Визитная карточка

Общественный благотворительный Фонд развития культуры и гуманитарных наук.

"МУСАГЕТ"

Главной миссией Фонда является содействие культуре и гуманитарным наукам в Республике Казахстан, гармоничное и свободное развитие которых является непременным составляющим демократического открытого общества.

Основными целями Фонда являются:

  • поддержка молодых ученых-гуманитариев и творческой интеллигенции, консультативная помощь;
  • издательская деятельность, публикация художественных и научных произведений авторов Казахстана и, в целях ускорения интеграции в мировой культурный и научный процесс, зарубежных авторов;
  • издание некоммерческого Литературно-художественного журнала "Аполлинарий" и иных периодических изданий;
  • проведение семинаров, конференций, творческих вечеров деятелей культуры и искусства;
  • организация и проведение гуманитарных и культурологических исследований;
  • информационное обеспечение негосударственных НПО, занимающихся проблемами культуры и гуманитарных наук, и создание баз данных и информационных связей для взаимодействия между ними;
  • проведение независимых научно-гуманитарных исследований и экспертиз, а также консультаций в сфере культуры и искусства.
Общественный Фонд "Мусагет" образован в январе 1998 г. на базе редакции Литературно-художественного издания "Аполлинарий".

Сотрудники редакции журнала "Аполлинарий" имеют опыт работы по осуществлению культурных проектов и освоению грантов. (Все сотрудники Фонда - волонтеры.). Деятельность журнала давно оценена общественностью, казахстанской и зарубежной прессой.

При редакции уже 3 года действует открытый гуманитарный семинар "Филологические беседы", который практически стал своеобразным культурным центром научной и творческой интеллигенции. На заседаниях семинара выступают с лекциями исследовательского, обучающего, просветительского, методологического характера и ведущие, и молодые ученые Казахстана и стран СНГ. Количество заседаний семинара приближается к 70.

В рамках семинара проходят творческие вечера и встречи с деятелями искусства, просмотр видеофильмов о различных течениях и направлениях современного искусства, выставки художников и скульпторов, презентации новых книг и музыкальных альбомов, вечера народной культуры.

Базовыми программами Фонда "Мусагет" являются:

"Искусство открытого общества" и "Эра гуманитарных наук".

В рамках этих программ планируется осуществление серии культурных, образовательных и научных проектов, среди которых первыми должны стать:

  • Современный художественный процесс. Литература;
  • Пространство культуры;
  • Web-конференции "Гуманитарные науки: междисциплинарные связи";
  • Создание Web-страниц, посвященных проблемам культуры и гуманитарных наук.
Мы с благодарностью рассмотрим любые предложения о сотрудничестве.

480046, Казахстан, г. Алма-Ата, пр. Абая, 202, кв. 3.

Телефон: (3272) 46-99-62.

E-mail: olga@musaget.iatp.kz

Президент: Ольга Борисовна Маркова, к.ф.н. Координаторы: Оксана Пилипьюк, Анастасия Лялькина.

Банковский счет ОФ "Мусагет": № 1700830 в ОАО "Казкоммерцбанк", г. Алматы, к/с 700161724 в ГАТУ Нацбанка РК, МФО 190501724, код 724. РНН 600200005708.


Литературно-художественное издание "Аполлинарий".

1. Дата основания: 25 октября 1993 г.

2. Учредитель: Общественный благотворительный фонд развития культуры и гуманитарных наук "Мусагет".

3. Главный редактор: Ольга Борисовна Маркова.

Существование русской литературы за пределами России - одна из проблем, которая вдруг вновь, уже не на фоне эмигрантского разделения культуры, стала актуальна. За пределами России (и в некотором смысле - за пределами живой развивающейся современной русской речи) оказалась столь значительная часть русских людей, что мы вынуждены говорить о феномене русской культуры вне русской земли. Любые взаимосвязи в такой ситуации несказанно благотворны, любой отрыв - гибелен. Впрочем, воссоединение единой культуры неизбежно, нужно ли еще раз обособлять "русскую зарубежную литературу"?

В Казахстане выходит Литературно-художественное издание "Аполлинарий", единственное негосударственное, независимое периодическое издание на русском языке, ориентированное только на художественную литературу и культуру. В "Аполлинарии" публикуется современная проза и поэзия, оригинальные и переводные работы по философии, филологии, психологии, искусствоведению, культурологии.

Основополагающим (и единственным) критерием отбора рукописей для издания является их художественная значимость, эстетическая ценность и желание представить жанровое и стилевое многообразие современного художественного процесса.

Каждый выпуск "Аполлинария", благодаря оригинальным рисункам художников, сам по себе - артефакт (в издании почти не используются специально созданные иллюстрации, публикуемые рисунки, как правило, - самостоятельные графические работы).

В каждом выпуске издания есть блок из нескольких разножанровых произведений, сгруппированных вокруг одной темы: так, часть материалов первого выпуска посвящена сну и сновидениям, второго - творчеству Вл. Набокова, третьего - художественным и социальным аспектам проблемы безумия, четвертого - жанру рассказа и искусству постмодернизма.

Периодичность и объем журнала, качество полиграфии определяется, к сожалению, не количеством материала и планами редакции, а наличием/отсутствием средств. "Аполлинарий" является некоммерческим изданием и существует исключительно на пожертвования, а еще более - благодаря энтузиазму людей, решивших сохранять русское слово и развивать русскую литературу в условиях внезапного "зарубежья".

Издание изыскивает нетрадиционные формы взаимодействия с авторами и читателями даже тогда, когда выпуск журнала приостанавливается из-за финансовых трудностей. При редакции действует постоянный гуманитарный семинар "Филологические беседы". На семинаре выступают с сообщениями и докладами ученые-гуманитарии из Казахстана и России. Проводятся творческие вечера художников и поэтов, презентации новых книг.

"Аполлинарий" может исчезнуть (все те же пресловутые экономические причины), но до тех пор, пока издание существует, будет жить на его страницах и русская словесность.


РОССИЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМ АНГЛИСТИКИ. (RAES - Russian Association for the English Studies)

Ассоциация преподавателей английской литературы сообщает о том, что в 1996 и 1997 годах вышло в свет пять выпусков альманаха ANGLISTICA. Cодержание 1 и 5 было представлено в "Вестнике" 2-98. Сегодня мы продолжаем публикацию.

ВЫПУСК 2. ANGLISTICA: Сборник статей и материалов по литературе и культуре Великобритании /Под ред. М.П. Михальской и И.О. Шайтанова - М., 1996.

Выпуск посвящен вопросам, связанным с освоением английской литературой проблемы детства.

В рубрике "Теоретическая трибуна" опубликована статья М.И. Свердлова "Идея детства. Предпосылки поэтического открытия", посвященная тому, какие отношения к ребенку существовали в веках, и тому, как происходит поэтическое открытие детства английскими романтиками, как проблема детства находит свое воплощение в жанре оды под пером У. Вордсворта.

Рубрика "История литературы" открывается статьей Н.М. Демуровой "О месте английской детской литературы в общелитературном процессе Англии", автор которой справедливо ставит вопрос о необходимости учитывать то, на какой литературе воспитывались английские писатели, какая литература формировала их литературный вкус, какие произведения формировали второй или даже третий ряд литературного процесса.

В статье Е.Е. Диановой "Жанр школьной повести в контексте прозы о детстве середины XIX века: "Школьные годы Тома Брауна" Т. Хьюза" названы жанровые черты школьной повести, существовавшей параллельно школьным главам романов Ч. Диккенса.

Статья О.О. Коротаевой "Функции детских образов в творчестве Шекспира и Диккенса" рассматривает как сходство, так и своеобразие функций детских образов в творчестве двух виднейших представителей английской литературы.

В рубрике "Панорама искусств" опубликованы составленные М.И. Николой материалы "О своеобразии английской готики", в которых прослеживаются типы культовых сооружений, их сочетаемость с пейзажем и декоративные особенности (в частности, витражных орнаментов) скульптуры английских соборов XII-XIV веков, а также сюжеты фресок в их соотнесенности с произведениями словесного творчества.

В рубрике "Обозрение", в подготовленном М.К. Поповой материале "Средневековая аллегория: современное состояние проблемы", отмечены причины обостряющегося интереса современной филологии к проблемам аллегории. В их числе называется тяга литературы ХХ века к интеллектуальному роману. Ставятся актуальные проблемы, связанные с изучением аллегории: функции аллегории в различных жанрах, взаимоотношение аллегории и метафоры, аллегории и персонификации, специфика аллегорического хронотопа.

ВЫПУСК 3. ANGLISTICA: Сборник статей и материалов по культуре и литературе Великобритании и России / Под ред. И. О. Шайтанова и М.П. Михальской. - М., 1996.

В выпуске собраны работы, представляющие собой аналитические обзоры, дополнения к библиографиям, содержащие сведения о защищенных диссертациях по проблемам англистики, определяющие основное направление поисков переводческой работы, обращающие внимание на интересные публикации в труднонаходимых изданиях.

В рубрике "Обозрение" собраны материалы, ориентирующие читателя в работах , вышедших в течение последних лет на русском языке по проблемам английской литературы XVIII века.

В статье Н.А. Соловьевой "От века энтузиазма к веку разума и чувства" рассмотрено как внешнее сходство, так и вся глубина различий раннего и позднего XVIII века. Рост внимания к душе рассмотрен в связи с "Мыслями о воспитании" Локка. Отмечено влияние "Оптики" Ньютона на цветовую гамму английской поэзии, значение перевода "Дон Кихота" на английский язык для развития английского романа. Дана оценка работам отечественного литературоведения, посвященным изучению проблем английской литературы XVIII века (Л.В. Сидорченко, В.И. Березкиной, И.О. Шайтанова) и трудам англичан (Питера Китсона, К. Пробина, Д.М. Гармона и др.) Ставятся актуальные проблемы изучения XVIII века в Англии, в частности, говорится о необходимости исследования творчества писателей, близких Ричардсону.

В этой же рубрике помещена "Избранная библиография работ по истории английской литературы XVIII века на русском языке: 1985-1991", составленная В.Н. Ганиным.

Продолжает рубрику обзор А.Л. Субботина "Английская философия в библиотеке "Философское наследие" , в котором описаны русские издания сочинений английских философов XVIII века последних десятилетий, ставятся вопросы издательской политики.

Материал, предоставленный В.А. Луковым, содержит сведения о диссертациях, защищенных по проблемам англистики - "Английская литература в зеркале диссертации (1986-1990)". Указаны авторы диссертаций, их точное название, дата и место защиты, имена научных руководителей, консультантов и оппонентов. Материал снабжен предметно-именным указателем.

Завершает рубрику список "Рекомендуемые работы англоязычных исследователей по теории и истории биографического жанра", составленный В.П. Трыковым.

Рубрика "Мастерская" содержит материалы, анализирующие русские переводы английской поэзии XVIII века.

В первом из них содержится указание на публикацию переводов А.Л. Субботина стихотворений Роберта Геррика в журнале "Сибирские огни", 1991, N 8. (Н.Р. Волкова "Звучала сладко нежная струна"), во втором анализируются переводы Д.И. Дмитриевского, М.В. Милонова, О.С. Моисеенко, А. Шараповой, собранные в сборнике "Прекрасное пленяет навсегда: Из английской поэзии XVIII-XIX веков. - М., 1988 (М.В. Кожевников "Гимны Джозефа Аддисона в русских переводах) .

В рубрике "Аудиторное занятие" помещены заметки, составленные на основе практики вузовского преподавания:

Л.В. Дудова, С.В. Сапожков "Романтическая поэма : Байрон и Пушкин. К проблеме литературных взаимосвязей". Приведен план практического занятия, литература к теме , задания для самостоятельной работы студентов (Н.Л. Иткина "Проблемы интерпретации текста"); размышления о синтезе знаний, полученных студентами в курсах лингвистических и литературоведческих дисциплин, на занятиях по интерпретации текста. Проблема прослеживается со времен ОПОЯЗа, спора формалистов с Бахтиным. Различие литературоведческого и лингвистического анализа проводится на примере подходов к изучению рассказа Э.Хемингуэя "Кошка под дождем".

ВЫПУСК 4. ANGLISTICA: Сборник статей по литературе и культуре Великобритании / Под ред. М.П. Михальской. - М., 1997 .

Выпуск посвящен актуальным проблемам английской литературы XIX века, в частности, новым подходам к изучению творчества Ч. Диккенса, связанным с игровым началом и типом масок в его произведениях. Разнообразие методов продемонстрировано авторами статей в подходе к бытованию мифообразов Прометея, Прозерпины, Дон Кихота. На английском языке опубликован материал о романе Джордж Элиот "Даниэль Деронда", предоставленный профессором Оксфордского университета.

Рубрику "Теоретическая трибуна" открывает статья Н.П. Михальской "Аристотелевское определение трагедии в восприятии английских писателей XIX века", в которой рассмотрено своеобразие концепций трагического при воплощении образа Прометея Байроном, Шелли, Р. Бриджесом, Ницше, в статьях Кольриджа, романах Гарди.

Образ Прозерпины в живописи и поэзии Д.Г. Россетти, стихотворении А.Тенисона "Деметра и Персефона" (1889) , поэзии Суинберна и его отголоски в романе Морриса "Воды дивных островов" рассмотрены в контексте статей по эстетике Рескина и Пейтера в следующей статье рубрики, написанной Н.И. Соколовой: "Прозерпина и викторианцы (Интерпретации античного мифа в английской литературе 1860-х-1890-х годов)".

Рубрика "История литературы" объединила материалы, посвященные творчеству Ч. Диккенса . В статье Н.Л. Потаниной "Игровое начало в ранних романах Ч. Диккенса" своеобразие диккенсовской прозы усматривается в установке на представление, на игру, которая, по наблюдению автора статьи, пронизывает все сферы повествования, влияет на организацию сюжета, принципы создания характеров, выражается на речевом уровне в манипуляциях "чужим словом".

Различные функции лицедейства и разнящиеся мотивы, по которым персонажи Диккенса стремятся скрывать свою сущность, рассмотрены в работе Е.В. Сомовой "Типы масок и способы их создания в романах Ч. Диккенса". Рассмотрены функции масок злодеев, "чудаков", нарочитая холодность легкоранимых персонажей, способы срывания масок, обострения несоответствия внешнего облика и сущности персонажей.

Писательскому мастерству Ч. Диккенса посвящена статья С.Н. Филюшкиной "Фигура повествователя в романах Ч. Диккенса", в которой отмечается способность повествователя видеть описываемые события извне и изнутри, меняя ракурс и план от максимально приближенного до самого общего, охватывающего явление в целом, а также умение, продемонстрировав прекрасную осведомленность в происходящем, неожиданно поставить себя на место читателя, лишь следящего за тем, как события станут развиваться дальше. Рассмотрен также способ использования несобственно прямой речи.

Своеобразие адаптации образа "Дон Кихота" на английской почве рассмотрено в статье О.В. Готлиб "Мистер Пиквик и Дон Кихот: в поисках золотого века". Отмечая всю непохожесть двух персонажей, автор статьи находит общность их функций в романной структуре.

В рубрике "Мастерская"помещено два материала. Один из них опубликован на английском языке: Карен Хьюитт "Даниэль Деронда": роман Джордж Элиот". Произведение представлено как интеллектуальный роман, раскрывающий суть англо-европейской оппозиции и авторское отношение к традиционным английским и европейским ценностям. Второй, подготовленный А.Д. Жук - "Проблема жанра в "Hymn to Interllectual Beauty" П.Б. Шелли" - посвящен взаимодействию жанровых черт оды, по утверждению автора материала, более ориентированной на разум, и гимна, чаще апеллирующего к чувству.

Рубрика "Портрет на фоне эпохи" содержит материал, предоставленный О.Л. Мощанской и В.Н. Романовой "Раскрывающий душу сущего" (Роберт Браунинг в контексте английской литературной традиции)" , в котором отмечается непрочитанность на современном этапе творческого наследия Браунинга, несмотря на многочисленные исследования, ему посвященные. Авторы статьи, намечая программу исследования поэзии Браунинга, включают в нее необходимость учитывать влияние В. Шекспира и Д. Донна и сближают творческие позиции Браунинга со взглядами на искусство его современников - Дж. Мередита и Теннисона, а также с музыкой Вагнера, Берлиоза. Тема живописи в творчестве Браунинга рассмотрена на примере монолога "Фра Липпо Липпи".

Рубрика "Информация" содержит сведения о деятельности викторианского центра в г. Перми.

ВЫПУСК 5. ANGLISTICA. Сборник статей по литературе и культуре Великобритании: Жанр и слово в английской поэзии: От Шекспира до Макферсона / Под ред. И.О. Шайтанова. - М., 1997 .

В номере собраны работы, посвященные проблеме жанрового слова в английской поэзии от Шекспира, представленного вступительным монологом Ричарда Глостера, до Макферсона, соединившего в своем творчестве элегического и эпическое начала. Предметом исследования становится речевой строй оды, пасторали, послания, эпической поэмы.

Рубрика "Теоретическая трибуна" содержит развернутое вступление к сборнику, в котором обозначены его общетеоретические позиции: подход к тексту с точки зрения жанра, и к жанру с точки зрения слова (И.О. Шайтанов "О природе жанрового слова").

В рубрике "История литературы" помещено три материала, посвященных исследованию английской поэзии XVII и XVIII веков.

В статье М.И. Свердлова "Английская ода XVII-XVII веков: жанровый миф" рассмотрен одический миф о боговдохновленности и его использование в английской пиндарической оде Драйдена и Каули.

Статья В.Н. Ганина "Антипасторальность как источник амбивалентности поэтического текста в литературе эпохи Реставрации" прослеживает жанровую трансформацию, разрушение и обретение новых форм пасторали.

Проблема становления и трансформации мифа о Шотландии и использования его Макферсоном разработана в статье Ю.В. Верховской "Жанровая судьба шотландского мифа: "Поэмы Оссиана" Дж. Макферсона".

В рубрике "Мастерская" помещена статья И.О. Шайтанова "Пролог к жанру: вступительный монолог Ричарда Глостера", в которой рассмотрено взаимодействие жанровых черт трагедии и хроники в "Ричарде III" В. Шекспира.

В материале Т.Е. Каратеевой "Шторм" Джона Донна: образ сферы и организация художественного пространства" рассмотрена поэтика первой части стихотворной дилогии Дж. Донна "Шторм"- "Штиль".

В рубрике "Аудиторное занятие" помещены материалы к практическому занятию "Потерянный рай" Джона Мильтона. Комментарии. Планы. Разработки", подготовленные Е.Н.Черноземовой. Материалы включают раздел "Сюжетные ходы, ключевые моменты", тематический указатель к тексту поэмы, вопросы для обсуждения, список основной и дополнительной литературы. Специально разработана проблема "Слово в поэме".

В рубрике "Информация" опубликован Устав Российской ассоциации изучения проблем англистики (Russian Association for English Studies -RAES) и сообщение о вступление ассоциации в Европейское общество изучение англистики (Europian Association of English Studies - ESSE). Материалы опубликованы на английском языке.

По вопросам приобретения обращаться по телефону 437-93-25.


Кафедра русской и зарубежной литературы Самарского госуниверситета

Кафедра с момента создания (март 1969 года) предполагалась как выпускающая, и после образования в 1976 году филологического факультета стала одной из четырех его ведущих кафедр. Первым заведующим ее был (правда, очень недолго) доктор филологических наук, профессор В.А. Бочкарев. В 1970-1973 гг. руководил кафедрой доцент Н.П. Козлов. В 1975-1996 гг. во главе ее стал известный литературовед и критик, доктор филологических наук, профессор Л.А. Финк. С 1996 года по настоящее время заведует кафедрой доктор филологических наук С.А. Голубков.

Среди выпускников кафедры немало журналистов, музейных работников, деятелей культуры, вузовских педагогов. Однако основная сфера их деятельности - преподавание словесности в средних школах, гимназиях, лицеях, колледжах Самары и Самарской области.

Традиционными направлениями научно-исследовательской работы кафедры являются следующие:

1. Проблемы содержательности художественных форм.

2. Теория автора и проблема художественной деятельности.

3. Художественный язык и язык культуры.

4. Литература и общечеловеческие ценности.

5. Литературное и театральное краеведение.

6. История русской драматургии ХХ века.

Данные направления соответствуют профилю подготовки специалистов. Они перекликаются по своей проблематике с содержанием читаемых историко-литературных, теоретико-литературных курсов, спецкурсов. Это позволяет активно внедрять выпускаемые монографии, сборники научных статей, пособия в учебный процесс, определять тематику курсовых и дипломных работ.

Основные направления научной деятельности кафедры русской и зарубежной литературы - изучение функционирования архетипов мифологического сознания в литературе XIX-XX веков, исследование поэтики прозаических жанров (книга В.П.Скобелева "Поэтика рассказа", монографии Н.Т.Рымаря "Введение в поэтику романа", "Поэтика романа"), рассмотрение проблемы автора (монография В.П.Скобелева и Н.Т.Рымаря "Теория автора и проблема художественной деятельности"), изучение художественного мира крупных отечественных прозаиков и драматургов ХХ века (монографии Л.А.Финка о творчестве Л.Леонова, К.Симонова, Д.Гранина, книги С.А.Голубкова о прозе А.Н.Толстого, Е.Замятина). В целом кафедра русской и зарубежной литературы ведет большую научную и издательскую работу.

Значителен персональный вклад ученых кафедры в развитие отечественного литературоведения. Ученым, на многие годы определившим направления работы кафедра, был доктор филологических наук, профессор Л.А.Финк, скончавшийся в конце 1998 г. Он был членом писательского союза, Союза журналистов, Союза театральных деятелей, удачно совмещал деятельность профессионального литературоведа, литературного и театрального критика, регулярно печатался в журналах "Новый мир", "Знамя", "Дружба народов", "Вопросы литературы", "Литературное обозрение", "Звезда","Волга", "Сибирские огни", "Театр", в "Литературной газете", в "Литературной России" и др. Перу Л.А.Финка принадлежат 11 книг. Это основательные монографии "Драматургия Леонида Леонова" (М.,1962), "Уроки Леонида Леонова" (М.,1973), "Константин Симонов. Творческий путь" (М.,1979; М.,1983), "Необходимость Дон Кихота. Книга о Данииле Гранине" (М.,1988), книги о Куйбышевском театре драмы "Актеры нашего театра" (1962), "В гриме и без грима" (1965), "При свете рампы" (1980), сборники литературно-критических статей "Острее видеть добро и зло" (1967),"Живая память" (1985), "И одна - моя - судьба" (1993). Систематически и добротно подготавливая аспирантов, профессор Л.А. Финк фактически создал серьезную научную школу изучения отечественной драматургии ХIХ-ХХ веков: успешно защитили диссертации и активно работают в данной проблемной области Т.В. Журчева, С.Б. Рубина, О.В. Журчева, Л.Г. Тютелова, Е.С. Поликарпова. Немало и учеников Л.А. Финка, защищавших диссертации, посвященные другим научным проблемам. Заслуги ученого были по достоинству оценены - Л.А. Финку было присуждено звание Заслуженного деятеля науки Российской Федерации, он стал Почетным профессором Самарского государственного университета.

С 1979 года плодотворно работает доктор филологических наук, профессор В.П. Скобелев. Он вернулся в родной Куйбышев из Воронежа, будучи уже сложившимся и весьма многоопытным литературоведом. Одни его книги, выходившие в разные годы, посвящены творчеству отдельных русских прозаиков ХХ века: "А.С. Неверов. Очерк жизни и творчества" (М., 1964), "Гавриил Троепольский" (М., 1969),"Артем Веселый. Очерк жизни и творчества" (1974), "В поисках гармонии. Художественное развитие А.Н. Толстого 1907-1922 гг. (Куйбышев, 1981). Другие труды исследователя, вышедшие отдельным изданием, имеют теоретико-литературный характер: "Масса и личность в русской советской прозе 20-х годов. К проблеме народного характера" (Воронеж, 1975), "Поэтика сказа" (в соавторстве с Л.Е. Кройчиком и Е.Г. Мущенко, Воронеж, 1978), "Поэтика рассказа" (Воронеж, 1982), "Теория автора и проблема художественной деятельности" (совместно с Н.Т. Рымарем, Воронеж, 1993).

Доктор филологических наук, профессор Н.Т. Рымарь работает в Самарском университете с 1978 года. Специалист в области зарубежной (преимущественно немецкой) литературы и теории литературы. За эти годы выпустил ряд серьезных научных монографий: "Современный западный роман: проблема эпической и лирической формы" (1978), "Введение в поэтику романа" (1989), "Поэтика романа" (1990), уже упоминавшуюся, написанную в соавторстве с В.П. Скобелевым книга "Теория автора и проблема художественной деятельности" (1993). Имеет научные контакты с рядом западных университетов. В 1995 и 1996 годах дважды находился в длительных научных командировках в Рурском университете (Германия). Приглашался также для чтения лекций в другие университеты России. Так, читал спецкурс в Российском государственном гуманитарном университете (Москва).

Работающий на кафедре недавно, с 1996 года, доктор филологических наук С.А. Голубков является автором четырех книг: "Мир сатирического произведения" (1991), "Гармония смеха: Комическое в прозе А.Н. Толстого: Очерки" (1993), "Комическое в романе Е. Замятина "Мы" (1993), "Введение в литературоведение" (1996).

Большой научной работой занимаются доценты кафедры. Достаточно назвать вышедшие в 1980-1990-е годы книги: С.З. Агранович, Л.П. Рассовская. Историзм Пушкина и поэтика фольклора (1989); С.З. Агранович, Л.П. Рассовская. Миф, фольклор, история в трагедии "Борис Годунов" и в прозе А.С. Пушкина (1992); С.З. Агранович, А.И. Петрушкин. Неизвестный Хемингуэй (1997); С.З. Агранович, И.В. Саморукова. Гармония - цель - гармония: Художественное сознание в зеркале притчи (1997); Л.А. Соловьева. Литературное краеведение (1996).

Следует отметить, что доценты Э.Л. Финк, Т.В. Журчева по традиции, заложенной профессором Л.А. Финком, активно совмещают чисто литературоведческую работу с деятельностью театрального критика. Им принадлежат десятки глубоких статей по проблемам драматургии и театра, опубликованных в центральных журналах, местных альманахах и газетах. О явлениях современного искусства часто пишет в периодических изданиях (в частности, в газете "Цирк "Олимп") и кандидат филологических наук И.В. Саморукова.

Бесспорно, такие преподаватели, как Г.Ю. Карпенко, Т.В. Журчева, Л.П. Рассовская, И.В. Саморукова, И.И. Коган составляют резерв потенциальных докторов наук.

Много сил отдали добросовестному обучению студентов ветераны - доценты Н.П. Козлов, Л.Д. Никольская, Э.Л. Финк, Л.А. Соловьева, многократно подтверждая трудом своим буквальный смысл слова "доцент" - "учащий". Удачно начали свой педагогический путь молодые преподаватели Е.Н. Сергеева, Л.Г. Тютелова.

Аспирантуру, существующую при кафедре с 1979 года, успешно окончили 14 человек. Сейчас ведется подготовка по трем специальностям: "10.01.01 - Русская литература", "10.01.08 - Теория литературы", "10.01.05 - Литература стран Америки и Западной Европы". Научными руководителями аспирантов являются профессора В.П. Скобелев, Н.Т. Рымарь, С.А. Голубков. С 1995 года функционирует диссертационный совет, принимающий к защите кандидатские диссертации по истории русской литературы и теории литературы.

Среди 18 сотрудников кафедры 3 доктора, 13 кандидатов филологических наук, причем 2 доктора и 6 кандидатов наук получили ученые звания, работая на кафедре. Более трети сотрудников готовили диссертации в нашем университете. Высокая "остепененность" преподавателей (общекафедральный показатель - 94,4 %) отражает их реальный научный потенциал. За 28 лет опубликовано более 300 научных работ, из них 25 монографий.

Только за ближайшие 1992-1997 гг. было опубликовано более 80 трудов общим объемом в 134 печатных листа (в том числе 4 монографии, 3 учебных пособия и 6 сборников научных статей). Следует подчеркнуть, что кафедра ежегодно, начиная с 1976 года, выпускает сборники научных трудов. Более 10 лет научные исследования кафедры (в частности, темы "Содержательность форм в художественной литературе", "Обобщение опыта советской многонациональной литературы", "Пути развития зарубежного реализма XIX-XX веков") относились к важнейшей тематике литературоведческих исследований и включались в координационные планы АН СССР. В настоящее время коллектив кафедры работает в рамках программы "Университеты России" по темам: "Литература и общечеловеческие ценности", "Теория автора и проблема художественной деятельности","Особенности подготовки студентов в условиях многоуровневого образования". Кроме того, преподаватели кафедры готовят серию учебно-методических пособий по изучению русской литературы в старших классах средней школы.

Кафедра имеет устойчивые и плодотворные связи с Московским государственным университетом, Институтом филологии Сибирского отделения РАН, с университетами Воронежа, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Саратова, Рура (Германия), Познани (Польша). Профессор В.П. Скобелев является членом диссертационных советов при Воронежском госуниверситете и при Самарском педагогическом университете. Заведующий кафедрой С.А. Голубков - член диссертационного совета при Самарском педагогическом университете. По приглашению кафедры в стенах Самарского университета выступали с лекциями известные ученые Б.С. Бугров, М.М. Гиршман, В.И. Тюпа, М.С. Киктев, С.Н. Бройтман. Кафедра была инициатором проведения многочисленных межвузовских научных конференций. Так, три из них, проходившие в 1990-е годы, посвящались проблемам изучения творчества В.П. Аксенова и литературы "третьей волны" русской эмиграции. Стали традиционными и конференции по вопросам исследования литературного пародирования. По результатам конференций были изданы капитальные сборники научных статей. В 1996 году была проведена научная конференция "Проблемы изучения литературного процесса ХХ века", посвященная 80-летию Заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора филологических наук, Почетного профессора Самарского университета Л.А. Финка.

В научной работе кафедры самое активное участие принимают студенты. Они подготавливают курсовые и дипломные исследования в рамках таких спецсеминаров, как "Русская проза ХХ века" (руководитель - доц. Т.В. Журчева), "Проблемы русского реализма конца XIX-начала ХХ века" доц. Г.Ю. Карпенко), "Поэзия рубежа XIX-XX веков" (проф. В.П. Скобелев), "Литература и фольклор" (доц. С.З. Агранович), "Реализм русской драмы XIX-XX веков" (доц. Э.Л. Финк), "Литературный авангард" (доц. И.В. Саморукова), "Русская сатирическая литература ХХ века" (проф. С.А. Голубков). Студенты слушают спецкурсы "Художественность литературы", "Традиции фольклора в мировой литературе" (доц. С.З. Агранович),"История русского литературоведения" (доц. Г.Ю. Карпенко), "Пушкин и общечеловеческие ценности" (доц. Л.П. Рассовская), "Русская литература и религиозное сознание" (доц. Г.Ю. Карпенко), "Литературное пародирование" (проф. В.П. Скобелев), "Поэзия И. Бродского" (проф. В.П. Скобелев), "Теоретические проблемы анализа литературного произведения" (доц.Л.Д. Никольская), "Русская сатирическая проза ХХ века" (проф. С.А. Голубков), "Основы стиховедения" (ст.преп. И.И. Коган). Студенты принимают участие и в зональных, республиканских, международных научных конференциях.

Преподаватели кафедры сотрудничают с самарскими областными и городскими газетами, с Самарским литературным музеем, вузами города, инновационными учебными заведениями (Самарская гуманитарная академия, университет Наяновой, областной педагогический лицей, гимназии и т.д.), работают в аттестационной комиссии и экспертном совете управления образования администрации Самарской области, читают лекции в Самарском институте повышения квалификации работников образования, на курсах высшего педагогического мастерства.