Издано в РГГУ


Шестаков В.П. Английский акцент. Английское искусство и национальный характер. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1999. - 188 с.

Книга посвящена культуре и искусству Великобритании. На русском языке имеется несколько исследований о жизни и творчестве отдельных английских художников, но до сих пор не существует издания, дающего целостное представление об искусстве и культуре Великобритании.

В предлагаемой книге ключом к истории английского искусства является английский характер, т. е. комплекс особенностей, отличающих английскую культуру от любой другой. Именно с этой точки зрения рассматриваются такие явления английского искусства, как творчество У. Шекспира, У. Хогарта, английский юмор, английский пейзаж, деятельность Королевской академии художеств, творчество прерафаэлитов, а также история и характер русско-английских художественных связей, взаимовлияния двух стран в области изобразительного искусства.
Книга основывается на новейших литературных и научных источниках библиотек Оксфорда и Кембриджа, Королевской академии художеств.
Для искусствоведов - преподавателей и студентов, а также широкого круга читателей.


Гуревич Е.А., Матюшина И.Г. Поэзия скальдов. Отв. ред. Е.М. Мелетинский. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1999 (II). - 752 с.

Поэзия скальдов - самая ранняя в средневековой Европе личная поэзия, зарождение которой происходит в рамках исконной традиции. Именно поэтому изучение ее характерных особенностей представляет большой интерес для исторической поэтики. В центре внимания монографии - проблема соотношения традиционности и индивидуально-авторского отношения к творчеству в поэзии скальдов и исследование той роли, которую эти разнородные начала сыграли в ее эволюции.


Макарова Г.В. Актерское искусство Германии: Роли - сюжеты - стиль. Век XVII - век ХХ. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2000. - 264 с.

Книга посвящена истории актерского искусства и театра Германии. Рассмотрены и проанализированы наиболее характерные для национальной культуры актерские работы, этапные роли ведущих немецких актеров, в которых наиболее ярко и всесторонне отразились коллизии времени, художественные и духовные искания различных эпох, начиная от первой четверти XVIII столетия и кончая нашими днями. Особое внимание уделено национальной специфике актерского творчества, проблемам стиля актерской игры, структуры сценического образа, а также взаимоотношениям актера и режиссера, эволюции этих связей, проблемам свободы актера в рамках драматургического и режиссерского замысла.
Для историков театра и широкого круга читателей.


Данилова И.Е. Итальянский город XV века: реальность, миф, образ. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2000. 253 с. с илл.

Итальянский город XV века рассматривается как культурный и эстетический феномен (как культурная модель в аспекте ее самоосознания и самоописания). В книге три раздела. В первом речь идет о Флоренции - самом характерном городе Возрождения, увиденном глазами современников; о ее исторической реальности и желаемом, идеальном образе. Второй раздел - город во флорентийском изобразительном искусстве XV века, город глазами художников. В третьем разделе речь идет о воображаемых, идеальных городах в архитектурных трактатах XV века: Альберти, Филарете, Франческо ди Джорджио Миртини.
Оппозиции, лежащие в основе концепции книги, рассматриваются как отражение противоречивости мировидения эпохи раннего Возрождения, отнюдь не гармонического, но драматического.
Для специалистов и широкого круга читателей.


Дудаков С.Ю. Парадоксы и причуды филосемитизма и антисемитизма в России: Очерки. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2000. 640 с.

"Евреи в России", "еврейский вопрос в России" - этим темам посвящена новая книга израильского ученого. Первая - "История одного мифа" (М., 1993), рассказывающая об истории возникновения идеи о "Всемирном еврейском заговоре", хорошо известна отечественному читателю. В настоящей книге на обширном историко-культурном материале автор рассматривает взаимодействие и переплетение филосемитских и антисемитских настроений в российском обществе, их развитие и влияние на общественно-культурную жизнь.
Для широкого круга читателей.


Бурков В.Г. Фалеристика: Учеб. пособие. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1999. - 167 с.

Пособие по фалеристике - вспомогательной исторической дисциплине, изучающей историю формирования и развития наградного дела по наградным знакам отличия и другим связанным с ними источникам, - содержит сведения о фалеристической лексике, предмете, источниках и структуре фалеристики, показывает ее значение для исторической практики, знакомит с фалеристической литературой. В приложении представлены сведения об основных видах отечественных наградных знаков отличия.

Для студентов вузов исторического профиля, специалистов в области вспомогательных исторических дисциплин и всех интересующихся этим направлением исторических знаний.


Право на свободу: Сб. материалов междунар. конференции. Москва, 29-30 окт. 1988 г. / Сост. Н.В. Ростиславлева. Под общ. ред. Н.И. Басовской. М. - 2000. 217 с.

В сборнике представлены статьи и материалы по истории создания и развития гражданского общества в России и на Западе в XVII-XX вв. Феномен гражданского общества рассматривается авторами в контексте исторической ценности свободы личности.
Сборник предназначен специалистам, студентам, изучающим историю, политологию, юриспруденцию, а также всем интересующимся проблемами правозащитного движения.

Содержание:

Н.И. Басовская. Ценность свободы и ее гарантии в истории.

Н.Н. Болховитинов. Права человека как новая система координат в мировой истории.

М. Рейман (Германия). "Пражская весна" и гражданское общество.

В.В. Шелохаев. Свобода личности как теоретико-методологическая проблема.

Е.В. Алексеева. Правовое сознание в контексте современного информационного сообщества.

Т.Г. Архипова. Права человека и современное государство Российское.

А.Ю. Бахтурина. Мирное население Восточной Галиции на территории Российской империи в 1915 г.

А.Б. Безбородов. Академическое диссидентство и права человека в СССР.

Е.М. Бурова. Архивное законодательство России сегодня.

О.Г. Буховец. Евреи в народном сознании (опыт изучения на примере Белоруссии).

Т.С. Волкова. Федеральный закон США "О неприкосновенности частной жизни" и вопросы собирания и использования персональной информации.

В.И. Журавлева. Проблема прав человека в российско-американских отношениях конца Х1Х-начала XX в.

С.Е. Князева. Истоки и исторические корни тоталитарного сознания в России.

Т.М. Кравченко. Проблема прав национальных меньшинств в Румынии (вторая половина 40-х-90-е гг.).

Г.О. Моисеенко. Права человека в контексте проектов уголовного законодательства Екатерины II.

М.А. Панова, Р.Х. Андерсон (США). Путь к открытому обществу через конвергенцию. Идеи академика Сахарова сегодня.

Н.В. Ростиславлева. Либерализм и формирование гражданского общества в Германии в первой половине XIX в.

М.Ф. Румянцева. Российское законодательство XVIII в. и проблема эмансипации личности.

Н.П. Таньшина. Франсуа Гизо - защитник прав человека (первая половина XIX в.) .

О.Г. Усенко. Социокультурный подход к пониманию свободы личности.


ИЗДАНИЯ НА CD-ROM:


Строгалов А.С., Молодцов И.Н. Основы компьютерных знаний. Интерактивный мультимедийный обучающий курс на CD-ROM: учебное пособие для начинающих. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1999. 74 с.

Особенностью курса является реализация его в виде интерактивной мультимедийной обучающей программы с разнообразными возможностями навигации по ней для обучающегося. Наличие на прилагаемом к настоящему пособию CD-ROM большого количества дополнительной информации (цветная графика, гипертекстовый толковый словарь, энциклопедические статьи и т. д.) делает освоение материала более интенсивным и привлекательным. Курс рассчитан на учащихся выпускных классов общеобразовательных школ, студентов младших курсов вузов и всех желающих освоить минимум необходимых навыков и знаний при работе с персональным компьютером.

Настоящий курс открывает цикл компьютерных обучающих курсов под общим названием "Основы компьютерных знаний". Он имеет одно из продолжений в виде курса "Проектирование информационных систем", где более углубленно изучаются конкретные программные системы Winword, Excel и др. Планируется разработка курсов по информатике, содержащих учебный материал по различным задачам, методам их решения, программам и средам, которые имеют достаточно широкое приложение в гуманитарной сфере (обработка текстов, автоматический перевод, многоязыковые системы, методы обработки графической информации, анимация и т. д.).

Курс предназначен для тех, кто хотели бы с нуля разобраться в некоторых основных принципах устройства компьютера и понять главные принципы работы поддерживающих его функционирование программ, а также для тех, кто хотели бы преодолеть психологический барьер боязни начала работы с новым для него типом рабочего инструмента - персональным компьютером. Корни этой боязни кроются в том, что компьютер и обслуживающие его функционирование программы являются результатом наукоемкого высокотехнологичного производства, в котором сложно организованы хранение, поиск, передача и обработка разнородной информации. Кроме того, существует уже сложившийся жаргон, на котором общаются между собой пользователи персональных компьютеров и который совсем непонятен начинающим. Информация, содержащаяся в курсе, не всеобъемлюща, но содержит необходимые элементы базовой подготовки для дальнейшего, в том числе самостоятельного, вхождения в этот прекрасный мир информационных компьютерных технологий. Авторы старались не требовать от начинающих специальных знаний в области естественных наук, информатики, а опирались на здравый смысл и определенную организацию способа подачи информации, полагая, что вариативность материала и желание понять его существенно облегчат первые нелегкие шаги в этой области.

Курс состоит из введения и трех частей, внутри каждой из которых материал расположен линейно по мере нарастания сложности. Понятие об общей структуре курса дает его оглавление. Внутри каждого раздела к некоторым понятиям, определениям присоединен дополнительный материал различной глубины и объема. Этот материал можно использовать для расширения своего кругозора в рассматриваемой области. Дополнительная информация содержит толкования терминов, историю развития области, персоналии, Имеется также гипертекстовая компонента в виде словаря понятий. В конце курса помещены вопросы и упражнения, которые помогут пользователям определить степень овладения материалом.


Одесская М.М., Харитонова Р.А. Русская разговорная речь для иностранцев. Продвинутый этап обучения. Учебно-научный мультимедийный комплекс. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1999. 90 с.

В настоящее время имеется весьма ограниченное количество компьютерных программ по русскому языку для иностранных учащихся. Существующие в основном нацелены на развитие языковой, а не речевой компетенции. Новизна данной работы заключается в том, что она способствует формированию коммуникативных навыков, помогает учащимся, не преодолевая географического пространства, погрузиться в языковую среду, адаптироваться к ее социальным и культурным особенностям, а также исключить явления психологического дискомфорта, которые нередко возникают при обучении в группе.

Цель обучающей компьютерной программы - способствовать развитию коммуникативной компетенции на изучаемом языке (русском) без преподавателя, в домашних условиях, в том числе в неязыковой среде.
В основе курса лежит коммуникативно-личностный метод обучения. Типы упражнений ориентированы на формирование у обучаемых речевой деятельности на русском языке.

Задачи программы:

  • развитие навыков аудирования русской диалогической эмоционально окрашенной речи;
  • развитие навыков чтения;
  • формирование коммуникативно-ценностного высказывания при помощи всех типов упражнений;
  • снятие психологического барьера при помощи системы оценок и игровых заданий;
  • обогащение лексики за счёт страноведческих и коммуникативно-ценностных речевых образцов.

Обучающая компьютерная программа "Русская разговорная речь в диалогах" состоит из девяти тематических блоков, представленных в виде уроков.
1. Перед началом каждого урока звучит музыкальная заставка, вводящая в тему.
2. На экране - движущаяся или статичная иллюстрация к тематическому блоку.
3. На дисплее - диалог, который содержит речевые образцы, представленные ранее. Диалоги озвучены профессиональными актерами в естественном темпе речи.
4. Крупным планом даны коммуникативно-значимые лексико-грамматические структуры.
5. После каждого диалога вводятся различные виды упражнений (на наблюдение, на подстановку, на выбор, на догадку по контексту, на трансформацию), которые формируют и закрепляют навыки разговорной речи на уровне значения и на уровне смысла.
6. Выполнение упражнений сопровождается коррекцией ошибок, объяснением и оценками. Ошибки подразделяются на "главные "и "побочные". В оценках присутствуют поощрительные слова. Негативные оценки стилистически нейтральны и имеют щадящий характер.
7. Визуальный ряд (компьютерная анимация), сопровождающий диалоги, иллюстрирует речевые ситуации и помогает их семантизации.
8. Звучащие между частями урока музыкальные паузы, а также включенные в урок игровые задания создают эффект отдыха.
9. Для дополнительного чтения в программу введены тексты (соответствующие тематике каждого урока) историко-культурного содержания, имеющие страноведческую значимость.

Содержательной основой каждого урока являются оригинальные диалоги, наиболее характерные для предлагаемых коммуникативных ситуаций и максимально приближенные к естественной сегодняшней разговорной речи. Лексико-грамматические модели, обслуживающие речевые ситуации, отобраны авторами с учетом частотности их употребления носителями языка. Диалоги содержат типичные русские реалии, что помогает речевой и социокультурной адаптации обучаемого.

Презентация речевых образцов выполнена с опорой на зрительную и слуховую наглядность: диалоги озвучены и иллюстрируются анимационными сюжетами и фрагментами из кинофильмов. В программе осуществляется оценка всех видов заданий, выполняемых студентом, что способствует формированию ожидания успеха, необходимого в учебном процессе.


Издательский центр РГГУ:
125267, Москва, Миусская пл., корп. 1, к. 21.
Отдел реализации - тел.: 973-42-00, факс: 250-51-09.