Визитная карточка

ПЕРМСКИЕ ФОЛЬКЛОРНЫЕ ЧТЕНИЯ

9-11 сентября 1998 г. Пермский государственный педагогический университет провел научную конференцию "Фольклорный текст". Она была приурочена к дням празднования семидесятилетия со дня рождения И. В. Зырянова, известного пермского фольклориста, долгое время работавшего в Пермском педагогическом институте. О И. В. Зырянове (он ушел из жизни в 1982 г.) как исследователе обрядовой поэзии, лирической народной поэзии, собирателе и публикаторе, учителе, человеке говорили в эти дни те, кто работал с ним, его ученики, пермские писатели, журналисты, художники, много и часто сотрудничавшие с ним, оформлявшие его книги. В рамках культурной программы конференции состоялся большой фольклорный концерт, в котором приняли участие фольклорные коллективы Прикамья (театр "Песельная артель, г. Пермь; ансамбль "Веретья", г. Березники).

Представленные на конференции доклады касались проблем специфики различных фольклорных жанров и обрядовых текстов (частушка, лирическая песня, быличка, заговоры, свадебные причитания, сказка), в них исследовались особенности языка фольклора, фольклорные реминисценции в художественном тексте. Рассматривалась мифопоэтическая и фольклорная традиция в литературе и искусстве, анализировались проблемы преподавания русского фольклора. Практически весь исследуемый материал был связан с Уралом и Прикамьем, регионом, хорошо известным в России своей богатой фольклорно-этнографической традицией. Участники конференции приняли решение сделать традиционными и регулярными "Зыряновские чтения" и проводить их раз в два года. Также решено каждую осень проводить научный семинар по проблемам фольклорного текста и учредить в Пермском педагогическом университете студенческую именную стипендию в память о И. В. Зырянове - для студентов, активно занимающихся научным изучением фольклорно-этнографической традиции Прикамья.

Справка о научной деятельности И. В. Зырянова

И. В. Зырянов создал ряд теоретических работ по актуальным проблемам отечественной фольклористики. На материале свадебной поэзии он ставил и разрешал комплекс актуальных для фольклористики вопросов, таких как проблема импровизационного характера различных свадебных жанров (свадебных причитаний), взаимодействие жанров устного народного творчества, вопрос о связи фольклорных произведений и памятников древнерусской письменности и литературы. Рассматривая сущность импровизаций в фольклоре, И. В. Зырянов отмечал, что именно благодаря им происходит приспособление к различным эпохам, к конкретной обстановке. Немалое значение имеет также то, что различные фольклорные жанры строятся по общим законам и тесно с друг с другом связаны -например, свадебные плачи отчетливо демонстрируют связь с былиной, балладой, лирической песней. Трансформация обрядовой поэзии исследователем связывается с общей трансформацией ритуала - в свадебный обряд все больше включается произведений новых жанров.

В 1974 г. выходит работа И.В. Зырянова "Поэтика русской частушки". Обращение к исследованию языка, символики, ритмики, особенностям рифмы, вообще художественной формы этого жанра было обусловлено тем, что многие годы в советской фольклористике главное внимание обращалось на частушку лишь как на жанр, в котором наиболее наглядно отражалось общественное содержание. Проблема совершенствования художественной формы частушки решается на подробном рассмотрении вариативности частушки. И. В. Зырянов, строя свой анализ на текстах, зафиксированных с 19 века, т. е. на общерусском частушечном фонде, а также на материалах из собственной собирательской практики, резко выступает против бытовавшего мнения о том, что частушка ниже всякой критики в области художественной формы, что она якобы знаменовала собой распад традиций народной поэзии. Он показывает, что поэтическая импровизация в вариантах совершается по универсальным законам поэтического творчества (сходные пути совершенствования поэтической формы обнаружены теперь в других фольклорных жанрах - песнях, пословицах, загадках, а высказанная исследователем мысль о сходстве процесса возникновения частушек с явлениями языкового творчества народа поддержана многими учеными). И. В. Зыряновым подробно рассмотрен поэтический язык частушки, произведен анализ самых различных изобразительных средств языка, в том числе синтаксических ресурсов, различных способов интонирования. Им подробно рассмотрена метрика различных типов частушки (припляски, страдания, собственно лирические тексты), выделены разнообразные способы оформления и создания прочного ритмического единства внутри текста частушки.

Почти параллельно с изучением поэтики частушки И. В. Зырянов работает над описанием свадебной поэзии. Работа 1975 года - пособие "Сюжетно-тематический указатель свадебной лирики Прикамья", созданное на основе многолетней собирательской работы, внимательного изучения исследователем всех предшествующих фиксаций обрядового фольклора. Основываясь на анализе около 1500 текстов (почти 500 текстов собрано автором в самых различных районах Прикамья, а третья часть при этом вообще ранее не фиксировалась), И. В. Зырянов реконструирует прикамский свадебный обряд. В работе дан многосторонний анализ корпуса свадебных песен - с точки зрения обрядово-тематической, сюжетно-образной и вариативной. Тематически вычленены большие циклы песен по их приуроченности к тому или иному моменту обряда, узловым его точкам - такие, как песни, связанные с первым появлением жениха, песни-прощания невесты с "красотой", величальные и корильные песни тысяцкому, песни дружке и пр. Внутри тематических разделов также выделены своды устойчивых песенных мотивов и сюжетов - в частности, в прощаниях невесты с красотой указаны такие мотивы, как "отправление" красоты в лес, на березу, в церковь, к доброму молодцу и пр. Указываются параллельно разночтения к основному тексту - новые детали, новый характер повторов и пр., - все, что показывает динамичность текстов во времени и в различных регионах. Подобное компактное описание основного песенного корпуса свадебного обряда позволяет более точно идентифицировать местную традицию, дает возможность картографирования свадебной поэзии и свадебного обряда, вооружает собирателей фольклора знанием основного репертуара и формульного корпуса свадьбы и позволяет видеть пути развития традиции.

Библиография фольклорных публикаций И.В. Зырянова

  1. Вишерские частушки. Пермь, 1958, 221 с.
  2. Лирические народные песни. Пермь, 1962, 264 с.
  3. Уральские частушки о любви. Пермь, 1966, 192 с. (переизд. в 1967г.)
  4. Чердынская свадьба. Пермь, 1969, 246 с. (переизд. в 1970г.)
  5. Чердынская свадьба. Старинные свадебные песни и причитания. Пермь, 1976, 386 с. (переизд. в 1993г.)
  6. Камская вольница: Исторический фольклор Прикамья. Пермь, 1977, 227 с.
  7. Прикамские посиделки. Пермь, 1975, 385 с.
  8. Скоморошины: Скоморошины, шутки, небылицы, прибаутки, присказки, побасенки, пародии. Пермь, 1983, 163 с.
  9. Старикова тайна. Сказки Прикамья. Пермь, 1981, 223 с.
  10. Уральская величальная. Современный фольклор народов Урала. Пермь, 1972, 207 с.
  11. Уральские хороводы: Хороводные песни о любви и семейной жизни. Пермь, 1980, 254 с.