Бёрд Р. (Чикаго). Торфяная Башня.

Иезуитова Л.А. (Санкт-Петербург). Хранители огня, искатели света: Башня Вячеслава Иванова и наши дни.

Богданов С.И. (Санкт-Петербург). Вавилонская башня и ее культурная семантика (тезисы доклада).

199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 11 - Филологический факультет СПбГУ.


ИЗДАНО В САРАТОВЕ

Книгин И.А. Словарь литературоведческих терминов.Саратов: Лицей, 2006. 272 с.

Словарь в доступной форме дает толкование наиболее употребительных теоретико-литературных понятий и терминов.

410031 Саратов, ул. Кузнечная 28/42 - 65.


ИЗДАНО В ТУЛЕ

Куликовская битва в истории России: Сб. статей/А.А. Горский, К.А. Аверьянов, С.Н. Азбелов, Д.А. Арапов и др. Предисл. А.Н. Наумова. Под ред. А.Н. Наумова. Тула: ГУП-Издательство «Левша», 2006. 256 с.: ил.

Сборник научных статей по итогам работы Всероссийской научной конференции «Куликовская битва в истории России», которая состоялась в Москве и на Куликовом поле 12 - 14 октября 2005 г. На страницах издания представлены итоги научных исследований, посвященных истории Мамаева побоища, его роли и значению в истории России, социально-экономической и политической ситуации в Северо-Восточной Руси и Золотой Орде в 70-80-х гг. XIV в., музееведческим проблемам сохранения и презентации поля Куликовской битвы на современном этапе.

A.А. Горский. Великое княжение владимирское и русско-ордынские отношения в 1370-е - -начале 1380-х гг.

С.Н. Азбелев. Происхождение летописных свидетельств о сражении на Куликовом поле.

К.В. Кривошеев, Р.А. Соколов. Русская Церковь ко времени Куликовской битвы.

B.Г. Пуцко. Города в культурной жизни Северо-Восточной Руси второй половины XIV в. и сакральное искусство.

Т. Левина. Царские врата из церкви села Монастырщина на Куликовом поле. Проблемы атрибуции.

В.Н. Темушев. Западная граница великого княжества Московского к 1380 г.

А.Б. Мазуров. Об одном темном месте в «Задонщине» Что такое «насычеве»?

Н.С. Борисов. Куликовская битва в контексте русско-ордынских отношений в последней четверти XIV в.

И.А. Гагин. Булгары на Куликовом поле (по материалам булгарских преданий).

Д.Ю. Арапов. Тимур и его роль в истории Восточной Европы (Реальность, интерпретации, легенды).

Ю.В. Селезнёв. Оценка русско-ордынских отношений в «Сказании о нашествии Едигея».

А.В.Лаврентьев. «ДонустьНепрядвы»в ХV - 1-й половине XVI вв.: Москва, Рязань и земли Куликова поля/

К.А. Аверьянов О местонахождении митрополита Киприана в 1380 г.

О.В. Иванова, С.Н. Цепляев. Экспозиции, мемориалы, памятные места Куликова поля. История. Современность. Перспективы.

В.И.Данилов. О восстановлении природных ландшафтов Куликова поля.

А.Б. Мазуров. Коломна эпохи Куликовской битвы (конца XIV - начала XV вв.).

300041 Тула, пр. Ленина, 47, Государственный музей-заповедник «Куликово поле».

Тел. (0872) 36-28-34.

E-mail: library@kulpole.tula.net kulpole@tula.net. lmorozova@kulpole.net

Яснополянский сборник-2006: Статьи, материалы, публикации. Тула: Издательский дом «Ясная Поляна», 2006. 388 с.: ил.

Двадцать третий выпуск «Яснополянского сборника» посвящен важным проблемам толстоведения. В него включены последние работы российских и зарубежных исследователей жизни и творчества Л. Н. Толстого.

О.М. Буранок. «Путешествие стольника П.А. Толстого по Европе 1697—1699»: к вопросу о художественности.

О.А. Хвостова. «История и современность» в «Полтаве» Пушкина и «Декабристах» Толстого (историко-биографический комментарий к сцене допроса Кочубея).

Е.В. Петровская. Зрение и видение в «Войне и мире».

Бретт Кук. Тень Потемкина в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

В.Н. Янушевский. Роман-эпопея «Война и мир» как дидактическая проблема.

Б. Ленквист Славянский вопрос в романе «Анна Каренина».

А.В. Щербенок. Риторика «Крейцеровой сонаты».

Л.Е. Кочешкова. Проблема целостности в рассказе Л. Н. Толстого «Алеша Горшок» художественная философия и поэтика.

М.А. Петрухина. Л. Н. Толстой и проблема нравственности в американском романе XX века (на материале трактата Л. Толстого «Что такое искусство?» и книги Д. Гарднера «К проблеме нравственного в литературе»).

Д.В. Денисов. К вопросу о структурно-смысловой и ритмической целостности произведения («Хаджи-Мурат» Л. Н. Толстого, «Белая гвардия» М.А. Булгакова и «Тамас» Бхишма Сахни).

Н.А. Никитина. Лев Толстой: жизнь вне смерти.

О.Б. Ионайтис. Л. Н. Толстой. «Закон насилия и закон любви»: человек и мир.

Н.В. Кудрявая. Лев Николаевич Толстой — педагог: от народного учителя яснополянской школы до учителя жизни.

М.А. Можарова. И.В. Киреевский и Л.Н. Толстой о соотношении русского и европейского элементов в просвещении России (к 200-летию со дня рождения И. В. Киреевского).

С.А. Васильева. Судьбы героев в «Войне и мире» Л.Н. Толстого и «Старом доме» Вс.С. Соловьева.

Л.А. Сапченко. Божеское и человеческое в «Рассказе неизвестного человека» А.П. Чехова.

Е.Н. Строганова. «Свет» и «тьма» в диалоге Л.Н. Толстого и Н.Н. Блинова.

М.В. Строганов. Рассказ А.А. Толстой «Поля»: между Л.Н. Толстым и И.А. Гончаровым.

Ю.Г. Шумихина. Поэтика пространства в сборнике детских рассказов С. А. Толстой «Куколки-скелетцы».

Ю.В. Архангельская. Камерная фразеология семьи Л.Н. Толстого.

Н.И. Курчакова. Плодовые насаждения Ясной Поляны: история развития.

Е.В. Солдатова. Частица Тульских засек в Ясной Поляне.

М.И. Щербакова. О Л.Д. Громовой-Опульской.

Наши публикации

Вирджиния Вулф. «Казаки» Толстого (публикация, перевод с англ.

и примечания Н. И. Рейнгольд).

В.Н. Абросимова, Г.В. Краснов. История одной ложной телеграммы глазами Сухотиных, Чертковых и В.Ф. Булгакова.

И.Ю. Парамонова. Л. Н. Толстой и «дело быка».

С. И. Шожор-Троцкий. Отчего мы ликуем? (публикация О. В. Улитиной).

А. Кавацца. Маленькая поэма Джованни Пасколи «Толстой».

А.Н. Иезуитов Воспоминания о К.В. Волкове: внук о своем деде.

И.К. Грызлова. Воспоминания генерала Филиппа Поля де Сегюра - один из источников романа «Война и мир».

Издательский дом «Ясная поляна» 300002 Тула, Октябрьская, 12.

Тел.: (4872) 346883.


ИЗДАНО В ЧЕЛЯБИНСКЕ

Маркова Т.Н. Современная проза: конструкция и смысл. (В. Маканин, Л. Петрушевская. В. Пелевин): Монография. М.: Изд-во Моск. гос. обл. ун-та, 2003. 268 с.

В книге развертывается картина стилевых исканий малой прозы 1980-1990-х годов. На примере повестей и рассказов В. Маканина, Л. Петрушевской и В. Пелевина прочерчиваются основные силовые линии, тенденции и перспективы движения современных художественных форм. Впервые в сфере внимания исследователя оказываются формотворческие процессы, происходящие на уровне речевых моделей, форм изображения человека, в пространственно-временных и сюжетных образованиях и жанровых конструкциях.

454004 Челябинск, ул. Овчинникова, 9, кв. 65 - Марковой Т.Н.

Тел.: (3512) 37-66-57.

E-mail: makavelli@hotmail.com