Предлагаем издать

С.В. Белов. Музыкальное издательство П.И. Юргенсона. Российская Национальная библиотека, 1998. 9 печатных листов.

Это первая книга о крупнейшем музыкальном издательстве дореволюционной России, созданном в Москве в 1861 году Петром Ивановичем Юргенсоном и существовавшем до 1918 года.

П.И. Юргенсон выпустил произведения выдающихся русских и зарубежных композиторов Глинки, Кюи, Алябьева, Римского-Корсакова, Даргомыжского, Балакирева, Бородина, Мендельсона, Шумана, Шопена, Верди, Вагнера, Бетховена. П.И. Юргенсон - основной издатель музыки П.И. Чайковского, по существу открывший миру гениального русского композитора, самоотверженный пропагандист русской музыки, выпустивший произведения более 500 авторов, массу книг по истории и теории музыки.

Сын эстонского рыбака, Петр Иванович Юргенсон прославил свое имя на всю Россию, на весь мир. Определяющей, главной, самой важной чертой издательской деятельности П.И. Юргенсона всегда была благородная цель распространения музыки. Страстная любовь к музыке, как источнику нравственного и эстетического воспитания, стремление приобщить к музыке самые широкие круги слушателей проходят через всю жизнь такого незаурядного человека, каким был Петр Иванович Юргенсон. Он ясно сознавал свое жизненное призвание, хорошо понимал общественную и культурную значимость своей издательской деятельности, чувствовал моральную ответственность за нее перед народом. Вот почему после смерти П.И. Юргенсона (1904 г.) его сыновья с честью продолжали высокое просветительское дело своего отца.

Хотя автор уделяет большое внимание в книге и биографии издателя, но все же главным являются прежде всего выпущенные им музыкальные издания. Поэтому первая книга о музыкальном издательстве П.И. Юргенсона - это прежде всего рассказ о его изданиях, о размахе его музыкально-издательского дела, ибо сам П.И. Юргенсон подчеркивал я своем завещании: "...Я всей душой предавался служению этому делу, что оно мне очень близко к сердцу было, не только по выгоде, но как создание мое, приносящее пользу не только мне, но и очень многим".

В книге использованы материалы архивов Москвы, Санкт-Петербурга, Таллина, Дома-музея П.И. Чайковского в Клину.

Книга "Музыкальное издательство П.И. Юргенсона" состоит из следующих глав: "Историческая справедливость", "Сын эстонского рыбака", "Предшественники и современники", "Первые шаги", "Пропагандист русской музыкальной культуры", "Зарубежная музыкальная культура", "Три ипостаси", "Общественно-культурные традиции", "Преемники", "Последние годы", "В памяти потомства".

Цель книги "Музыкальное издательство П.И. Юргенсона" - дать читателям представление о размахе и значении музыкально-издательской деятельности П.И. Юргенсона, показать, что он во праву занимает в истории русского издательского дела и в истории русской музыкальной культуры одно из самых почетных и высоких мест.

Книга предназначена в первую очередь для музыковедов историков музыкальной культуры России второй половины XIX - начала XХ века, для историков русской книги, студентов музыкальных вузов, академий культуры, полиграфических академий, библиофилов, для всех, кому дорога великая русская культура.

Автор книги - профессор, доктор исторических наук, автор и соавтор многих книг о русских издателях и автор свыше 300 статей по истории русской книги.


С.В. Белов. Петербургские силуэты, Воспоминания. Санкт-Петербургский редакционно-издательский центр КультИнформПресс. 1999 г. 14 листов.

Автор этих воспоминаний, профессор, доктор исторических наук, член союза писателей, известный в России и за рубежом исследователь жизни и творчества Федора Михайловича Достоевского и русской книги, рассказывает о своих многолетних поисках всего, что связано с именем Ф.М. Достоевского и русских издателей.

Это увлекательное повествование о жизни известного ученого, беспартийного интеллигента, ставшего профессором. доктором исторических наук и членом союза писателей только в эпоху гласности и перестройки, уже при М.С. Горбачеве. Это рассказ обо веем, с чем так или иначе был связан автор этих воспоминаний: и 161-я ленинградская школа, и педагогический институт им. Покровского, и местечко Чашники под Витебском, где были расстрелы в 1944 году бабушка и дедушка героя этой книги, и популярное ленинградское кафе для инакомыслящих "Сайгон", где созревала неофициальная культура, и ленинградский журнал ''Звезда", где в начале 1960-х годов начинал печататься автор книги "Петербургские силуэты, и ЦК КПСС, куда автор этих воспоминаний ездил "пробивать" книгу о друге Александра Блока еврее Самуиле Мироновиче Алянском, которую по причине его национальности не хотело выпускать издательство "Наука" и Ленинградская Писательская Организация, которая почти 10 лет по заданию Комитета Государственной Безопасности не принимала в свои ряды автора книги "Петербургские силуэты", и Российская Национальная Библиотека, где до сих пор трудится автор этой книги, и многое, многое другое.

Воспоминания "Петербургские силуэты", состоящие из трех частей: "По следам Достоевского", "По следам русских издателей", "Как меня принимали в союз писателей", сопровождаются "достоевскими" находками и материалами, многие из которых впервые публикуются в настоящем издании, рассказом о встречах с такими замечательными людьми, как академик Д.С. Лихачев, Генрих Белль, Д.А. Гранин, А. Тарковский, княгиня З.А. Трубецкая, Л.М. Леонов, Ла Карре, Ю.В. Трифонов, А. Моравиа и др.

Книга "Петербургские силуэты" предназначена для всех, кто интересуется историей великой русской культуры, жизнью России в брежневское время, ее нравами, особенностью и бытом.


С.В. Белов. Вокруг Достоевского. Статьи, находки и встречи за тридцать пять лет. Санкт-Петербургский государственный университет. 1998. 20 печатных листов.

Это сборник статей известного исследователя творчества Достоевского, профессора, доктора исторических наук, автора многих книг и статей о жизни и творчестве писателя. Разнообразные статьи о романах "Преступление и наказание", "Бесы", "Подросток", "Братья Карамазовы", свежий и нешаблонный взгляд на эти произведения, полное напряжения повествование о трех женщинах, сыгравших огромную роль в жизни и творчестве писателя, увлекательные рассказы о достоевских находках и поисках в Петербурге, Новгороде, Старой Руссе, Праге, Берлине, Соединенных Штатах Америки, запомнившиеся встречи с внуком писателя, с людьми, причастными имени Достоевского, составили содержание этой книги, автор которой прекрасно сознает судьбоносное значение великого русского писателя в истории русской и мировой культуры.

Некоторые из статей пришлось восстанавливать заново после искажения цензурой или редакционной правки, в других работах были места, о которых было заранее известно, что они никогда не пройдут редакторов и цензуру, так как били абсолютно непроходимыми в 1960-1980-е годы, - наконец, в книге публикуются несколько новых статей, написанных в последнее время.

Деление книги на три раздела - "Жизнь", "Творчество", "Вокруг Достоевского" - в значительной мере условно, так как биография Достоевского и его художественные произведения составляют единое целое. Он всегда "жил в литературе", без литературы он никогда не мыслил своего существования, a cамо существование мыслилось им всегда как творческий акт. Раздел "Вокруг Достоевского" связан, конечно, с разделами "Жизнь" и "Творчество".

Раздел "Жизнь" состоит из следующих статей: "А.М. Достоевский и его воспоминания", "Две любви Ф.М. Достоевского", "Последняя любовь Ф.М. Достоевского", "Л.Ф. Достоевская и ее книга", "Гений и злодейство две вещи несовместные".

Раздел "Творчество" состоит из следующих статей: "Достоевский и Карамзин", "Повести и рассказы Достоевского", "Как сделан "роман-исследование" Б.И. Бурсова "Личность Достоевского", "Имена и фамилии у Достоевского", "Неслучайные слова и детали в "Преступлении и наказании", "Не убий", "Тринадцать ступеней (петербургские аномалии и символы у Достоевского", "Великий христианский роман", "Роман о воспитании", "Достоевский и Платон", "Почему братьев Карамазовых было трое?", "Амвросий и Зосима", "Правда и ложь в "Легенде о Великом Инквизиторе", "Национальное достояние России", "730 шагов с топором Раскольникова".

Завершает книгу библиография основных работ автора о Достоевском.

Автору книги всегда были близки слова Н.А. Бердяева: "Достоевский и есть та величайшая ценность, которой оправдает русский народ свое бытие в мире, то, на что может указать он на Страшном Суде народов".

Эта мысль и определила тридцатипятилетние поиски и находки автора.

Книга "Вокруг Достоевского. Статьи, находки и встречи за тридцать пять лет" предназначена для всех, кто интересуется историей великой русской культуры.


С.В. Белов. История одной дружбы и вражды (В.И. Ленин и П.Б. Струве). Издательство Санкт-Петербургского ПЕН-КЛУБА. 1998. 8 печатных листов.

Это первая книга, затрагивающая столь важную тему в истории русского общественного движения конца XIX - начала XX вв. Она родилась в 1989 году, когда ее автор работах в архивах Колумбийского университета и института Гувера США.

В 1923-24 гг. в девятой-двенадцатой книге журнала "Русская мысль", выходившего тогда в Праге-Берлине, эмигрант Петр Бернгардович Струве (1870-1944), один ив первых русских марксистов, экономист, социолог, историк, видный общественный деятель, академик, опубликовал статью "Подлинный смысл и необходимый конец большевистского коммунизма. По поводу смерти Ленина", где изложил свое понимание личности вождя октябрьского переворота в России.

Струве проделал ту же эволюцию от марксизма к идеализму, христианству и русской государственности, которую пережили многие его замечательные современники: Н. Бердяев, С. Булгаков, С. Франк, М. Туган-Барановский и другие, хотя между ними и могли быть расхождения, особенно когда в России пришли к власти большевики и встал вопрос о путях избавления от них России.

Такая концептуальная оценка В.И. Ленина, сделанная Струве сразу же после его смерти, тем более важна, что оба они начинали как марксисты и даже друзья в борьбе за общее дело. Но прошло несколько лет и Струве четко осознал, что представлял собою Ленин и что такое революционный марксизм. В.И. Ленин всегда мог для пользы дела преступить и переступал, нравственный закон. Вот почему Струве порвал с Лениным - тем более он не мог принять большевизм и октябрьский переворот 1917 года с их апологией насилия и террора.

Эта книга называется "История одной дружбы и вражды", ибо родившись на несколько месяцев раньше В.И. Ульянова, П.Б. Струве выпустил с ним в одном и том же - 1894 году - общую по идее и форме работу. У В.И. Ульянова она называлась "Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?", у П.Б. Струве - "Критические заметки по вопросу об экономическом развитии России".

Но дружба бистро перешла я многолетнюю вражду. И в конечном итоге Струве оказался правым в споре со своим непримиримым противником. Еще в 1899 году в своей книге "Марсова теория социального развития. Критический опыт" Струве признал гибельность революционных преобразований в России. Ориентируясь на уроки капитализма в Европе, Россия, по мнению Струве, могла успешно эволюционировать.

В конце своей жизни Струве, согласно записям его сына утверждал, что нужно освободиться от гипноза социалистической идеи, оправдывавшей тоталитаризм.

П.Б. Струве был автором первого марксистского "Манифеста РСДРП", который всегда входил в кодификацию КПСС. Его ранний марксизм не вызывает сомнения, и тем сильнее его позднее раскаяние, покаяние - категории, совершенно не только недоступные, но даже совсем непонятные В.И. Ленину, как бы выключенные вождем большевизма вовсе из обихода, из употребления.

В справке о Струве в Большой Советской Энциклопедии говорится о том, что он "отрицал необходимость пролетарской революции и диктатуры пролетариата", "враждебно встретил Октябрьскую социалистическую революцию, активно боролся с ней", "до конца жизни остался врагом Советской России".

Все справедливо, только надо расставить акценты. Отрицал необходимость, враждебно встретил, активно боролся и остался врагом только потому, что Струве понимал волную безнравственность и абсолютную несостоятельность Октябрьской революции и диктатуры пролетариата.

Русский писатель Борис Зайцев очень точно заметил "Tpи четверти ''гениальности" Ленина и состояли в том, что сумел вовремя сыграть на низких страстях". Глубокая безнравственность Ленина и была важнейшей причиной разрыва с ним Струве.

Вот почему в конце своей жизни Струве признавался: "Ведь борясь с самодержавием, никто из нас не верил, что оно может когда-нибудь пасть... Мы трясли его, как дерево, чтобы упало возможно больше плодов в виде необходимых реформ..."

Сразу же после смерти Ленина Струве писал, что "Ленин был абсолютно аморалистом в политике, и потому ему было легко быть таким превосходным и успешным тактиком. Политико-психологической комбинации революционера с тактиком соответствовал и личный психологический тип Ленина. Это была смесь палача с лукавцем".

Каралось бы, эти воспоминания Струве повторяет и С. Фрак в статье о Струве, когда пишет, что Струве "питал с юности острую личную ненависть к Ленину". И все же и эти воспоминания Струве, и свидетельство С. Франка не точны по отношению к Ленину, это как бы пророчество задним числом. Не мог "питать с юности острую личность к Левину" П.Б. Струве, ибо как раз в юности они были весьма дружины.

Задача настоящей книги и заключается в том, чтобы найти начало, истоки их вражды, которая в конечном итоге определила судьбу России. Цель книги "История одной дружбы и вражды (В.И. Ленин и П.Б. Струве)" заключается в том, чтобы показать, когда же Струве перестал быть революционным марксистом, т.е. перестал дружить с Лениным, когда же и почему эта недолгая дружба перешла в многолетнюю вражду. Это, по существу, не только первая книга о дружбе и вражде В.И. Ленина и П.Б. Струве, но и первая книга в России о П.Б. Струве.

В 1995 году исполнилось 125 лет со дня рождения Петра Бернгардовича Струве и Владимира Ильича Ленина. Требуется осмыслить их многолетнюю вражду, ибо это не личная вражда, а два диаметрально противоположных пути развития России.

Книга предназначена для всех, кто интересуется общественным движением России конца XIX - начала XX века.

Автор книги - профессор, доктор исторических наук, автор многих книг и статей о Достоевском и русских издателях.