Новые книги

Новые книги издательства "Флинта"

ЛИТЕРАТУРА И ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

Красухин Г.Г. Пушкин. Болдино. 1833 г. Учебное пособие.

Посвящено анализу произведений "Медный всадник", "Пиковая дама", "Анжело", "Осень". Автор предлагает современное прочтение классических текстов, выделяет жизненно важные для нынешнего поколения идеологические и эстетические проблемы. Через анализ произведений раскрываются особенности творческого пути Пушкина в период второй Болдинской осени. Пособие, являясь литературоведческим исследованием, направлено на практическое освоение художественных произведений учащимися. Даются ответы на вопросы: в чем смысл основного конфликта "Медного всадника"? каково реальное возмездие герою "Пиковой дамы"? Для чего Пушкин обратился в "Анжело" к Шекспировской пьесе "Мера за меру"? Почему необходимо правильно ответить на вопрос о жанре Пушкинской "Осени"?

Март 1997 г.


Смелкова З.С. Литература как вид искусства: книга для учителя и ученика школ с углубленым изучением гуманитарных предметов.

Все материалы пособия ориентированы на активную самостоятельную работу читателя-соавтора, постигающего приемы понимания и истолкования художественного произведения. Работа с образцами, выполнение заданий творческого характера помогают ответить на вопросы: что такое литература и наука о литературе - литературоведение? Как соотносятся творческий труд писателя и сотворчество читателя? В чем своеобразие литературы как вида искусства? Какова эстетическая основа взаимосвязи литературы с другими видами искусства: музыкой, живописью, театром, кино?

Март 1997 г.


Федотов О.И. Основы русского стихосложения (Метрика и ритмика).

Стабильный универсальный учебник по стихосложению для студентов филологических факультетов, учащихся педагогических училищ и средних школ с гуманитарным уклоном, призванный дать систематизированное изложение основных разделов отечественной версификации - метрики и ритмики; исходя из специфических особенностей разных просодических систем, сочетая теорию стиха с историей русской стиховой культуры, научить пользоваться сложным и многообразным инструментарием стиховедческого анализа и познакомить с новейшими представлениями о содержательной функции стиховых форм.

Август 1997 г.


Леонов С.А. Классицизм в школьном изучении. Пособие для учителя и учащихся.

Рассматривается одна из сложных для учителя литературы проблема изучения произведений французского и русского классицизма в целостной системе, способствующей формированию у старшеклассников понятия о литературном направлении и, в частности, о классицизме. Пособие дает системное представление об идейно-философских основах, эстетических позициях, национальном своеобразии и взаимосвязи с мировым литературным процессом писателей русского классицизма, опоре классицистов Франции и России на традиции античной литературы, а также о путях дальнейшего развития этого направления в русской литературе.

Август 1997 г.


Черная Г.А. (отв. ред.). Детские русские писатели. Биобиблиографический словарь.

Предпринята попытка систематизации сведений о жизни и творчестве русских детских и юношеских писателей ХХ века, а также и тех "взрослых" писателей, чьи произведения активно вошли в круг современного детского, подросткового и юношеского чтения, Структура словарной статьи включает в себя титул, где даются наряду с литературным псевдонимом (если он имеется) настоящее имя и фамилия писателя, даты его жизни; в основном содержании статьи отражены важнейшие факты биографии, а также наиболее значительные произведения автора с указанием дат первых публикаций, кроме того, сообщаются сведения о проблематике его творчества, основных жанрах и особенностях индивидуального стиля; в библиографии указывается также литература о писателе.

Октябрь 1997 г.


РЕЧЬ, ЯЗЫК, ОБЩЕНИЕ

Рожкова И.М. и др. Культура устной и письменной речи делового человека. Учебное пособие в 2-х частях: практикум, справочник.

Нацелено на усвоение важнейших закономерностей устной и письменной речи, особенно научной и деловой. Пособие образует единый комплекс: тренировочная часть каждого раздела "Практикума" соотносится со справочным материалом, где в виде таблиц, словников, правил и т. п. представлены соответствующие сведения. К каждой теме пособия в "Практикуме" имееся проверочная работа с ключами, которые вынесены в конец пособия.

Январь 1997 г.


Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Николина Н.А., Михайлова О.М. Русский язык: учебное пособие для студентов-нефилологов.

Пособие включает разделы: "Язык, речь, общение", "Ортология (нормы современного русского литературного языка)", "Устная речь", "Письменая речь". Совершенствование речевых умений строится на основе жанров всех функциональных стилей речи: письменная научная речь - статья, монография, конспект, реферат, устная деловая речь - собрание, беседа и т. д. Книга направлена на выработку необходимых каждому образованному человеку навыков работы с лингвистическими словарями, на овладение наиболее важными жанрами русской устной и письменной речи, совершенствование орфографических и пунктуационных навыков студентов.

Февраль 1997 г.


Солганик Г.Я. Стилистика текста. Учебное пособие.

Главная задача книги - совершенствовать умение учащихся воспринимать устную и письменную речь, понимать смысл высказывания, выраженный в словах, а также содержащийся в подтексте, выделять существенную и второстепенную информацию. Выполняя предложенные автором задания, учащиеся постигают законы построения текста, усваивают технику его создания, постепенно привыкая реализовывать его особенности в собственной речи. Предлагаемые для анализа тексты позволяют использовать не одно-единственное его свойство, а множество конкретных проявлений на уровне жанровых и языковых особенностей.

Февраль 1997 г.


Казарцева О.М. Культура речевого общения. Теория и практика обучения. Учебное пособие для студентов педагогических факультетов.

Поможет уяснить теоретические основы формирования коммуникативной компетентности - знаний, умений и навыков, необходимых для понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватных целям, сферам, ситуациям общения (знание основных понятий лингвистики текста; стили, типы, строение речи; способы связи предложений в тексте; правила речевого общения). Каждая из тем включает перечень терминов и определения обозначаемых ими понятий, задачи и упражнения.

Февраль 1997 г.


Педагогическое речеведение: Словарь-справочник. Под ред. Т.А. Ладыженской и В.Н. Мещерякова.

Имеет целью систематизировать, упорядочить, дать единое толкование терминов в области теории речевой деятельности, теории текста, культуры речи, педагогической риторики, речевого развития учащихся. Отбор терминов (словник), построение статей, толкования, справки, библиография соответствуют педагогическим целям Словаря-справочника. Для студентов, аспирантов, преподавателей вузов и школ.

Март 1997 г.


Антонова Л.Г. и др. Сборник коммуникативных задач и упражнений.

Представлен материал по нескольким разделам культуры речи учителя: слушание как вид речевой деятельности, способы слушания; чтение, конспект, его разновидности; стили речи; текст и его признаки, типология текстов и др. Каждая из тем включает перечень терминов, употребляемых в данной теме, систему задач и упражнений, список рекомендуемой литературы, перечень возможных тем курсовых и дипломных работ студентов. Пособие позволит организовать работу по анализу текстов и ситуаций, по моделированию аналогичных или кардинально иных ситуаций, по созданию устных и письменных высказываний.

Март 1997 г.


Иванова-Лукьянова Г.Н. Ритмико-интонационное строение текста. Учеб. пособие.

Посвящено описанию фонетического аспекта в учении о функциональных стилях. Ритмико-интонационные средства рассматриваются как система интонационных конструкций, пауз, ритма, темпа и логических ударений, свойственных данному тексту. Объясняются причины стилистического варьирования этих средств. Обосновывается возможность их выбора при переводе, редактировании текстов. Цель пособия - развитие культуры устной речи в жанрово-стилистическом разнообразии. Для студентов филологических специальностей вузов, переводчиков, дикторов радио и телевидения, журналистов.

Апрель 1997 г.


Вишнякова О.В., Забуга И.С. Практическое пособие по развитию навыков письменной речи.

Основная цель пособия - развитие у будущих учителей навыков письменной речи: реферирования, конспектирования, комментирования текста-источника, грамотное построение письменных высказываний в профессионально-ориентированных жанрах. В книге 3 раздела: письменная речь, орфография, пунктуация.

Август 1997 г. Почтовый адрес: 117864, Москва, Профсоюзная ул., д. 90, комн. 326. Издательство "Флинта".

Тел.: (095) 336-03-11

Банковские реквизиты: ООО "Флинта", р/с 53467153 в Моск. фил. "Черемушки" КБ "Российский кредит", корсчет 169161300, БИК 044652169, ИНН 7708072051.


Журналы "Вестник литературы" (1919-1922), "Летопись Дома литераторов" (1921-1922), "Литературные записки" (1922): Аннотированный указатель / Отв. ред. А.Ю.Галушкин; Сост. А.Ю.Галушкин, Г.А.Гриханова, Н.С.Дворцина, Л.А.Скворцова); Предисл. А.Ю.Галушкина. М.: Наследие, 1996. 304 с. Тираж 500 экз.

Журналы "Вестник литературы", "Летопись Дома литераторов" и "Литературные записки", выходившие в Петрограде в 1919-1922 гг., являются уникальным источником по истории русской литературы и общественной мысли своего времени. После насильственногоразрушения системы русской дореволюционной печати в середине 1918 г. эти издания в течение почти четырех лет были едва ли не единственными органами, систематически освещавшими текущую литературную, научную и общественную жизнь с независимых от советской идеологии позиций. Вокруг них сгруппировались видные представители дореволюционной интеллигенции: либерально-демократические и народнические общественные деятели, московская и петроградская профессура, историки социалистического движения. Точка зрения этих изданий неоднократно критиковалась в советской печати (а в 1922 г. большая часть их авторов была депортирована из России, среди них - П.А.Сорокин, А.С.Изгоев, Д.А.Лутохин и др.). Основная тематика публикаций журналов: русская классика и журналистка XIX века (многие историко-литературные публикации не утратили своего значения и поныне); будущее современной русской литературы; издательская политика Советской власти; история и значение революционного движения второй половины XIX века и др.; богатейший фактический материал сосредоточен в журнальных разделах "Новые книги", "Литературная хроника", "В литературных организациях", "Над чем работают писатели" и т.п.

Указатель содержания представляет собой аннотированную роспись 51 номера журналов "Вестник литературы", "Летопись Дома литераторов" и "Литературные записки"; Указатель также снабжен Приложениями, в которых расписано содержание преемственных изданий "Вестник Кассы взаимопомощи литераторов и ученых" (1918), "Вестник Общества взаимопомощи литераторов и ученых" (1919), "Пушкин - Достоевский" (1921), "Петербургский сборник" (1922), "Утренники" (1922); кроме того, в Приложении воспроизведены воспоминания Д.А.Лутохина "Советская цензура", опубликованные в берлинском журнале "Архив русской революции" и посвященные цензурным преследованиям "Вестника литературы" и "Утренников".

В аннотациях воспроизводится не только содержание публикации (с цитатами и элементами реферата), но и приводится перечень всех упомянутых лиц, организаций, изданий. Описанные публикации объединяются системой перекрестных ссылок; в описаниях раскрыты авторские псевдонимы. Указатель снабжен вступительной статьей, посвященной истории журналов, и вспомогательными указателями (именным и некрологов).


Вышел в свет очередной сборник научных трудов кафедры теории литературы Тверского госуниверситета "Литературный текст: проблемы и методы исследования. III".

Содержание сборника
Кожевникова Н.А. Двое в одном. О персонажах в прозе А. Чехова.

Доманский Ю.В. Архетипический мотив бороды в прозе А.С. Пушкина.

Семенова Н.В. Цитация и автоцитация в новелле Вл. Набокова "Облако, озеро, башня".

Яблоков Е.А. Художественный текст и интертекст: мотивы Л.А Андреева в произведениях М. Булгакова.

Дмитровская М.А. Вещество в художественном мире А. Платонова.

Миловидов В.А. Проза Л. Петрушевской и проблема натурализма в современной русской прозе.

Ищук-Фадеева Н.И. "Мизантроп" Мольера - комедия о трагедии личности.

Ивлева Т.Г. "Двойной финал" пьесы А.П. Чехова "Три сестры". Попытка реконструкции авторской позиции.

Никишов Ю.М. Эпическое и лирическое в поэме А.С. Пушкина "Бахчисарайский фонтан".

Созина Е.К. Космологические зеркала: образ "двойной бездны" в русской поэзии XIX - начала ХХ века.

Беренштейн Е.П. Концепция культуры Николая Гумилева.

Эванс-Ромейн К. Стихотворение Б. Пастернака "Венеция" и традиции немецкого романтизма.

Орлицкий Ю.Б., Анисова А.Н. К типологии прозиметрического текста: стих и проза в романе "Доктор Живаго".

Фоменко И.В. О двух особенностях лирики И. Бродского.

Степанов А.Г. Организация художественного пространства в "Сретеньи" И. Бродского.

Публикации
Эйхенбаум Б.М. Миг сознания (публикация и комментарий А.С. Крюкова).

Максимов Д.Е. Анна Ахматова (публикация и комментарий А.С. Крюкова).

Веселова Н.А., Орлицкий Ю.Б., Скороходов М.В. Поэтика заглавия: Материалы к библиографии.

Можно заказать сборник, направив заявку по адресу: 170002, Тверь, пр-т Чайковского, 70, филол. ф-т ТГУ, кафедра теории литературы, Суворовой Е.И. При получении заявки книга будет выслана наложенным платежом в кратчайшие сроки. Цена одного экземпляра - 15 тыс. руб. (без почтовых расходов).


Предлагаем издать:

В.Н. Шапошников. Русская речь 1990-х. Современная Россия в языковом отображении.

В языке постоянно происходят меньшие или большие изменения. Общество должо постоянно их отслеживать, чтобы знать свой язык и преподавать его адекватно - именно как живой и развивающийся. Ныне - эпоха больших изменений. Это особенно актуализирует задачу изучения русского языка новейшего периода. Этому и посвящена книга, которую только что завершил д.ф.н. проф. В.Н. Шапошников. В ней рассматривается языковое существование России последних (3-4) лет.

Учитывается вся речевая практика нации: живая речь, язык письменной прессы, радио и телевидения, прессы центральной и провинциальной, общение в разных жанрах, ситуациях и стилях. Изложение построено иерархически. Рассматривается фонетический уровень языка (звуки и произношение, а также орфография и письменность), морфология современного языка (части речи и грамматические признаки), словообразование, словарный состав (его пополнение и устранение единиц), семантика (изменение значений слов), сочетаемость, устойчивые фразеологические обороты, синонимические, антонимические и пр. связи и т. д.; выделяются ключевые слова и концепты, метафоры и символы современной лингвокультуры. Подход, разиваемый в книге, характеризуется и тем, что последовательность рассмотрения языковых уровней не приводит к сущностному разъединению языка на линейной оси, ибо материал рассматривается во взаимосвязи и взаимопроникновении, в результате чего перед читателем предстает единый действующий механизм общения. На всех этапах анализа, наряду с собственно досмотром речевого материала, поднимаются важные теоретические вопросы языка и культуры: норма, ее сущность, философия ее динамики; литературный язык, его место в системе национального языка на современном этапе, его конститутивные признаки etc.

Еще одна сторона предпринятого дела обозначена под заголовком книги. В современной эпохе всегда трудно разобраться. Тем более, в современной России: многое сдвинулось, или не изменилось, но перепуталось, много оценок и немало пророчеств, пристрастий и субъективных мнений. Работа представляет подход к обществу и эпохе со стороны языка, производимой речи. В речи проявляется сущность общества, интенции социальных слоев, резюме политического деятеля и гражданина.

Представляя собой оригинальное исследование, книга является и ученым пособием; она соблюдает структуру учебника. Предназначена для филологов, социологов и культурологов, преподавателей вузов, студентов, учителей, для всех тех, кто интересуется состоянием языка и культуры. Это информация и для издателей: текст пока еще не издан.

155600, г. Шуя Ивановской обл., ул. Кооперативная, 24, Шуйский госпедуниверситет.

Дом. адрес: 155600, г. Шуя Ивановской обл., ул. Кооперативная, д. 14, кв. 28.

Тел. раб. (09351) 2-67-38.


Шапошников В.Н. Новое в русском языке. Морфология. Словообразование.Шуя. 1996. Тираж 100 экз., 3,5 п.л. Учебное пособие.

Брошюра представляет собой главу из монографии автора, выходящей в ближайшее время. Вместе с тем, что издание носит сигнальный характер, оно может рассматриваться как самостоятельное научное исследование. Несмотря на подзаголовок, книга отнюдь не является очередным сборником трюизмов, но весьма острым исследованием. Автор углубляется в перипетии современного (в узком смысле) языкового процесса, причем не замыкается в сфере традиционно исследуемого лингвистами печатного слова. В область его интересов входит, например, столь мало исследованный языковедами феномен современного речевого поведения, как реклама. Сочинение не лишено научного полемизма: в нем высказываются взгляды автора на проблему русского аналитизма, некоторые особенности бытования частей речи и специфику словообразования текущего момента, равно как и многие другие актуальные вопросы русистики последних лет.

Книга адресована специалистам, аспирантам, студентам и всем, кто интересуется современным состоянием русского языка.

155600, Ивановская обл., г. Шуя, ул. Кооперативная, д. 24, Шуйский государственный педагогический институт, кафедра русского языка.