Хроника


2006


4 - 6 сентября. Санкт-Петербург. Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук. Сорбонна (Университет Париж IV). Санкт-Петербургский государственный университет. Международная научная конференция «Крымский текст в русской культуре XVIII-XX веков» (Н).

М.Н. Виролайнен (Санкт-Петербург). Северо-Юг России.

Э.И. Худошина (Новосибирск). Крым в имперской географии Пушкина.

Е.Е. Дмитриева (Москва). Крым как мифологическое и геополитическое пространство у Гоголя.

Н. Букс (Париж). Литература и география: крымский текст В.П. Семенова-Тян-Шанского.

М. Окутюрье (Париж). Счастье в Крыму (о романе П. Павленко).

О.М. Гончарова (Санкт-Петербург). Крым как Византия (вторая половина XVIII в.).

Е.В. Кардаш (Санкт-Петербург). «Херсонисские диалоги»: С.Н. Булгаков и поэтика русской историософии начала XX в.

Л.А. Орехова (Симферополь). «Крымская Илиада»: русско-французский текст о Крымской войне.

О.Л. Фетисенко (Санкт-Петербург). Крымский проект Константина Леонтьева.

С. Франк (Констанц). Образ Крыма в текстах о Крымской войне.

И.Л. Попова (Москва). Крымский сюжет в анонимной повести «Жизнь Петра Ивановича Данилова».

А.Д. Степанов (Санкт-Петербург). Чехов и проблема «уединенного сознания». Сцена в Ореанде.

О. Буренина (Цюрих). Русский цирк: из Крыма в Константинополь...

Л. Юргенсон (Париж). Крымские мотивы в творчестве Юрия Домбровского.

Э. Мейла (Париж). Остров Крым у Василия Аксенова: от жизни к тексту и обратно.

Н.М. Герасимова, А.А. Говорова (Санкт-Петербург). Мифология Старого Крыма в современной литературе.

О.С. Муравьева (Санкт-Петербург). «Таврические волны» в поэзии Пушкина.

В.А. Кошелев (Новгород). Крым как «воспоминание» в лирике Пушкина.

С.А. Фомичев (Санкт-Петербург). Крымский миф в интерпретации Пушкина.

М.И. Строганов (Тверь). «Мифологические предания счастливее для меня воспоминаний исторических...» (Не только Пушкин).

В.В. Орехов, Л.И. Орехова (Симферополь). Крымская героиня Адели Омер де Гелль, или Как рождаются легенды

А.О. Демин (Санкт-Петербург). «На брег Салдайска тока...» (Гораций в переводе В.В. Капниста).

Н.Л. Дмитриева (Санкт-Петербург). Крымская метафора в русской поэзии.

А.П. Люсый (Москва). О возможности конституирования Крымского текста русской литературы.

А.В. Лавров (Санкт-Петербург). Коктебель в восприятии Волошина-студента.

Л. Силард (Будапешт). Таврида Мандельштама.

С.Г. Бочаров (Москва). Они ныряют над могилами...» (крымский мотив в стихотворении Георгия Иванова).

Л. Тимофеева


28 сентября. Самара. Самарская государственная академия культуры и искусств. Самарская организация Союза композиторов России. Областное музыкальное общество. Областная научно - практическая конференция, посвящённая 100-летию со дня рождения Д.Д. Шостаковича «Д.Д. Шостакович и его эпоха» (Н).

М.Г. Левянт (Самара). Д. Шостакович и Самара.

Н.А. Эскина (Самара). Смерть и смех в 14-ой симфонии Д. Шостаковича.

Г.Е. Клементьев (Самара). Симфонизм Д.Шостаковича - дирижерские наблюдения.

Е.М. Цветова (Самара). Д. Шостакович и музыкальная жизнь Самары.

А.Я. Пономаренко (Самара). «Сатиры» Д.Шостаковича. Творческая концепция.

М.А. Щербаков (Самара). Д. Шостакович. Проблемы исполнительства.

Н.Н. Кружков (Самара). Советская песня в творчестве Д. Шостаковича

Н.С. Миловидова (Самара). «Нос» Д.Шостаковича и оперный авангард 1920-х годов.

С.В. Афанасьева, Н.С. Миловидова (Самара). Жизнь героев Н.Лескова в опере Д. Шостаковича «Катерина Измайлова».

А.Е. Морозова, Н.С. Миловидова (Самара). Тема смерти в вокальных циклах Д. Шостаковича и Э. Денисова.

В.Н. Батишева (Самара). Комплексное изучение сочинений Д. Шостаковича в классе фортепиано.

Н.Я. Бердюгина (Самара). Д. Шостакович и кинематограф.

О.В. Шабанова (Самара). Д. Шостакович и традиции венского симфонизма.

К.Э. Бушаева (Самара). Д. Шостакович в Куйбышеве. «Симфония победы».

Т.А. Федотова (Самара). Педагогическая школа Д. Шостаковича.

И.А. Горбунцова (Самара). Вокально-хоровое творчество Д. Шостаковича.

О.В. Костягина (Самара). Гражданская позиция Д. Шостаковича.

В.К. Поляков (Самара). Мелодика Д. Шостаковича как фактор формирования интонационного слуха студентов на уроках сольфеджио.

Т.К. Тюткина (Самара). Тема Голгофы в творчестве Д. Шостаковича.

A.M. Стороженко (Самара). Идеи Д.Д. Шостаковича о национальных музыкальных традициях и их развитии.

В.П. Изместъева (Самара). Особенности интерпретации Финала 1 концерта Д.Д. Шостаковича в исполнении на домре.

О.Г. Дарвина (Самара). Вокально-симфонические клавиры Д.Д. Шостаковича их своеобразие и особенность.

В.П.Максимов (Самара). Музыка Д.Д. Шостаковича в репертуаре баянистов.

Ю.Н Лузанов (Самара). Из жизни музыки Д.Д. Шостаковича за рубежом.

Ю.М. Паршин (Самара). Юбилейные торжества Д.Д. Шостаковича в контексте сценарно-постановочных решений.

В.Т. Семёнов (Самара). Д.Д. Шостакович и современность. Пьесы для фортепиано. (Презентация компакт - диска).

Б.С. Романов (Самара). Особенности музыкальной драматургии Д.Д. Шостаковича в кино.

Д.Ю. Власенко (Самара). Д.Д. Шостакович - композитор, общественный деятель, педагог.

А.Г. Лузанова (Самара). Поэзия А.С. Пушкина в творчестве Д.Д. Шостаковича.

С.И. Жданов (Самара). Специфика исполнения на баяне прелюдии и фуги фа минор Д.Д. Шостаковича.

В.И. Свитов (Самара). Своеобразие и самобытность оркестрового письма в симфоническом творчестве Д.Д. Шостаковича.

И.Д. Медриш (Черновцы), Д.Ю. Власенко (Самара). Семантическая роль «Леди Макбет Мценского уезда» в инструментальном творчестве Д.Д. Шостаковича.

О. Буранок


9 - 10 октября. Санкт-Петербург. Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук. Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства. Норвежский университетский центр. Генеральное консульство королевства Норвегии в Санкт-Петербурге. Международная научная конференция «Творчество Хенрика Ибсена в мировом культурном контексте» (Н).

И.В. Нильсен (Тронхейм). Ibsen today.

И.С. Цимбал (Санкт-Петербург). Ибсен и Америка.

Н.Ю. Грякалова (Санкт-Петербург). Ибсен в России эпохи fin de siecle: Внелитературные факторы литературной популярности.

А.В. Коровин (Москва). «Малая проза» Ибсена и датская литературная традиция.

И.А. Некрасова (Санкт-Петербург). Ибсен в отражении французской театральной мысли второй половины XX века.

А.А. Юрьев (Санкт-Петербург). Ибсен и русская культура XIX века.

К. Янсс (Осло). «Пер Гюнт» в оригинале? Проблемы издания Полного собрания сочинений Г. Ибсена.

A.M. Грачева (Санкт-Петербург). Ибсен и «старшие» символисты.

Д. Кшицова (Брно). Г. Ибсен - А.П. Чехов - М. Метерлинк: типологическое сравнение.

Д.М. Магомедова (Москва). Александр Блок - читатель Ибсена (по материалам из библиотеки А.А. Блока).

Л.И. Гительман (Санкт-Петербург). Драматургия Ибсена в творчестве Андре Антуана.

А.П. Дмитриев (Санкт-Петербург). «Он приближает нас к Богу». (Русская духовная критика начала XX в. об Ибсене).

М.М. Одесская (Москва). Отец как внесценический персонаж в пьесах Ибсена, Стриндберга и Чехова.

О.Л. Фетисенко (Санкт-Петербург). «...вечно падать и никогда не разбиваться о камни» («Петербургский мистик» в мире Ибсена).

А.К. Булыгин (Санкт-Петербург). Об одной ибсеновской аллюзии в пьесе А. Платонова «Шарманка».

Э. Эгеберг (Тромсё). Исторические драмы Ибсена в русских переводах.

Н.А. Маркарян (Санкт-Петербург). Г. Ибсен и Э. Григ: К проблеме творческих взаимосвязей.

М.М. Молодцова (Санкт-Петербург). Драматическая поэма «Пер Гюнт»: ресурсы сценического воплощения.

Н.А. Гроховская (Москва). Ибсен на страницах символистских журналов.

О. А. Кузнецова (Санкт-Петербург). Имя Ибсена в кругу Вяч. Иванова.

Г. В. Титова (Санкт-Петербург). Феномен Ибсена в творчестве Вс.Э. Мейерхольда

М. Одесская


17 - 20 октября. Москва. Государственный институт искусствознания. Московский государственный открытый педагогический университет им. М. А. Шолохова. Кафедра зарубежной литературы. Международная конференция «Шекспировские чтения - 2006» (Н).

Э. Брентон (Великобритания). Во дворце Шекспира.

Э.Пастернак-Слейтер (Оксфорд) «Шнурки, сердца, империи. Таинственная связь!» Театральная иконография Шекспира.

Г.М. Кружков (Москва). «Венера и Адонис»: охота за охотниками.

С. Уэллс, П. Эдмондсон (Стрэтфорд-на-Эйвоне). Вопрошая «Сонеты».

А.В. Бартошевич. О «Гамлете» в МХТ и по поводу его.

А.Н. Горбунов (Москва). Идеал супружеской любви: Спенсер, Шекспир, Донн.

С. Уэллс (Стрэтфорд). Мальчики в роли девушек.

П. Эдмондсон (Стрэтфорд). Нравится! («Как вам это нравится?»).

В.А. Ряполова (Гданьск). Гданьский Шекспировский фестиваль - 2006: спектакли и тенденции.

Г. Смоленская (Москва). Книги А.А. Аникста в библиотеке СТД.

И.С. Приходько (Москва). Шекспировская библиотека Б.И. Моцохейна.

В.А. Луков (Москва). «Шекспиризация» в европейском предромантизме

С.А. Макуренкова (Москва). Леонардо и Шекспир: к вопросу о «странных сближениях».

Н.И. Прозорова (Калуга). «Musica mundane» и «musica humana» в поэтике Шекспира.

В.Р. Поплавский (Москва). Проблема сценического темперамента и типология шекспировских персонажей.

Г.Н. Шелогурова (Москва). Герой-призрак у античных трагиков и у Шекспира.

М.В. Александренко (Москва). «A world ransomed, or one destroyed...»: трагедия Леонта

В.С. Флорова «Any mother's child»: персонажи 21 сонета Шекспира.

Н.И. Фадеева (Тверь). Категория меры в комедии «Мера за меру»

Т.Г. Чеснокова (Москва). Тема и образ Рима в трагедии Филиппа Мэссинджера «Римский актер».

А.В. Горбунова (Москва). Фаустиана в елизаветинском театре.

В.А. Рогатин. Виды аллитерации в драматическом тексте.

И.В. Пешков (Москва). «Время» в плену у Аристотеля и Шекспира.

Ф.А. Абилова (Махачкала). Об одной реминисценции из «Гамлета» в романе Т. Гарди «Джуд Незаметный».

Е.В. Соколова (Самара). Людвиг Тик и Шекспир.

Г.А. Сокур (Москва). Шекспир в теоретическом наследии Д. Лукача.

Ю.Б. Орлицкий (Москва). Особенности «шекспировской» прозиметрии в драматической фантазии А. Вельтмана «Волшебная ночь» (по мотивам «A Midsummer Night's Dream»).

Т.В. Швецова (Северодвинск). Шекспировское слово в повести И.С. Тургенева «Призраки».

И.И. Чекалов (Санкт-Петербург). Шекспировская метафора «посев времен» (the seeds of time - Macbeth I,3,58) у Ахматовой.

Н.А. Смирнова (Нальчик). Гамлетовские сны Владислава Ходасевича.

С.С. Лесневский (Москва). Блок, Шекспир и Шахматово.

Н.Э. Микеладзе (Москва). О значении оппозиции «сокол - пила» (hawk - handsaw) в «Гамлете».

Э.Б. Акимов, А.Н. Ушакова (Нижний Новгород). «Клеопатра» А. Блока как интертекст.

И.С. Приходько (Москва). Цветы Офелии и Александр Блок.

Н.В. Захаров (Москва). Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир».

Е.А. Первушина (Владивосток). Жанровая трансформация сонетов Шекспира в русских переводах

Е.М. Луценко (Москва). Русский Шекспир - поэт-метафизик?

М.В. Елиферова (Москва). «Король Леар» Н.И. Гнедича: эстетические установки сценариста.

С.А. Степанов (Санкт-Петербург). «Upon my sward» и «by my sward»: две клятвы в «Гамлете».

А.А. Шаракшанэ (Москва). Опыт составления антологии современных переводов сонетов Шекспира.

Ю.И. Лившиц (Орск). Опыт использования мужских рифм в цикле сонетов Шекспира.

М.П. Кизима (Москва). Шекспир в университетском курсе культурологи.

И. Приходько


26 - 27 октября. Саратов. Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского. Музей Н.Г. Чернышевского. XXVIII Международные научные чтения «Чернышевский и его эпоха» (Р).

Н.В. Новикова (Саратов). Р.В. Иванов-Разумник о ценностях культуры.

А.Б. Ройфе (Москва). «Что делать?» Н.Г. Чернышевского в контексте отечественной утопической литературной традиции ХIХ-ХХвв.

В.В. Смирнова (Саратов). Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?» и драма А.Н. Островского «Бесприданница».

В.С. Вахрушев (Балашов). Поэтика сновидений в творчестве Н.Г. Чернышевского и М.Е. Салтыкова-Щедрина.

О. Он (Саппоро). Ф.И. Тютчев и славянский вопрос.

З.И. Рустамова (Баку). Феномен Рахметова.

И.В. Сазина (Саратов). Н.Г. Чернышевский - феноменолог

В.И. Немцев (Самара). Н.Г. Чернышевский о миссии школы в России.

Н.А. Варганова (Балашов). «Общественные» романы Д.Л. Мордовцева о 60-х гг.

М.З. Тугушева (Балашов). Саратовские реалии в творчестве М.А. Воронова.

О.Б. Сосновцева (Саратов). Эстетические взгляды Н.Г. Чернышевского.

Е.П. Князева (Саратов). Н.Г. Чернышевский и национальный вопрос (из истории творческих взаимоотношений Н.Г. Чернышевского и П. Кулиша).

И.В. Пузанкова (Саратов). Нижегородские письма В.Е. Чешихина-Ветринского.

А.С. Озерянский (Саратов). Роль Н.М. Чернышевской в подготовке «Избранных сочинений» (1928-1937гг.) и «Полного собрания сочинений»(1939-1953 гг.) Н.Г. Чернышевского.

Е.Н. Манова (Саратов). Переписка М.Н. Чернышевского с В.А. Пыпиной

Н.Ф. Петрова (Саратов). Дом-музей Н.Г. Чернышевского в составе Саратовского государственного областного музея (1924-1939 гг.).

Е.Г. Плимак (Москва). Теория «цикличности революций» Н.Г. Чернышевского.

М.В. Калашников (Саратов). Был ли «русский человек на rendez-vous» либералом.

Н.В. Мушко (Саратов). Особенности уклада семьи Чернышевских-Пыпиных.

А.С. Майорова (Саратов). Саратовский епископ Иаков - собиратель источников по истории края.

В.С. Парсамов (Саратов). Путешествия на Восток цесаревича Николая Александровича и попытка культурного переворота на рубеже XIX- XX вв.

О.В. Кочукова (Саратов). «Партия эмансипаторов» и дворянство в реформе 1861 года глазами кн. Мещерского.

В.А. Петров (Москва). Н.А. Серно-Соловьевич - создатель организации «Земля и Воля» и его конституция.

О.А. Михайлова (Саратов). Деятельность саратовской губернской администрации по благоустройству Саратова в 40-50-е гг. XIX в.

Т.Д. Белова (Саратов). С.Л. Франк о Фридрихе Ницше.

Л.Я. Воронова (Казань). Литературные общества Казани XIX в.

М.М. Сидорова (Казань). О « павлинах» и «божьих коровках»: к истории одной литературной полемики (И.И. Булич, Н.Г. Чернышевский, А.Д. Галахов).

А.А. Демченко (Саратов). А.В. Дружинин как журналист и критик в начале 1850-х годов.

С.В. Клименко (Саратов). Мотивы романа Ф. Достоевского «Идиот» в прозе А.Л. Чехова (рассказ« Пустой случай»).

Е.В. Степанова (Саратов). Природа в жизни и творчестве Ф.М. Достоевского роман «Идиот»).

Также в программе были заявлены, но не прозвучали следующие доклады:

И.И. Булычев (Тамбов). Н.Г. Чернышевский как представитель классической философской антропологии.

О.И. Алимаева (Саратов). Усадебное коллекционирование XIXв.: культурно-образовательный аспект.

В.В. Компанеец (Волгоград). Художественная антропология И.С. Шмелева.

Л.В. Жаравина (Волгоград). Н.Г. Чернышевский и вопросы позитивизма в XX веке.

Кайо Сукуми (Саппоро). Н.Г. Чернышевский о Ф.И. Тютчеве.

А.П. Грачев (Ижевск). Язык Чернышев-ского-романиста в «Мастере и Маргарите» М.А. Булгакова.

С.П. Черногаев (Саратов). В.В. Розанов о возможной государственной деятельности Н.Г. Чернышевского.

Г.А. Аветисян (Саратов). «Камень судьбы» - о волшебной сказке И.В. Киреевского «Опал» и одноименной поэме А.Н. Чернышевского.

О.В. Тимашова (Саратов). Образ рассказчика в малой прозе А.Ф. Писемского. Н.Г. Чернышевский о Писемском.

Н.М. Орлова (Саратов). Вильгельм фон Гумбольдт в оценке Н.Г. Чернышевского.

Т.В. Балашова (Саратов). Филологические труды А.Ф. Гильфердинга в оценке Н.Г. Чернышевского.

Л.К. Филиппов (Саратов). Иностранные языки в жизни Н.Г. Чернышевского

А.А. Волков (Саратов). Вопросы методики русского языка в работах Н.Г. Чернышевского.

Н.И. Замалиева (Казань). Письма Н.Г. Чернышевского и письма Ф.М. Достоевского: сопоставительный анализ эпистолярного наследия.

Е.В. Листвина (Саратов). Феномен наследия: социальный и культурологический аспекты.

Н.П. Лысикова (Саратов). Культурный ареал музея-усадьбы: проблемы интерпретации.

В.Г. Туркина (Саратов). Русские усадьбы в металандшафте России.

М.С. Матлахова (Саратов). Культурное пространство усадьбы: повседневные практики владельцев.

Ю.Г. Степанов (Саратов). К.П. Победоносцев в общественно-политической борьбе нач. 1860-х гг.

А.Ю. Друговская (Курск). Благотворительность православной церкви во второй половине XIX века (по материалам Курской губернии).

С.В. Капинос (Курск). И.П. Огарев о просвещении и образовании народа середины - второй половины XIX века.

В. Немцев


2 - 3 ноября. Самара. Самарский государственный педагогический университет. Самарское историко-филологическое общество. II Всероссийская научная конференция «Многоликий Толстой» (Н).

А.А. Перов (Самара). Перспективы восстановления толстовских мест в Алексеевском районе.

А.Г. Романов (Самара). Л.Н. Толстой и Толстые.

Г.Ю. Карпенко (Самара). «Отлучение» Л.Н. Толстого в контексте религиозных настроений эпохи.

Т.М. Архангельская (Самара). Некоторые вопросы экологии в размышлениях Л.Н. Толстого.

А.И. Мартыновская (Самара). Помощь Л.Н. Толстого самарцам в неурожайные годы (источники изучения).

В.Б. Овсянников (Самара). Влияние самарского периода жизни Л.Н. Толстого на его мировоззрение.

Н.П. Кожина (Самара). Творчество Л.Н. Толстого в школьных программах и учебниках.

Е.В. Серов (Самара). Интегрированный урок «литература-русский язык» в классе.

И.А. Мечик (Самара). Изучение произведений Л.Н. Толстого в начальных классах.

Е.К. Куликова (Самара). Урок развития речи на материале рассказов Л.Н. Толстого.

Л.В. Артешина (Самара). Выразительные возможности антонимии в рассказах Л.Н. Толстого.

В.И. Савоськина (Самара). Л.Н. Толстой на уроках русского языка в 8-9 классах.

И.В. Парамонова (Самара). Элективный курс «Л. Толстой и русская культура» (предпрофильные классы).

В.В. Орлова (Самара). Литературные чтения по творчеству Л.Н. Толстого как форма организации работы по литературе в профильных классах (информатика).

Е.А. Будакова (Самара). Заочная экскурсия «Л.Н. Толстой и Самара» на уроке литературы в 8 и 10 классах.

Л.А. Зайнутдинова (Самара). Банк дополнительных материалов для учащихся 10 класса («Л.Н. Толстой»).

И.В. Рогожина (Самара). Технология ценностных ориентации как форма проведения заключительного занятия по творчеству Л.Н. Толстого в 10-м классе.

О.Ф. Ефремова (Самара). Информационные технологии на уроке литературы («Л.Н. Толстой»).

О.М. Буранок (Самара). Творчество Л.А.Толстого и проблема предклассицизма.

С. А. Дубровская (Саранск). Функции смеха в изображении душевной жизни героев романа Толстого «Война и мир».

Т.Д. Пан (Волгоград). «Анна Каренина» Л.Н. Толстого в восприятии зарубежных исследователей.

Н. А. Жарков (Самара). Л.Н. Толстой на страницах журнала «Современный мир».

М.А. Перепелкин (Самара). Об одном стихотворении, посвященном памяти Л.Н. Толстого.

Т.В. Бакнина (Самара). «Кавказские пленники» в русской литературе.

С.Н. Поплевин (Самара). А.Н.Толстой и В.Н.Крымов: литературный диалог.

Э.Я. Дмитриева (Самара). Л.Н. Толстой в жизни и его размышления о смысле жизни (мировоззренческие позиции Л.Н. Толстого).

Е.В. Чебалин (Москва). Лев Толстой и Чечня.

Е.К. Рыкова (Ульяновск). Роль масонских изданий в духовных исканиях Л.Н. Толстого.

М.М. Владимирова (Самара). Нравственные проблемы в творчестве Л.Н. Толстого и Э. Золя.

Д.В. Рыкова (Ульяновск). Трагическое и травестийное в «Диких животных сказках» Людмилы Петрушевской (параллели с творчеством Л.Н. Толстого).

О. А. Кириченко (Ульяновск). Семантика эпиграфа к роману «Анна Каренина» в контексте религиозно-философских исканий Л.Н. Толстого.

В.В. Батишев (Самара). «Сказки» Л.Н. Толстого как источник духовно-нравственного и эстетического воспитания детей.

Н.Г. Юрина (Саранск). Творчество Л.Н. Толстого в «философской» критике B.C. Соловьева.

О.Н. Осьмухина (Саранск). Творчество Л.Н. Толстого в восприятии М.М. Бахтина.

О.X. Кадыров (Казань). Татарская критика о Л.Н. Толстом.

А.О. Кадырова (Казань). Моральные заповеди Л.Н. Толстого в драматургии Гаяза Исхаки.

И.К. Грызлова (Ясная Поляна). «Для меня нет сомнения, что Моцарт выше всех композиторов».

Р.П. Ермолаева (Самара). Л.Н. Толстой и А.Б. Гольденвейзер.

О.В. Костягина (Самара). Своеобразие сюжета в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина» и одноименном балете Р. Щедрина.

Е.Г. Карнаухова (Ясная Поляна). Уроки Л.Н. Толстого. Взгляды отца и сына на решение «Страшного вопроса» (на материале яснополянских книжных фондов).

В.Н. Батишева (Самара). Вопросы искусства в «круге чтения» Л.Н. Толстого.

Н.А. Бессонова (Самара). Библиофильская толстовиана.

Р.П. Поддубная (Самара). Самарские знакомые Л.Н. Толстого.

Л.А. Соловьева (Самара). Самарские корреспонденты Л.Н. Толстого.

И.Ю. Акифьева, С.В. Харитонова (Самара). Л.Н. Толстой и деятельность Самарского общества народных университетов.

А. Мартиновская


3 - 4 November. Bergen. Section for theatre research, IKK, University of Bergen. Ibsen 2006 Bergen. International conference «Local and Global: Ibsen inbetween East and Wes» (Н).

A. Jannik (Innsbruck). Henrik Ibsen. Why we need him more than ever.

K.O. Amtzen (Bergen). Art of directing and drama - aspects of local and global in understanding Ibsen.

A. Candan (Istanbul). Ideas about Ibsen and staging Ibsen in Turkey.

M. Odesskaya (Moscow). Late Soviet and post-perestroika receptions of Ibsen on stage.

K. Brynhildsvoll (Oslo). Polish and Baltic receptions in staging Ibsen.

S. Oglaend. Henrik, lyver du?

T. Skorgen (Bergen). «Peer Gynt» and Orientalism.

K. Hyldig (Bergen). The Mystery of the Self: Robert Wilson's staging of Peer Gynt 2005 in Oslo/Bergen.

J.R. Мое (Oslo). Local and global in Hartmanns «John Gabriel Borkman», The National Theatre in Oslo.

A. Storli Andersen (Oslo). Robert Wilson and Susan Sontag's Lady from the sea (Kobleta z morza).

M.E. Herstad (Oslo). PAST IS SIMULATION. The ladies of the sea vs Nora, and other stories of the society.

Th. Bjemeboe (Oslo). Trends in directing Ibsen?

М. Одесская


28 ноября. Москва. Королевское посольство Норвегии в РФ. Центр содействия продвижению норвежской литературы за рубежом (NORLA). Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М.И. Рудомино. Московский государственный университет им. MB. Ломоносова. Дни Ибсена в Москве (Н).

А. де Фигурэдо. Книга «Let go» - попытка воссоздать Ибсена в словах и визуальных образах.

А. Сэтер. «Пер Гюнт» - «Кесарь и Галилеянин»: жизнь и история.

А.А. Юрьев (Санкт-Петербург). Библейские аллюзии в драмах Ибсена «Кесарь и Галилеянин» и «Росмерсхольм».

Г.Н. Храповицкая (Москва). «Когда мы, мертвые, пробуждаемся». Была ли последняя пьеса действительно эпилогом?

М.М. Одесская (Москва). О некоторых последних постановках Г. Ибсена на русской сцене.

А.В. Шарапова. Перевод пьес «Бранд» и «Пер Гюнт» на русский язык.

Надежда Кулиниченко. Студенческий проект «Четыре «Пера Гюнта»».

М. Одесская


23 - 24 ноября. Санкт-Петербург. Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской Академии наук. Музей-квартира А.А. Блока. Научная конференция «Константин Леонтьев: биография, наследие, исторический контекст» (Н).

О.Л. Фетисенко (Санкт-Петербург). Наследие К. Леонтьева в руках друзей и единомышленников (1900-1920-е годы).

К.А. Белова (Москва). Царьград в историософии К.Н. Леонтьева.

Д.В. Гущин (Нижний Новгород). К. Леонтьев и философия Гегеля в России 1840-50-х годов.

М. Долгов (Москва). Россия и греко-болгарская распря в документах дипломатической деятельности К.Н. Леонтьева.

Г. Митрофанов (Санкт-Петербург). К. Леонтьев - неопознанный христианский демократ.

A.А. Корольков (Санкт-Петербург). Пророчество К. Леонтьева о «среднем европейце».

К.А. Жуков (Санкт-Петербург). К. Леонтьев и русский ориентализм.

А.П. Козырев (Москва). Дискурс персональности у К.Н. Леонтьева и П.Е. Астафьева.

B.А. Фатеев (Санкт-Петербург). К. Леонтьев и Н. Страхов

А.В. Ефремов (Москва). К. Леонтьев и Н. Данилевский.

C.М. Сергеев (Москва). К. Леонтьев и славянофильство.

О.Г. Панаэтов (Краснодар). К.Н. Леонтьев и Н.П. Гиляров-Платонов: к проблеме взаимоотношений «филаретовского» и «аксаковского» направлений.

В.А. Котельников (Санкт-Петербург). К. Леонтьев и Франция.

Е.В. Иванова (Москва). Ю. Н. Говоруха-Отрок и К. Леонтьев.

О.А. Посадская (Краснодар). Диалог творческих наследий Л.Н. Толстого и К.Н. Леонтьева: проблема «личность и государство».

А.С. Александров (Санкт-Петербург). А.А. Измайлов о К.Н. Леонтьеве.

Е.М. Варенцова (Москва). «В каждой семье есть своя история...» (Воспоминания Ф.П. Леонтьевой).

А.С. Семенова (Санкт-Петербург). Дендизм как жизненный и творческий принцип К. Леонтьева.

Л. Тимофеева


7 - 8 декабря. Нижний Новгород. Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского. Филологический факультет. Кафедра русской литературы. Научная конференция «Грехневские чтения - VI» (Н).

Т.В. Саськова (Москва). Функциональность буколического начала в русских комедиях и комических операх XVIII века.

Е.А. Николаева (Саранск). Реконструкция женственности в литературе XVIII века: из истории развития женской литературы в России.

М.Г. Уртминцева (Нижний Новгород). Артефакт как аргумент в публицистике Н С Лескова 1880-х годов.

М.В. Антонова (Орел). Эпистолярный этикет в посланиях монаха Филофея (XVI в.).

В.В. Кудасова (Владимир). Образ шиповника и его метаморфозы в лирике Серебряного века.

Г.Л. Гумённая (Нижний Новгород). Пушкин и традиция жанра шутливой поэмы.

Н.В. Дзуцева (Иваново). «Музыка повседневности» в лирике Софьи Парнок.

З.Я. Холодова (Иваново). М. Пришвин и М. Бахтин: к вопросу о диалогизме художественного мышления.

В.Г. Новикова (Нижний Новгород). Личность в контексте истории (по произведениям современной английской литературы).

В.Ю. Белоногова (Нижний Новгород). Нижегородский текст в зарубежной и русской литературе XIX века: к постановке проблемы.

Т.В. Зверева (Ижевск). «Трагическое смятенье» слова в шутотрагедии И.А. Крылова «Подщипа».

М.А. Тростина (Саранск). Образы и персонажи «протасовского цикла» В.А. Жуковского.

А.В. Курочкина-Лёзина (Нижний Новгород). Особенности воплощения мотива психологического времени в цикле А.С. Пушкина «Маленькие трагедии».

А.Г. Садовников (Нижний Новгород). Ипостаси образа «бедного певца» в творчестве В.А. Жуковского и А.С. Пушкина.

С.Б. Калашников (Волгоград). Идейная структура «Капитанской дочки»: закон юридический vs закон нравственный.

А.Н. Ушакова (Нижний Новгород). Стихотворение «Подражание италианскому» в контексте творчества Пушкина.

Е.Л. Куранда (Псков). «Таким образом узнал я конец повести, коей начало некогда так поразило меня»: Чем закончились «Повести Белкина»?

Д.М. Шевцова (Нижний Новгород). Система эпиграфов к «Пиковой даме» А.С. Пушкина.

Л.Ю. Большухин (Нижний Новгород). Вулич - фокусник.

И.С. Юхнова (Нижний Новгород). Проблема общения в «Евгении Онегине» А.С. Пушкина.

М.А. Александрова (Нижний Новгород). Историческая проза сове эпохи и «Капитанская дочка».

А.Г. Киселев (Нижний Новгород). «Свиньин - российский жук». К вопросу о «забытом» герое пушкинского «Собрания насекомых».

И.В. Мотеюнайте (Псков). Предательство Шута в «Димитрии Самозванце» Хомякова и «Воеводе» Островского.

П.В. Николаева (Иваново). Совет как средство создания комического эффекта в произведениях Н.В. Гоголя.

Л.И. Гаждиева (Москва). Казачья тема в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Гоголя.

Е.А. Шрага (Санкт-Петербург). Фантастическая повесть в составе прозаических циклов 1830-х годов: К проблеме жанрового статуса цикла.

С.М. Склемина (Москва). Экфразис в русской таинственной повести первой трети XIX века.

Е.В. Бермус (Петрозаводск). Образ «маленького человека» в повести A.M. Ремизова «Неуёмный бубен».

К.В. Лазарева (Ульяновск). Мифопоэтика снов в повести И.С. Тургенева «Сон».

Е.А. Князева (Пермь). Анаграмма в прозе А.П. Чехова.

Д.О. Корнишова (Санкт-Петербург). Временная структура прозаического текста как маркер авторского мировоззрения (на материале рассказов А.П. Чехова «Архиерей» и Г.И. Газданова «Панихида»).

О.С. Сухих (Нижний Новгород). «Что была ему Россия?» (по роману А. Толстого «Петр I»).

И.В. Лунина (Барнаул). Поэтика новеллы С.Д. Кржижановского «Чуть-чути».

О.Е. Криницына (Кострома). Мотив игры в «Симфониях» А. Белого.

Н.В. Гуреева (Нижний Новгород). Экстравертность прозы Крапивина.

А.С. Подлесных (Пермь). Поэтика речного пространства в прозе Алексея Иванова.

Н.В. Жадунова (Саранск). Литературоцентризм как черта русской нравственной философии.

С.В. Овечкин (Санкт-Петербург). Единственный и его ответственность: ранние работы Бахтина и марксистская теория.

Н.В. Шалагинов (Нижний Новгород). Основные хронотопы социалистического реализма.

С.Н. Ивашкин, С.В. Панов (Москва). Тело литературы и швы апории (к ре-деконструкции литературного письма).

Н.К. Кашина (Кострома). Миф и символ в структуре художественного мышления (А.А. Фет, А.Н. Островский, А.А. Потебня).

В.В. Медвидь (Нижний Новгород). Идеал «мировой гармонии» в творческом наследии Ф.М. Достоевского.

Н.М. Сергеева (Кострома). Игра как составляющая творческого метода Д.С. Мережковского.

О.Е. Баланчук (Йошкар-Ола). Своеобразие и функции авторских примечаний в романах П.И. Мельникова (Печерского) и В.В. Крестовского.

Е.В. Спицына (Москва). Пушкинская традиция в повести Ф. Сологуба «Барышня Лиза».

Д.В. Боснак (Нижний Новгород). Пробле-мы эстетического бытия в художественном творчестве Ф. Сологуба и Кьеркегора.

А.Н. Шохина (Нижний Новгород). Образ благородного разбойника в историческом романе XIX века (по материалам романов «Айвенго» В. Скотта и «Юрий Милославский» М.Н. Загоскина).

И.С. Киселева (Иванова). Сравнительный анализ способов реализации игрового начала в комедиях «Сборщик малины» Фрица Хохвельдера и «Ревизор» Н.В. Гоголя.

Н.Г. Юрасова (Нижний Новгород). Образ будущего в пьесе В. Маяковского «Клоп».

К.А. Деменева (Нижний Новгород). Мотив сватовства в комедиях А. Вампилова.

Н.С. Лебедева (Нижний Новгород). Бонапарт и бонапартист у Дж. Леопарди.

А. Таланова (Нижний Новгород). Некоторые особенности драматического метода Г. Пинтера.

Е.В. Душинина (Иваново). Взаимодействие литературы и визуальных искусств на рубеже XIX-XX вв. и эстетика Генри Джеймса.

Т.Е. Гимаева (Иваново). «Нежные пуговицы» и «Портреты» Г. Стайн в контексте живописи кубизма.

Е.С. Любимова (Нижний Новгород). Своеобразие готического хронотопа в новеллистике Г.Ф. Лавкрафта.

Е.Н. Круглова (Кострома). Своеобразие художественной манеры Писемского-очеркиста.

Е.В. Марецкая (Нижний Новгород). Биографический очерк «Алексей Петрович Ермолов»: принципы характерологии.

М.А. Толстунова (Нижний Новгород). К определению понятия «деловая пресса».

Э.И. Гуткина (Москва). Лирический герой как проблема теоретической поэтики.

Л.А. Сугай (Москва). Венок сонетов в славянских литературах.

А.В. Останкович (Ставрополь). Канон как гармонический инвариант сонета.

Л.Г. Анисимова (Ставрополь). Жанровые взаимодействия сонета: портретная зарисовка и эпиграмма.

М.Е. Хотимская (Гарвард). «Гимн» и «лепет»: образы поэтической речи в лирике Аф. Фета.

Ю.Е. Павельева (Москва). Лирическая героиня М. Лохвицкой и «женская поэзия» 1880-1890 годов.

М.В. Покачалов (Москва). Тема смены культур в лирике В. Брюсова.

Н.Г. Матвеевская (Нижний Новгород). Художественное осмысление смерти и бессмертного бытия в лирике В.Я. Брюсова.

М. Маурицио (Милан-Москва). Поэзия Андрея Николева.

Т.Ф. Иванова (Москва). Традиции средне-вековой поэзии в «Стихах о Прекрасной Даме» А. Блока.

О.В. Никандрова (Москва). «Снежная маска» в контексте творчества А. Блока.

М.М. Гельфонд (Нижний Новгород). Грани пушкинской свободы в лирике XX века: Блок - Пастернак - Самойлов.

И.А. Строганова (Москва). Символизм и авангард Елены Гуро: грани взаимодействия.

О.А. Савинская (Кострома). Своеобразие лирики Б. Поплавского: гене-тический аспект.

Ж.Н. Колчина (Иваново). Мифологизация времени и пространства в лирике А. Ахматовой (на примере образа кукушки).

О. Капустина (Иваново). Пространственная поэтика Марины Цветаевой.

М.В. Медвидь (Нижний Новгород). «Люди-дома». Человек как воплощение идеи дома в творчестве О.Э. Мандельштама.

С.А. Звонова (Пермь). Сельская эпиграмма в лирике Ю.Н. Верховского.

О.В. Замятина (Нижний Новгород). Поэтика лирического цикла «Я» В.В. Маяковского.

Е.Р. Василова (Москва). Мотив странничества в лирике архиепископа Иоанна (Шаховского).

Е.Е. Прощин (Нижний Новгород). Своеобразие художественного пространства в минималистской поэзии Всеволода Некрасова.

Е.Г. Шевяков (Нижний Новгород). К проблеме цикла и жанра в поэзии B.C. Высоцкого.

А.Н. Ярко (Тверь). Специфика песенной лирики Александра Башлачева.

Н.Н. Клюева (Москва). Семантические ореолы в песенной поэзии А. Башлачева.

И.В. Майский (Нижний Новгород). Соотношение этических и эстетических начал в лирике Евгения Винокурова 1980-х годов (библейская образность).

Н. Клюева


11 - 12 декабря. Москва. РГГУ. Историко-архивный институт. Кафедра источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин. Институт всеобщей истории РАН. Московский государственный университет печати. Научная конференция «Календарно-хронологическая культура и проблемы ее изучения: К 870-летию “Учения” Кирика Новгородца» (Н).

Р.А. Симонов (Москва). Некоторые проблемы «Учения» Кирика Новгородца.

В.В. Мильков (Москва). Источники учености Кирика Новгородца.

М.В. Бибиков (Москва). Астрономический час.

Т.А. Фокина (Москва). История приборов измерения времени (хронометрия).

М.Л. Городецкий (Москва). Первые астрономические таблицы в средневековой Руси.

Б.А. Старостин (Москва). Диахроническое восприятие знания в русской науке (до конца XVIII столетия).

Вяч. Вс. Иванов (Москва). Индоевропейские названия времен года.

Е.А.Мельникова (Москва). Время в «уст-ных преданиях» Повести временных лет.

М.Ш. Холов (Душанбе). Таджикский земледельческий календарь по частям человеческого тела.

Н.Н. Тимошина (Иваново). Астрономические часы из коллекции Д.Г. Бурылина.

М. Гарцман (Израиль). Астрономическая датировка юлианской пасхалии: проблемы подхода.

А.Б. Гуларян (Орёл). Опыт осмысления времени в культурах различных народов и эпох.

А.А. Молчанов (Москва). Историческая хронология в греческом мире периода «темных веков» (единая шкала времени в локальных генеалогических источниках конца II - первой четверти I тыс. до н.э.).

Г.А. Зверкина (Москва). Антикитера - древнегреческий механический календарь.

О.В. Молчанова (Москва). Шведский «вечный» календарь на посохах кантонской эмали.

А.И. Давлетшин (Москва). Календарь в ранней юго-восточной Мезоамерике.

Д.Н. Рамазанова (Москва). Аттический календарь в системе хронологических представлений александрийского патриарха Мелетия Пигаса (1590-1601).

С.В. Зверев (Москва). Системы летоисчисления и обозначения дат на монетах.

А.А. Юдина (Москва). Изобразительная репрезентация времени в монументаль-ной живописи Итальянского Ренессанса.

Н.А. Соболев (Москва). Вымышленная хронология в современных изданиях-фальсификатах и их типизация.

В.Е. Жаров (Москва). Время в астрономии.

С.Н. Амосова (Санкт-Петербург). Образы персонифицированных дней недели у восточных славян.

И.В. Ведюшкина (Москва). Восприятие времени распространения христианства в древнерусской книжности XI - начала XII в.

Д.А. Добровольский (Москва). Порядок описания событий в летописной статье как отражение стиля летописания.

Ф.Б. Успенский (Москва). О некоторых летописных датах и синкретическом почитании святых в роду Рюриковичей XI-XII вв.

Р.А. Симонов (Москва). Тайна древнерусского времени: новый синтез.

А.Н. Медведь (Москва). Часы и время в Древней Руси.

С.В. Цыб (Барнаул). Оригинальное летосчисление в северо-восточном летописании начала XIII века.

А.В. Журавель (Тула). «Circa-мартовский стиль»: гипотеза и факты.

А.А. Романова (Санкт-Петербург). О подготовке издания перевода трактата Вильгельма Дурандуса «Совещание божественных дел».

В.А. Бушлякова (Тверь). Крест архимандрита Феофилакта.

В.В.Мильков, С.В. Милькова (Москва). Астрономические и хронологические сюжеты в естественнонаучной компиляции из собрания ГИМ Син. № 951.

А.С. Усачев (Москва). Датирующее указание или литературный штамп? (о времени написания пространной редакции Жития Ольги).

А.Г. Авдеев (Москва). Календарь строительных надписей Москвы и Подмосковья конца XV - начала XVIII в.

Ю.Э. Шустова (Москва). Праздник Нового года в России в XVII в.

М.С. Киселева (Москва). Книжная проповедь и Церковный календарь: заключительная проповедь «Обеда душевного» Симеона Полоцкого.

Е.В. Пчелов (Москва). Эмблематическая пара «Лев и Единорог» в русской культуре и солярно-лунарная символика.

Е.М. Болтунова (Москва). «Новое время»: реформа летоисчисления и категория времени в период царствования Петра I.

А.Н. Филимон (Лосино-Петровский, Московская обл.). Легендарный Брюсов календарь

Н.В. Середа (Тверь). Время в дневнике жителей Твери Блиновых.

С.В. Зверев (Москва). Табакерка середины XVIII в. с изображением табличного календаря и сюжета медали прусского короля Фридриха II.

Д.А. Быков (Москва). Соотношение «сакрально-циклической» и «линейно-количественной» систем счета календарного времени в крупном крепостном хозяйстве России периода становления аграрного капитализма (втор. пол. XVIII - нач. XIX в.).

Е. Пчелов


15 - 16 декабря. Санкт-Петербург. Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств. Кафедра детской литературы Международная научная конференция «VI Детские чтения. Учебный текст в советской школе».

В.В. Баранова (Санкт-Петербург). Уроки «родного языка» в греческих селах Приазовья в 1930 годы (по воспоминаниям учеников).

В.Г. Безрогов (Москва). Пословица как учебный текст в советской школе начала 1930-х гг.

С.Г. Леонтьева (Санкт-Петербург). Учебное кино в советской школе 1930-х гг.

Г.А. Орлова (Ростов-на-Дону). Знать и видеть: географическая наглядность в эпоху больших утопий.

М.Л. Лурье (Санкт-Петербург). Камышовая поросль, стелющаяся растительность... (заметки о поэтике и прагматике школьного диктанта).

К.А. Маслинский (Санкт-Петербург). Текстовые задачи по математике в средней школе.

Е.Р. Пономарев (Санкт-Петербург). Советский учебник по литературе как учебный текст (1930-е - 1980-е гг.).

М.В. Лескинен (Москва). Учебники и хрестоматии для начальной школы как инструмент формирования «нового человека» в последней трети XIX в.

А.А. Сенькина (Санкт-Петербург). Книга для чтения в 1920-е годы: старое и новое.

К. Келли (Оксфорд). «Папа едет в командировку»: репрезентация общественных и личных ценностей в советских букварях и «книгах для чтения».

В.Б. Литвин (Мурманск). Малые жанры фольклора в советских учебниках для начальной школы.

С.А. Антошина (Мурманск). Редакции учебника по русскому языку для начальной школы в перестроечные годы.

С.Б. Адоньева (Санкт-Петербург). Мир по школьному учебнику. Математика. 4 класс.

Б. Эклоф (Блумингтон). История советско-американской комиссии по учебникам (1978-1988).

А.А. Костин (Санкт-Петербург). А.Н. Радищев в советской школе

Э.Г. Васильева (Даугавпилс). Стереотип русского на материале учебников по русской литературе для латышских школ советского периода.

Е.В. Маркасова (Санкт-Петербург). При-мерное планирование по литературному чтению и методические разработки по литературе и русскому языку на 1953/1954 уч. год.

А.Ю. Александрова (Санкт-Петербург). Массовая песня в советской школе (на материале экспериментальной программы Д.Б. Кабалевского по музыке для общеобразовательных школ).

А.В. Тарабукина (Санкт-Петербург). Художественный мир нехудожественного произведения (Пушкин в методических пособиях для учителей).

П.А. Клубков (Санкт-Петербург). О некоторых чертах педагогического дискурса 1960-х годов.

М.С. Костюхина (Санкт-Петербург). Учебники для взрослых: «мир в картинках».

А.С. Хаметова (Санкт-Петербург). «Средневековье» в советских учебниках истории.

Д.А. Олехнович (Даугавпилс). ... Метод разоблачения фальсификации истории ... или Сопоставительный анализ задач учителя истории при отборе учебников в период второй мировой войны (на примере „Izglоtоbas maneрraksts” и „Исторический журнал”).

И.О. Ермаченко (Санкт-Петербург). Классовый подход в виртуальной школе (альтернативный учебник истории на сайте РКСМ(б) и его ориентальные сюжеты).

С. Леонтьева


17 - 18 декабря. Санкт-Петербург. Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств. Кафедра детской литературы. Международная научная конференция, посвященная 120-летию со дня рождения Г.С. Виноградова XIV Виноградовские чтения «Детский фольклор в контексте взрослой культуры» (Н).

В.Е. Добровольская (Москва). Суеверные представления взрослых в детской среде.

Н.Е. Котельникова (Москва). Традиционная несказочная проза в детской среде.

Ю. Мацияускайте-Бонда (Каунас). Дети в литовских и славянских календарных обрядах.

С.В. Просина (Москва). Одежда и ее восприятие в детской культуре.

А.С. Архипова (Москва). Анекдоты-акронимы как революционная пропаганда, новый фольклор и детский розыгрыш (1920-е - 1980-е гг.).

М.Д. Алексеевский (Москва). Взрослые и детские телефонные розыгрыши (1930-е - 1990-е гг.).

М.Е. Суханова (Пермь). Устойчивость структуры детского фольклора как следствие особенностей восприятия детьми моделей поведения взрослых.

Е.Е. Левкиевская (Москва). Мифологический «инвентарь» страшилок и детские коммуникативные практики рассказывания о страшном.

Н.Г. Урванцева (Петрозаводск). Зеркало в детском фольклоре и детской мифологии.

А.С. Архипова (Москва). Как погибла Оля и родился фольклор: oт «Сумасшедшего» Апухтина к «Василькaм» в детском фольклоре.

И.А. Сергиенко (Санкт-Петербург). «И вела я жизнь цивильную, но вдруг...» История прочтения трилогии «Властелин колец» (1970-е - 2000-е гг.).

Д.А. Суховей (Санкт-Петербург). Девичьи анкеты как формальное основание для современной прозы (на материале рассказа Ольги Зондберг «Анкета»).

Н.В. Ижикова (Петрозаводск). Детское творчество в цикле телепередач о городском песенном фольклоре (Карелия, 1990-е гг.).

А.А. Власова (Тверь). «Детское» во «взрослом»: о возможном фольклорном источнике песни группы «ХЗ» «Анюта».

С.Л.Б. Панкеньер (Ганновер). Хармсовский текст в контексте детского фольклора.

Ю.С. Ланская (Нижний Новгород). Поэтика американских подростковых городских легенд в кинематографе.

Е.В. Кулешов (Санкт-Петербург). «Октябрь и Огонек - окаянные органы...»: от детского к диссидентскому.

И.Н. Райкова (Москва). Детский фольклор глазами современных студентов.

А.Б. Лярский (Санкт-Петербург). Школьный фольклор начала ХХ в. с точки зрения взрослых.

А.С. Мутина (Санкт-Петербург). «Мое отражение в зеркале будней...»: рукописный альбом В. Третьякова, школьника и студента.

К.Э. Шумов (Пермь). Размывание границ между «детским» и «взрослым» в игровом поведении детей от 5 до 16 лет.

М.В. Гаврилова (Москва). Мир мертвых и мир живых в детской игре.

О.Ю. Бойцова (Санкт-Петербург). Фотоальбомы «Мой ребенок»: подписи взрослых к фотографиям детей.

С. Леонтьева


18 - 20 декабря. Москва. РГГУ. ВИНИТИ РАН. Конференция «25 лет исследований по ДСМ-методу: логика, анализ данных, интеллектуальные системы (ДСМ-2006)» (Н).

В.К. Финн. ДСМ-метод АПГ в интеллектуальных системах: принципы и некоторые проблемы.

М.А. Михеенкова. Формализованный качественный анализ социологических данных.

С.М. Русакова. Определение влияния темперамента на почерк с помощью ДСМ-метода: постановка задачи.

С.О. Кузнецов. Предикаты ДСМ-метода на языке соответствий Галуа.

С.А. Объедков. Построение компактных таксономии предметных областей на основе сходства текстов научных статей.

О.М. Аншаков. Логика ДСМ-метода без «точечных» J-операторов.

Д.В. Виноградов. О выразимости предикатов ДСМ-метода.

О.М. Аншаков. Новый набор базовых предикатов ДСМ-метода.

Д.В. Виноградов. О тавтологиях логики аргументации.

Д.И. Игнатов. О порождении кластеров документов-дубликатов в поисковых Интернет-системах с помощью частых замкнутых множеств признаков.

В.Г. Блинова. Результаты применения ДСМ-метода порождения гипотез к задачам QSAR.

E.С. Панкратова. Применение ДСМ-метода для медицинской диагностики и распознавания канцерогенности химических веществ.

Е.Ф. Фабрикантова. Концептуальное объектно-ориентированное моделирование для ИС типа ДСМ по метаболизму.

Н.И.Мельников, Ф.В. Аксененков. О взаимодействии ИС типа ДСМ по метаболизму с внешней информационной средой.

О.С. Кожунова. Инструментарий ДСМ-метода применительно к задаче пополнения семантического словаря.

А.С. Шундеев. Использование ДСМ-метода АПГ в структурно-механических исследованиях.

И.В. Смирнов. Порождение правил установления значений минимальных семантико-синтаксических единиц текста.

К.В. Новицкая. Применив ДСМ-метода АПГ для классификации текстов по темам.

Ж.И. Бурковская. Интеллектуальная система качественного анализа социологических данных.

И.О. Подмаркова. Введение в ДСМ-метод: пример обучающей системы.

Д.В. Панкратов. Снятие омонимии в русском языке с помощью ДСМ-метода: задачи и пути решения.

Д.В.Добрынин, В.Э. Карпов. Интеллектуальные роботы: современное состояние и перспективы.

В.В. Хайлова. Система анализа поведения посетителей Web-сайтов с интеллектуальными функциями.

А.С. Комаров. Программа для решения задач почерковедческой экспертизы с применением ДСМ-метода.

М.А. Ряховская. Проектирование объектной модели ДСМ-системы.

Ю.В. Козлова. Генератор тестовых примеров для различных вариантов ДСМ-метода.

В. Финн


19 декабря. Москва. Комиссия по творческому наследию академика В.Н. Топорова. Научный совет РАН «История мировой культуры». Посольство Литовской Республики в Российской Федерации. «Дом Юргиса Балтрушайтиса». Чтения памяти Владимира Николаевича Топорова (Н).

Ю.Д. Апресян. От истины до лжи по пространству языка.

Т.М. Николаева. *s/*t — центр индоевропейской грамматики.

В.А. Дыбо. Система порождения акцентных типов производных в балто-славянском и балто-славянская метонимия.

Ж.Ж. Варбот. О возможности альтернативного истолкования одного гидронимического гнезда.

Т.В. Топорова. Об образе дуба в русских былинах и реконструкции формулы сырой дуб & мать-сыра земля.

С.М. Толстая. Об одной числовой модели в фольклорных текстах.

Г.А. Левинтон. К биографии Сидора Карповича.

Н.А. Михайлов, Т.В. Цивьян. Rauda boruzei - Плач по божьей коровке (статья В.Н. Топорова и стихотворение М. Мартинайтиса).

А.В. Дыбо. К классификации булгаризмов.

Н. Лауринкене. Земля-мать в литовской народной традиции.

Д. Разаускас. Литовское продолжение одной древнеиндийской этимологии, предложенной В.Н. Топоровым: к обозначению ритуала (др.-инд. rta /: лит. ritimai).

Я.В. Васильков. К вопросу о поэтической формуле «негибнущая слава» и ее изобразительно-предметном соответствии.

Н.В. Брагинская. Памятник самому себе: Vita Aesopi между Геродотом и Плутархом.

Е.В. Падучева. «Вдруг» у Достоевского и проблемы семантики дискурса.

С.Г. Бочаров. Петербургский текст Владимира Николаевича Топорова.

С. Гардзонио. Восприятие научного наследия В.Н. Топорова в Италии.

Д.М. Сегал. Заметки на тему святости.

www.ruthenia.ru


2007


1 - 2 февраля. Москва. Московский педагогический государственный университет. Филологический факультет. Кафедра русской литературы ХХ века. Всероссийская конференция XII Шешуковские чтения «История русской литературы ХХ-ХХI веков в литературоведении, критике и журналистике» (Н).

Л.А. Трубина (Москва). Филологическая наука в контексте реформирования образования.

Т.И. Исаева (Москва). Слово о А.К. Воронском.

Л.Г. Кихней (Москва). Теоретические основы курса истории русской литературы ХХ века.

М.М. Голубков (Москва). Научные принципы построения учебника «История русской литературной критики ХХ века».

Ю.А. Дворяшин (Сургут). Роман «Поднятая целина» в системе текстологических принципов М.А. Шолохова.

А.Н. Долгенко (Волгоград). Социологический подход в литературоведении: хорошо забытое старое и новое.

Д.А. Токарева (Оренбург). Концепция истории в трудах В.П. Друзина.

Е.В. Иванова (Москва). «Тихая лирика» как поэтическое течение в русской литературе второй половины ХХ века.

И.Л. Бражников (Москва). Историософские парадигмы русской литературы постмодерна.

Е.Ю. Коломийцева (Москва). Беллетристика на страницах женских журналах начала ХХ века.

Л.Д. Польшикова (Москва). Роман Е. Шифферса «Смертью смерть поправ» в контексте русской культуры 60-х годов ХХ века.

Я.В. Солдаткина (Москва). Роман М. Шолохова «Поднятая целина» и соцреалистический канон: диалог и полемика.

А.В. Подобрий (Екатеринбург). Русская литература как межнациональный культурный феномен (на материале прозы 20-х годов ХХ века).

Л.В. Сафронова (Алматы). Русское постфрейдистское литературоведение.

В.И. Матушкина (Мичуринск). Леоновский реализм и его интерпретации.

Е.В. Летохо (Москва). Творческое наследие К.Г. Паустовского в литературоведении XX-XXI веков: к вопросу о традиционных и новых подходах к анализу прозы писателя.

Н.В. Басова (Ярославль). Проблема эволюции творчества Г. Иванова в русском литературоведении II половины ХХ века.

И.Э. Чернаков (Вологда). Творчество Н.В. Гоголя в интерпретации И.Ф. Анненского.

А.В. Тихомирова (Ярославль). Основные подходы к изучению философской сказки.

Л.И. Бронская (Ставрополь). Русская литература конца ХIХ - начала ХХ века в зеркале литературной критики русского зарубежья.

Л.Н. Силинская (Волгоград). Русская лагерная поэзия в литературном процессе ХХ века.

В.А. Славина (Москва). Критика в современном литературном процессе.

М.В. Михайлова (Москва). Литературно-критическая деятельность А.Н. Потресова.

А.А. Газизова (Москва). А.К. Воронский - историк литературы.

З.Я. Холодова (Иваново). В поисках «главной эмоциональной доминанты»: литературная критика А.К. Воронского.

М.В. Селеменова (Елец). Творчество Ю.В. Трифонова в контексте дискуссий о русской интеллигенции второй половины ХХ века.

Г.М. Васильева (Новосибирск). Фауст И.В. Гете в литературной критике начала ХХ века.

Г.П. Довнар (Благовещенск). История журналистики как учебная дисциплина.

Ю.А. Говорухина (Комсомольск-на-Амуре). Литературная критика рубежа веков ХIХ - ХХ; ХХ - ХХI вв.: проблема типологии.

В.Д. Серафимова (Москва). Литературно-критический диалог А. Платонова и В. Короленко.

А.В. Короткова (Нефтекамск). Проблема жанра в прозе А. Платонова 1920-х - 1930-х гг. в литературной критике ХХ века.

Д.И. Иванов (Иваново). Потаенная литература как историко-культурный феномен: эпистолярное наследие А. Башлачева.

Е.М. Гуделева (Иваново). «На разных плоскостях мы стоим...»: проза Е.И. Замятина в оценке А.К. Воронского.

К.В. Дьякова (Тамбов). Звукообраз в контексте теории синкретизма Е.И. Замятина.

Н.Н. Иванов (Ярославль). Оппозиция природы и культуры в сочинениях А. Платонова.

Э.Ф. Хасанова (Бирск). Сопоставительный анализ художественных текстов.

Т.М. Колядич (Москва). Мотивная организация произведений «непризнанного поколения» (В. Набоков «Машенька» и Г. Газданов «Вечер у Клэр»).

С.Г. Бойко (Москва). Б. Окуджава и Б. Слуцкий: смена культурной парадигмы в поэзии ХХ века.

Н.Ю. Богатырева (Москва). Обработка чужого сюжета в творчестве Ю. Кима.

Е.М. Болдырева (Ярославль). Новая автобиография: проблема методологии изучения жанра в русском и западноевропейском литературоведении конца ХХ в.

Н.Н. Мирошникова (Москва). Набоков и Горький: проблема творчества и образ художника.

Е.В. Пономарева (Челябинск). Стратегия художественного синтеза в новеллистике 1920-х годов.

Т.А. Тернова (Воронеж). «Облако в штанах» В. Маяковского как прецедентный текст в поэзии А. Мариенгофа имажинистского периода.

М.А. Раевская (Москва). Рецепция болгарских переводов в поэзии В.С. Высоцкого в болгарской критике и литературоведении.

О.В. Назаренко (Ярославль). Образ времени и способы его создания в романах В. Набокова «Приглашение на казнь» и О. Славниковой «Один в зеркале».

А.В. Панарина (Москва). Заклад как речевая форма карнавализации в новеллах Дж. Боккаччо и Дм. Мережковского.

Л.В. Дубаков (Ярославль). Оккультная составляющая образа лисы-оборотня в романе В. Пелевина «А Хули» и в сборнике Е. Шварца «Mundus imaginalis».

В.А. Андреева (Ярослаль). Мир как музыка в прозе Г. Газданова и И. Бунина.

С.В. Сорокина (Ярославль). Полижанровая структура романа В. Катаева «Алмазный мой венец».

А.А. Ефремова (Москва). Мотивы античной культуры в лирике А. Кушнера.

П.К. Чекалов (Ставрополь). Природа как категория духовная в романе А.И. Солженицына «В круге первом».

А.А. Абдулфанова (Калуга). Метаязык полипарадигмальной лингвистики как средство исследования дикурса культуры (на материале творчества Л.Б. Пастернака).

Р.Н. Анатасова (Пловдив). Заповедник Сергея Довлатова: мифологизация и демифологизация русского поэта.

З.Г. Кривоусова (Кемерово). Творчество Г. Матевосяна в контексте русской онтологической прозы 1960-70х гг.

Н.В. Стюфляева (Липецк). Стилевые особенности изображения природы в романе М. Шолохова «Тихий Дон».

В.А. Петищева (Бирск). «Маленький человек» в романе Л. Леонова «Барсуки».

А.Ш. Абдуллина (Бирск). Хронотоп в романе А. Генатулина «Загон».

А.Н. Безруков (Бирск). Реконструкция горизонта ожидания в «Благой мести» Вен. Ерофеева.

Н.И. Рублева (Вологда). «Заложники жизни» Ф. Сологуба как феномен Серебряного века.

Ю.Н. Кутафина (Елец). Флористика как элемент художественного мира Е.И.Замятина.

А.В. Азбукина (Казань). Поэтическая картина мира в лирике Н.Рубцова.

И.Ю. Павлихина (Ставрополь). Одно из современных прочтений лирики Д. Хармса (проблема типологии героев).

Е.В. Моисеева (Тамбов). Лейтмотивная деталь в прозе Е.И. Замятина.

О.Г. Бетина (Тамбов). Возрождение интереса к готической традиции в русской прозе ХХ века (опыт анализа рассказа И.А. Бунина «Ночлег»).

Н.Н. Молчанова (Ярославль). Финальные сновидения в романе М. Булгакова «Белая гвардия».

В.М. Тамарова (Ярославль). Жанрообразующие мотивы драматургических антиутопий М. Булгакова «Блаженство», «Адам и Ева».

И.Н. Арзамасцева (Москва). Слово, образ, концепт в романе М. Шишкина «Венерин волос».

Е.В. Захарова (Тамбов). Образ дома в повести Е.И. Замятина «Уездное».

Ю.Б. Орлицкий (Москва). Значение стиховедческих методик для изучения современной литературы.

Т.Л. Скоробогач (Москва). Развитие жанров современного романа в украинской литературе 90-х гг. ХХ века.

К.Н. Анкудинов (Майкоп). Неоромантическая современная поэзия как «параллельная культура».

О.Н. Владимиров (Кемерово). Книга Ю. Мориц «Таким образом» как художественное единство).

Т.А. Полякова (Елец). Г.Д. Гребенщиков в литературном процессе начала ХХ в.

Т.Г. Кучина (Ярославль). Nonfiction как autofiction: специфика «я» - повествования в русской прозе конца ХХ- начала ХХI вв.

В.Л. Шуников (Москва). Доминантные тенденции в повествовательной организации современной прозы в свете теории коммуникации.

Н.Е. Рябцева (Волгоград). Пространство Логоса в поэзии О. Чухонцева.

Н.А. Плаксицкая (Елец). Развитие жанра антиутопии в русской литературе ХХ-ХХI веков (на материале романа Т. Толстой «Кысь»).

Л.А. Силина (Елец). Историко-культурная парадигма России в романе Л. Улицкой «Казус Кукоцкого».

Н.Л. Шилова (Петрозаводск). Визионерская поэтика в романе В. Пелевина «Чапаев и пустота».

А.В. Побежимова (Москва). Проблема микроромана в творчестве Ю. Дружникова.

О.А. Аксенова (Ярославль). Проблема жанра в современной историографической прозе.

Н.И. Полянская (Ставрополь). Поэтический язык рубежа ХХ-ХХI веков: особенности рифмы в творчестве поэтов-метареалистов (И. Жданов, А. Парщиков, А. Еременко).

О. Дефье