Визитная карточка

РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКИЙ ЦЕНТР БИБЛЕИСТИКИ И ИУДАИКИ

125267 Москва, ул. Чаянова, д. 15, корп. 5, каб. 401. Тел. 2506470

Cоздание Российско-Американского Центра библеистики и иудаики (решение совета РГГУ от 04.11.96) стало естественным результатом развития специализации по еврейским языкам, культуре, текстам и архивам, которая существует на факультете архивного дела Историко-архивного института с 1991 г., а также на историко-филологическом факультете РГГУ с 1993 г. В качестве партнеров РГГУ выступили крупные американские центры иудаики - Еврейская Теологическая Семинария и Еврейский научный институт (ИВО) в Нью-Йорке. Создание и развитие специализации отразило, с одной стороны, возрождение в России интереса к иудаизму, еврейской истории и культуре; с другой стороны - расширение международных связей между РГГУ и научными центрами зарубежных стран. Деятельность Центра библеистики и иудаики (ЦБИ) позволила выйти на качественно новый уровень развития и преподавания иудаики в РГГУ. Главными целями ЦБИ являются научно-методическое руководство процессом подготовки квалифицированных специалистов по библеистике и иудаике в РГГУ и неразрывно связанная с этим организация научно-исследовательской и издательской деятельности. Основные задачи Центра - подготовка учебных планов, программ, учебных и методических пособий, тематики курсовых и дипломных работ, организация производственной практики, проведение научных конференций, экспедиций и др. ЦБИ планирует и проводит преподавательскую и исследовательскую работу по следующим основным блокам проблем: библеистика и сравнительное религиоведение, еврейские языки и литература, всеобщая история евреев, история и культура восточно-европейского еврейства, современное еврейство, Израиль и Ближний Восток.

В настоящее время научная деятельность Центра концентрируется преимущественно на продолжении и развитии проекта по выявлению, исследованию и публикации источников по истории и культуре евреев в архивах бывшего СССР. Ситуация в РГГУ представляется исключительно благоприятной для изучения библеистики и иудаики благодаря наличию в его составе Историко-архивного института, историко-филологического и философского факультетов, института восточных культур, этнографического центра, центра по сравнительному изучению мировых религий, кафедры истории и теории культуры и др. Это обеспечивает высокий общий уровень профессиональной подготовки студентов, а также столь необходимый для периода становления диалог преподавателей и студентов ЦБИ с коллегами из других структурных подразделений РГГУ.

Опираясь на достижения современной науки, Центр старается раскрыть длительные и многогранные русско-еврейские культурные связи, восходящие к концу первого тысячелетия н.э. Центр пытается несколько изменить основной принцип советской историографии в изучении истории и культуры евреев, который заключался в приоритетном исследовании государства и влиянии его структур на развитие общества, что естественно, сужало возможности изучения внутренних процессов развития еврейской цивилизации. Положительную роль играет также тесное сотрудничество ЦБИ с зарубежными центрами по изучению иудаики.

ХРОНИКА

Международная ежегодная конференция Ассоциации еврейских исследований. Бостон, декабрь 1996 года.

Давид Фишман. JTS, New York. Иудаика в постсоветской России. Резюме доклада.

За последние годы произошли существенные изменения в области академической иудаики, что позволяет говорить о вдохновляющем "ренессансе еврейской академической науки в России". В докладе подчеркнуто значение этого факта для той области знания, которая раньше игнорировалась и была под запретом более полувека.

Особо следует отметить развитие таких центров подготовки будущих ученых в области иудаики, как совместный российско-американский Центр Библеистики и Иудаики в Российском Государственном Гуманитарном Университете, Еврейский университет в Москве, академию имени Маймонида, а также другие существующие в настоящее время учреждения и организации (например, Центр "Сэфер"), призванные обеспечивать инфраструктуру, способствующую развитию исследований в области иудаики. В настоящее время у студентов появилась возможность получать дипломы, участвовать в конференциях и продолжать свое обучение в аспирантуре по этой научной тематике. Регулярно выходят "Вестник Еврейского университета в Москве" и "Ученые записки по иудаике", выпускаемые Еврейским университетом в С.-Петербурге. Данью должного уважения к уровню дореволюционной русско-еврейской науки можно считать репринтное издание 16-ти томной "Еврейской энциклопедии".

Возникло понятие "новой русско-еврейской историографии", развитие которой связано с ведущейся в России подготовкой новых кадров исследователей и ученых, осознающих себя русскими евреями и стремящихся продолжить академическую работу, начатую здесь еще до революции. Другое значительное изменение - это открытый теперь доступ к советским архивам, который, начиная с 1991 года, обеспечивает поток новой информации. Эта информация в настоящее время изучается и составит основную базу того материала, с которым предстоит работать новым поколениям ученых.

Что касается тем исследований, то больше всего молодых ученых привлекают проблемы, связанные с "еврейским вопросом" в царской России и в сталинский период, Холокост, а также наследие дореволюционной школы русско-еврейской историографии (С.Дубнов, С.Цинберг).

В отличие от своих западных коллег, исследователи в России в большей степени интересуются культурными и "антропологическими" изысканиями. Большое число работ посвящено сбору и обработке социологических данных, исследованиям в области еврейского искусства и музыки.

Многое еще предстоит сделать, но достигнутые за столь краткий срок успехи, несомненно, воодушевляют. Можно высказать уверенность в том, что есть возможность в будущем изменить лицо иудаики в России и продолжить начавшееся ее возрождение.

Н.И.Басовская, проректор РГГУ. Иудаика в России. Резюме доклада.

Существует два основных направления в развитии иудаики в России. С начала ХIХ века основное внимание уделялось исследованиям еврейских текстов. Изучение современной истории евреев началось в конце ХIХ - начале ХХ вв. в Санкт-Петербурге, Одессе и Вильнюсе. В конце 20-х годов в СССР было ликвидировано большинство созданных до революции еврейских независимых научных институций. Некоторые центры переместились в Польшу и Литву, где просуществовали еще примерно десять лет. В рамках Академии Наук слабое продолжение имело изучение фольклора и древней еврейской истории, но как части востоковедения.

Советские еврейские историки были вынуждены полемизировать со своими зарубежными коллегами как с представителями "буржуазной науки". Тем не менее некоторые из них сумели издать важные монографии и опубликовать документы по социальной и экономической истории евреев, истории еврейского рабочего движения. Изучение еврейской литературы и языка идиш было сконцентрировано преимущественно в Киевском Институте еврейской пролетарской культуры и в Институте белорусской культуры в Минске. Эти исследования интересно проанализировал в нескольких своих работах Альфред Гринбаум. Большинство же современных ученых необоснованно игнорируют советскую иудаику.

Огромный урон иудаике в Советском Союзе нанесли чистки и репрессии 30 - 40-х гг. С этого времени в официальных советских изданиях вообще исчезает упоминание о евреях, составлявших существенную часть населения СССР. Труды, выходившие в самиздате, как правило, носили обзорный характер, но важно, что их появление свидетельствовало о сохранении интереса к этой тематике. К 70-м годам обнаружился интерес части молодых людей в Советском Союзе к истории Холокоста. Этот интерес удовлетворялся за счет некоторых зарубежных изданий и свидетельств очевидцев.

Эпоха гласности вернула возможности занятия иудаикой, к которой обратился ряд университетов России. Возможно, наиболее интенсивная научная программа по иудаике развивается сегодня в Российском Государственном Гуманитарном Университете, где уже выпущены первые специалисты в этой области. Однако, вероятно, нужны годы и поколения, чтобы возвратить России тот высокий уровень иудаики, который существовал в ней до революции. Прежде всего требуется вернуть высокий уровень знания еврейских языков и найти возможность для современных российских студентов широко общаться с представителями и носителями еврейской культуры за рубежом.

4-я Ежегодная Международная конференция по иудаике. Москва, 4-6 февраля 1997 г.

Конференция организована Московским Центром по преподаванию еврейской цивилизации в ВУЗах "Сэфер" в сотрудничестве с Международным Центром Университетского преподавания еврейской цивилизации (Еврейский Университет в Иерусалиме) при поддержке американской организации "Джойнт". В конференции приняли участие около 200 ученых, преподавателей и студентов, чьи профессиональные интересы связаны с иудаикой. Участники конференции представляли научные и высшие учебные заведения России, Украины, Белоруссии, Молдавии и Литвы, а также Израиля, США, Канады, Великобритании.

Программа конференции включала в себя два пленарных заседания и работу в шести секциях: Библеистика и семитология, Еврейская мысль, История еврейского народа, Еврейская литература, социология, демография, культурная антропология, психология, Еврейское историческое краеведение. Заметное участие в конференции приняли представители РГГУ.

Профессор А.Степанский руководил секцией "История еврейского народа". Выступили с докладами М.Куповецкий ("Современная этнодемографическая ситуация еврейского населения Украины"), Л.Коган ("Семитская этимология как средство библейской экзегезы" (на материале книги "плач Иеремии"), Л.Вексельман ("Юлий Гессен и его "История еврейского народа"), Г.Элиасберг ("Драматургия Переца Хиршбейна"), М.Членов ("Эволюция еврейского самиздата в СССР (70 - 80 гг.)").

Второй международный симпозиум "Уроки Холокоста и современная Россия"проходил с 4 по 7 мая 1997 г. и был организован Научно-просветительским Центром "Холокост" (Россия), РГГУ и обществом "Мемориал" при поддержке Фонда Макартуров (США) и Фонда им. Генриха Белля (Германия).

Отчет о симпозиуме опубликован в "Вестнике гуманитарной науки", 1997, № 5, с. 6-8.

В Центре библеистики и иудаики функционирует также постоянно действующий семинарна котором заслушиваются и обсуждаются доклады сотрудников ЦБИ, зарубежных преподавателей, читающих курсы лекций в рамках учебных программ Центра, а также российских и зарубежных специалистов в области иудаики. Семинары проходят ежемесячно, в их работе принимают участие преподаватели и студенты РГГУ. Среди наиболее интересных докладов, прочитанных в рамках семинара в 1996-97 гг. можно отметить следующие:

А.Шенар, посол государства Израиль, профессор Хайфского университета. "Литературный аспект библейского текста".

На примере двух глав Книги Бытия, относящихся к повествованию об Иосифе, было показано, что текст Библии часто сам свидетельствует о стремлении к воссозданию литературно-художественных особенностей. В ходе анализа повествования об истории Иехуды и Тамар показана драматическая связь этого небольшого вставного рассказа как с эпизодом продажи Иосифа, так и с текстом в целом. Построчный анализ и ряд рассмотренных особенностей словоупотребления ярко продемонстрировали идею об общей связанности библейского текста, содержащего важную информацию о миграциях и особенностях быта древних евреев. А.Шенар указала также на структуру фрагмента, передающего страдания Якова в момент получения известия о гибели сына. Ритм этого стиха дает представление о начальных формах поэтической элегии. Особую роль в развитии фабулы здесь играет употребление времен глагола, а быстрая смена глаголов задает темп самому библейскому повествованию. Текст, созданный на основе фольклорного материала, имеет свои структурные особенности, что характерно и для разбираемого отрывка. Например, наличие именно трех сыновей у Иехуды или упоминание лишь имен тех героев, у которых имеется своя самостоятельная роль в ходе развития сюжета, как в случае с Тамар.

Здесь же мы встречаем известный сказочный мотив связи между знатным человеком и простой девушкой, которая получает, как особый знак, какой-либо предмет от него. Часто в сказках от этого союза рождается ребенок, который обычно идет по дурной дороге, становясь разбойником или преступником, но в момент предстоящей казни он достает этот предмет, раскрывающий тайну его происхождения. Образ Иехуды и сама идея рассказа о нем напоминают фольклорный архетип мошенника, которого удалось перехитрить с помощью его же ухищрений. В этой истории присутствует и другой сказочный архетип: рождение близнецов и их борьба, чему имеется много аналогий как в сказках, так и в античных мифах. Но здесь этот мотив может быть понят глубже, поскольку он связан с одной из проблем книги Бытия - проблемой права старшинства с доказательством того, что оно может и не осуществляться, т.е. не старший получает то, что ему положено. На протяжении всей книги Бытия, в истории развития каждого рода на фоне общего действующего права старшинства постоянно присутствуют истории того, как это право в особых случаях нарушается. Иехуда, основатель целого народа, имеющий высокий статус в патриархальном обществе, оказывается обманут женщиной, что подчеркивает глубину его падения. Можно заметить, что в тексте его наказание осуществляется с помощью тех же предметов, которые были использованы в эпизоде обмана Якова. Так, одним из элементов обмана выступал козленок: в одном случае его кровью была окроплена одежда Иосифа, в другом - именно козленок был обещан женщине в качестве оплаты. Поскольку в библейском тексте ничего случайного не бывает, было отмечено, что в рассматриваемом отрывке сознательно проводится параллель между основным и рамочным повествованием. Это же можно будет проследить и впоследствии.

В лекции было отмечено, что современные библеистика и литературоведение склонны рассматривать библейские истории отдельно, вне их внутренней связи, в то время как еще еврейские мудрецы - составители мидрашей - относились к библейскому тексту, как к единому сложному и многообразному комплексу, обращая внимание и на чисто литературный элемент текста.

С. Шварц, профессор Еврейской Теологической Семинарии, Нью-Йорк. "Еврейская община в эпоху античности".

Вплоть до Х1Х века основным типом социальной организации евреев была локальная, частично самоуправляемая религиозная община, впервые получившая свое значение в эпоху раннего христианства в Римской империи. Появление феномена общины было связано с радикальным изменением прежнего жизненного уклада, хотя сама идея замкнутой локальной еврейской общины, сплоченной религиозной идеологией, засвидетельствована уже в источниках, на несколько столетий предшествовавших эпохе христианизации Империи. Раввинистическая литература, главным образом Иерусалимский Талмуд (около 400 г. н.э.), свидетельствует о наличии общинной идеологии. Согласно представлениям раввинов, еврейский город, живущий по законам Торы, должен иметь в своем центре синагогу, где бы хранились свитки Торы, что придавало бы святость этому месту. Предполагалось, что жители города сами должны содержать городскую синагогу. И все же в тот период города Северной Палестины в значительной степени воспроизводили модели греческих городов. Однако уже с VI века происходят серьезные изменения: города по своей структуре становились все более и более христианскими, сельская же местность претерпела изменения иного характера.

Археологические раскопки свидетельствуют о наличии большого числа небольших компактных поселений, имевших в своем центре площадь вокруг каменной синагоги. Можно предположить, что к 550 году почти каждое поселение имело свою синагогу, подобно тому, как в южной части страны, в ее христианских областях, получило распространение строительство церквей. По своей архитектуре синагоги представляли собой большей частью аспидальные базилики, что наиболее характерно для периода 450 - 600 гг. Исследования последних лет показали, что наиболее ранний тип синагог относится к IV веку.

М. Куповецкий, исполнительный директор ЦБИ РГГУ. "Иудаика в СССР в 30-40-х годах".

Достаточно подробно были рассмотрены история создания и основные направления исследований Еврейской комиссии НИИ Национальностей при ЦИК СССР, Научной комиссии ОЗЕТа и Исторической комиссии Еврейского Антифашистского Комитета (ЕАК), деятельность которых практически неизвестна современным исследователям. В докладе также анализировались исследовательские проекты Институтов еврейской пролетарской культуры в Киеве и Минске и структур, созданных на их основе во второй половине 30-х - конце 40-х годов.

М. Куповецкий оценил как неадекватную сугубо негативную оценку деятельности указанных структур, подчеркнув, что в тот период в условиях жесткого административного и идеологического давления многие из советских еврейских ученых совершили не только научный, но и гражданский подвиг, так как даже в условиях свертывания финансирования, закрытия научных проектов и целых институций, ареста их сотрудников, использовали любую возможность продолжать свои исследования.

Х.Файнгольд, профессор Нью-Йоркского городского университета. "Холокост и американские евреи".

Х.Файнгольд - один из ведущих специалистов по истории американского еврейства, в своем докладе проанализировал сложные взаимосвязи, определявшие характер отношений американских евреев с администрацией президента Рузвельта и американским обществом в период Холокоста. Докладчик уделил основное внимание непростой для современного американского еврейства проблеме, могли ли евреи США сделать больше в деле спасения европейского еврейства в годы Второй мировой войны, чем они сделали. Х.Файнгольд дал также обзор своих статей и монографий по указанной проблематике.

И. Тантлевский, профессор С.-Петербургского университета. "Кумранские интерпретации библии".

Докладчик рассказал о последних работах кумранистов, связанных с анализом текстов пешарим, комментариев на книги Пророков. Подробно остановился на собственных исследованиях, рассматривающих тексты пешарим на пророчества Аввакума и Наума.

Было показано, как можно попытаться извлечь из этих текстов релевантную историческую информацию, в частности, на примере проблемы идентификации загадочного народа "куттим".

Р. Капланов, ст. научн. сотр. Института всеобщей истории РАН. "Караимы и караимство в еврейской истории".

В докладе была изложена краткая история караимского течения в иудаизме, проблемы этнической истории караимов Восточной Европы, проанализирована история взаимоотношений раввинистического иудаизма и караимства. Дан обзор современного состояния караимских общин, в том числе на территории бывшего СССР. В заключительной части докладчик дал обзор современных исследований по религии, истории, литературе, языку караимов, которые опубликованы в США, Израиле, Великобритании, Италии, Франции и России.

IV Ежегодная студенческая конференция по иудаике в РГГУ, 3-4 июня 1997.

Из 20 прочитанных докладов 19 были основаны на курсовых работах студентов РГГУ специализации "Иудаика" и только один доклад был прочитан "извне" - студентом Еврейского Университета в Москве С.Чарным. Тем самым конференция явилась по сути публичной защитой курсовых работ студентов специализации "Иудаика", что и было одной из целей устроителей. Были представлены все (11) курсовые работы студентов четвертого курса историко-филологического ф-та, половина (6) курсовых работ студентов третьего курса историко-филологического ф-та, и две курсовые работы первокурсников ФАДа. Важным отличием конференции этого года от предыдущих является то, что ровно половина докладов была прочитана на иврите.


НАУЧНЫЕ И ИЗДАТЕЛЬСКИЕ ПЛАНЫ

1. "Документы по еврейской истории и культуре в архивах г. Москвы"

Публикуемый путеводитель открывает серию изданий осуществляемого с 1991 г. РГГУ, Еврейской теологической семинарией Америки (ЕТСА, Нью-Йорк) и Институтом еврейских исследований (ИВО, Нью-Йорк) проекта по освоению письменного наследия евреев, хранящегося в архивах России, Украины и Белоруссии. Предположительно в серию войдут отдельные тома - по Москве, Санкт-Петербургу, областным и краевым архивам Российской Федерации, а также Украине и Белоруссии. Архивы Москвы содержат уникальные собрания источников по истории и культуре евреев от эпохи средневековья вплоть до момента распада СССР в 1991 г., охватывающие преимущественно архивные документы по дореволюционному российскому и советскому еврейству, новой и новейшей истории евреев зарубежной Европы и Израиля, Холокосту, советско-израильским взаимоотношениям. Путеводитель содержит описания более 400 архивных фондов и информацию еще более чем о 200 архивных фондах из 22 московских архивов. Каждое описание фонда содержит историческую справку или биографию фондообразователя, информацию о структуре фонда, краткое содержание дел фонда.

Путеводитель снабжен тематическим, географическим и именным указателями.

Книга вышла из печати.

2. Тантлевский И. "Введение в Пятикнижие".

Настоящая книга д-ра философских наук И.Р. Тантлевского, написанная как учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных факультетов высших светских и религиозных учебных заведений, является первым на русском языке научным введением в Пятикнижие.

Дается обзор книг Моисеева Пятикнижия по следующим позициям:

  • основное содержание;
  • текстолого-литературный горизонт; источники и структура; древнейшие рукописи и переводы;
  • историко-культурный фон; данные новейших археологических раскопок; возможная датировка отдельных источников;
  • центральные теологические и религиозно-философские доктрины;
  • законодательные тексты;
  • основная библиография.

Во-вторых, читатель знакомится с ключевыми методами и направлениями исследовательско-критических подходов к Пятикнижию.

Помимо экспозиции основных достижений современной библеистики в области изучения Пятикнижия, в учебном пособии представлены также собственные трактовки, суждения и идеи автора по ряду ключевых религиозно-теологических и исторических аспектов Пятикнижия: космогенезу, антропогенезу, возникновению монотеистической религии Яхвизма и становлению монотеизма в целом, пребыванию израильтян в Египте и Исходу и др.

Книга рассчитана на всех, интересующихся вопросами библеистики, сравнительным религиоведением, историей религии и мировой культуры, историей и литературой древнего Востока.

3. Городецкий Л. "Введение в библейский иврит".

Учебник классического иврита для университетов. На русском языке в настоящее время учебник университетского уровня отсутствует. В то же время во многих университетах начинают или собираются начать преподавать библейский иврит, библеистику и т.п., и потребность в учебных пособиях такого рода резко ощущается. Учебник ставит своей целью не изложить весь корпус информации по библейскому ивриту, но, скорее, представить наиболее современные подходы к изучению его фонологии, морфологии, синтаксиса, текстологии и т.д. и обучить студентов практическому использованию этих подходов. Для этого разбирается большое количество лексических и текстологических примеров.

Книга рассчитана на учащихся, владеющих основами современного израильского иврита в объеме первого курса программы "Иудаика" в РГГУ.

4. Сандлер С. "Идиш для университетов".

Учебник предназначен для русскоговорящих студентов университетов и построен с учетом специфики владения ими русским языком. Пособие служит для привития навыков главным образом чтения и понимания литературы по специальности, а также развития навыков активной речи в пределах изучаемой тематики. Учебник предназначен как для занятий с преподавателем, так и для самостоятельной работы студентов; кроме того, обращается внимание на сопоставление языковых явлений идиша с английским, латинским и др. языками, которые изучают студенты. Книга строится по плану написанного тем же автором и изданного в 1989 г. "Самоучителя еврейского языка идиш", в отличие от которого в настоящем издании, во-первых, представлена обновленная тематика по истории, традициям и культуре еврейского народа, и во-вторых, учтена принятая во всем мире орфография языка идиш, разработанная Институтом еврейских исследований (ИВО).

5. "Новое в иудаике".

Сборник работ выпускников специализации "Еврейские языки, культура, тексты и архивы" факультета архивного дела ИАИ РГГУ. В научный оборот вводятся ранее неизвестные документы по истории российского и советского еврейства. Публикуются статьи по истории еврейского местечка в СССР в 30-х гг., анализируется советская еврейская песня на идише в 20-30-х гг. как источник информации о социокультурных процессах в межвоенном советском еврействе. Сборник содержит также работы по библеистике, средневековой еврейской истории, лингвистике библейского иврита.

6. Сборник "Лекции по еврейской истории и культуре".

Включает обзорные лекции по различным аспектам еврейской истории, культуры и философии, прочитанные на специализациях "Еврейские языки, культура, тексты и архивы" и "Еврейские языки, литература и история" профессорами из университетов США, Израиля и Западной Европы за период с 1991 по 1996 год.

7. Боровой С. "Исследования по еврейской истории и культуре"

Издание включает подавляющее большинство исследований по истории и культуре восточноевропейского еврейства одного из последних представителей русско-еврейской историографической школы проф. С.Я.Борового (1903-1989), включая и его неопубликованные работы 1940-70-х годов, в том числе часть докторской диссертации "Евреи Левобережной Украины в ХVII - ХVIII вв." (1940 г.), "Евреи Одессы" (1948 г.), "Евреи в русском общественном движении первой половины ХIХ в." (60-е гг.), многие ставшие библиографической редкостью монографии и статьи С.Я. Борового 20-30-х гг., включая монографию 1928 г. "Еврейская земледельческая колонизация в старой России".