Визитная карточка


КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ КУРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА


У истоков создания кафедры стояли профессора - Ш.А. Френкель, ученик С.Л. Рубинштейна, Л.И. Уманский, ученик Б.М. Теплова, А.С. Чернышев, ученик Л.И. Уманского.

В отдельные периоды кафедрой руководили доценты Е.И. Тимощук и А.С. Крикунов.

С 1971 года при кафедре действует научная лаборатория по проблеме "Личность и коллектив школьников" и аспирантура, которая подготовила свыше 30 кандидатов наук, работающих в вузах и лабораториях Курска, Киева, Воронежа, Костромы, Смоленска, Чернигова и Хайфы (Израиль). В 1988 году при кафедре открыт спецфакультет по подготовке практических психологов для системы образования, выпускники которого составили основу психологической службы в образовательных учреждения г. Курска и области.

Широкое включение кафедры в решение университетских, региональных и государственных проблем стало традицией ее жизни, которую бережно сохраняет ее современный состав в лице 27 сотрудников (1 академик, профессор, 16 кандидатов наук, доцентов, 8 старших преподавателей, ассистентов и аспирантов, зав. кабинетом и лаборант). Кафедра имеет кабинет психодиагностики, кабинет психологической помощи и коррекции речи, оснащенные современными ЭВМ и другой техникой.

Считается, что в психологии и педагогики существует научная школа А.С. Чернышева. В психологическом сообществе она имеет условное название "курская школа". Ее основы и традиции были заложены профессором Л.И. Уманским в самом начале 60-х годов, успешно продолжены и принципиально развиты профессором А.С. Чернышевым - научным учеником профессора Л.И. Уманского. Поэтому в персональном плане точнее было бы говорить о научной школе Л.И. Уманского - А.С. Чернышева, что еще в большей степени подчеркивает основательность и устойчивость традиций. Эта школа формировалась в течение 35 лет.

Наиболее характерные признаки школы профессора А.С. Чернышева, вытекающие из особенностей ее исследовательской и практической деятельности:

- Во-первых, научные исследования ведутся в тесной связи с потребностями педагогической практики следующего содержания: подготовка молодежных лидеров, будущих учителей и классных руководителей, консультационная работа с родителями школьников, социально-психологическая помощь школьникам из регионов Чернобыльского следа.

- Во-вторых, данную школу характеризует то, что исследования выполняются, в основном с помощью организации естественного социально-педагогического эксперимента, который как известно, чрезвычайно трудоемок, поэтому применяется не так часто. Практически этот признак проявляется в организации регулярно действующих психологических центров по подготовке молодежного актива, в которых прошли подготовку многие тысячи молодежных лидеров из числа школьников, учащихся ПТУ, студентов, правонарушителей и др. Результаты этого направления получили обобщение в монографии А.С. Чернышева "Психологические основы диагностики и формирования личности и коллектива школьников".

- В-третьих, курская школа очень известна разработками аппаратурных методик социально-психологической диагностики группы, получивших широкое распространение в практике исследовательской и практической работы. Имеются в виду такие аппаратурные методики, как: "Групповой сенсомоторный интегратор", "Арка" и их многочисленные модификации, разработанные как Л.И. Уманским и А.С. Чернышевым, так и их учениками. То есть лабораторный эксперимент принципиально дополняет естественный - это характерно для научной школы А.С. Чернышева.

- В-четвертых, профессором А.С. Чернышевым разработана оригинальная социально-психологическая концепция учебного (молодежного) коллектива, получившая признание в нашей стране.

Сложилась традиция делового сотрудничества кафедры с органами образования Совместными усилиями заложены основы психологической службы в регионе, созданы психологические центры в Курске - "Гармония", Областная психолого-педагогическая консультация, в Железногорске - Центр реабилитации, где успешно работают совместно с практическими психологами С.П. Mapковой, А.П. Трубниковым, Н.А. Шерер доценты кафедры психологии Ю.А. Лунев, С.В. Сарычев, С.Г. Елизаров, Н.П. Сазонова, Ю.Л. Лобков.

Длительное время идет совместная плодотворная работа по формированию организаторских способностей у социально одаренных детей в региональном центре "Комсорг" (ныне "Лидер") Школу юных организаторов прошло свыше 20 тысяч старшеклассников, многие из которых стали крупными организаторами образования, учеными, хорошими специалистами.

Организована также лаборатория психологической разгрузки, где доц. А.В. Корнев с помощью современных психотерапевтических технологий снимает у студентов и школьников эмоциональные перегрузки, утомляемость, корректирует настроение.

Большое значение лаборатория придает проблемам юношеского суицида. По крайней мере, несколько человек мы спасли от этого катастрофического шага. Здесь же осуществляет лечение заикания доц. Е.А. Шанин Более 300 детей за последнее время избавлено от тяжелого недуга.