Новые книги


ИЗДАНО В ТОМСКЕ


Русский язык в современном культурном пространстве: материалы юбилейных конференций, посвященных 100-летию Томского гос. пед. ун-та и 70-летию филологического ф-та Том. гос. пед. ун-та (2-3 ноября 2000г.) / Под ред. проф. Н.С. Болотновой. - Томск, Изд-во ЦНТИ. - 2000. - 148с.

В сборник статей включены доклады и сообщения научно-практической конференции «Современные подходы к преподаванию языка в вузе и школе» и научной конференции «Художественный текст и языковая личность». Материалы посвящены вопросам формирования языковой и коммуникативной компетенции личности и разработке актуальных проблем коммуникативной стилистики художественного текста.
Адресован лингвистам, преподавателям русского языка, аспирантам, студентам.

Коммуникативно-прагматические аспекты слова в художественном тексте: Науч. тр. каф. совр. рус. яз. и стилистики Томского гос. пед. ун-та / Под. ред. проф. Н.С. Болотновой. - Томск: Изд-во ЦНТИ. 2000. - 160 с.

Сборник посвящен разработке лексических основ коммуникативной стилистики художественного текста. В соответствии с ее тремя направлениями в статьях анализируются ассоциативные связи художественного слова в тексте, регулятивная функция лексических средств и смысловые аспекты лексического структурирования текста.

Основы текстоведения в школе: Книга для учителя. / Под ред. проф. Н.С. Болотновой. - Томск: Изд-во ЦНТИ. 2000. - 244 с.

Книга содержит необходимый для учителя теоретический и практический материал по текстоведению.
В практической части пособия показана система работы по порождению текста и текстовосприятию, представлены конспекты 43-х уроков по текстоведению в 5 - 11 классах и дидактический материал.
Адресована преподавателям русского яэыка школ, лицеев, гимназий, вузов, студентам - филологам.

Болотнова Н.С., Орлова О.В. Стилистика русского языка: контрольно-тренировочные задания. Пособие для студентов 4 курса педагогического университета - Изд-е 2-е, доп. и перераб. Томск: ТГПУ, 2000. - 107 с.

Учебное пособие включает задания к основным темам вузовской программы по стилистике русского языка. Работа по каждой теме предполагает освоение списка обязательной литературы, ответы на вопросы для самопроверки, выполнение тренировочных и контрольных заданий. К наиболее сложным из них даются методические указания.
В пособии представлена обширная библиография по стилистике и методике ее изучения. Для преподавателей русского языка вузов, школ, лицеев, студентов-филологов.

Болотнова Н.С. Основы теории текста: Пособие для учителей и студентов-филологов. - Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 1999. - 100 с.

Книга посвящена теоретическим проблемам текстоведения, которые освещаются на основе достижений современной лингвистики, коммуникативной стилистики текста и методики преподавания русского языка. Дается профессионально ориентированное представление о тексте как форме коммуникации, средстве обучения и дидактическом материале, о категориях текста и факторах текстообразования, о структуре текста и его единицах.
Для специалистов по стилистике и лингвистике текста, преподавателей русского языка вузов, школ, гимназий, студентов-филологов.

643041, Томск, Комсомольский пр., 75, педуниверситет, кафедра современного русского языка и стилистики, ауд 327. Болотновой Н.С.


ИЗДАНО В КУРСКЕ


Социально-правовые и психолого-педагогические проблемы управления образованием: диалог Запада и Востока. Сборник докладов международной научно-практической конференции 21-23 мая 2001 г. / Под общ. ред. Т.В. Цырлиной. Региональный открытый социальный институт. - Курск: Изд-во РОСИ, 2001.

В сборнике представлены доклады известных российских и американских ученых и педагогов-практиков по актуальным проблемам содержания и технологии управленческой деятельности в области образования. Книга явилась результатом проведенной в мае 2001 года международной научно-практической конференции, организованной Региональным открытым социальным институтом (г. Курск).
Издание представляет интерес для ученых-исследователей, директоров школ, преподавателей и студентов педагогических ВУЗОВ.

Новые проблемы науки и практики: Сборник студенческих работ / Под общ. ред. Т.В. Цырлиной, В.И. Провоторова, В.Н. Сафонова, И.Н. Хмелевского. Региональный открытый социальный институт. Курск: Изд-во РОСИ, 2000. - 169 с.

В сборник вошли лучшие работы студентов юридического и переводческого факультетов Регионального открытого социального института. Работы выполнены под руководством преподавателей А.А. Грачева, Л.Г. Королевой, В.В. Захарова, А.М. Нехороших, В.Н. Сафонова, И.Н. Хмелевского, Н.С. Деренковой, И.В. Тененовой, Н.В. Тимко, О.А. Петренко. Представлены статьи по актуальным проблемам основных отраслей права: теории государства и права, конституционного права, гражданского права и процесса, гражданского и уголовного права, а также по вопросам филологии и перевода.

БИЮПровоторов В.И. Очерки по жанровой стилистике текста (на материале немецкого языка). - Курск: Изд-во РОСИ, 2001. - 140 с.

Монография представляет собой первый опыт обобщения исследований, выполненных в русле жанровой стилистики текста (на материале немецкого языка). В ней освещаются теоретические вопросы, связанные с существующими подходами к тексту и его типологии, излагается жанрово-стилистическая теория текста и жанрово-стилистический метод интерпретации текста. Материалом исследования послужили речевые жанры информирующего, анализирующего и активизирующего типов текста. В монографии описывается лингвотекстовый механизм функционирования речевых жанров в контексте официально-делового научно-технического и газетно-публицистического функциональных стилей. В приложении приводятся примеры жанрово-стилистического (предпереводческого) анализа текста.
Книга предназначена для студентов, аспирантов и преподавателей институтов и факультетов иностранных языков.

Традиции и альтернативы в средней и высшей школе: по странам и континентам: Учебное пособие / Под общей редакцией Т.В. Цырлиной. - Курск: Изд-во РОСИ, 2001. - 188 с.

Данное учебное пособие содержит информативный и аналитический материал по структуре и содержанию традиционных и альтернативных подходов в среднем и высшем образовании ведущих стран Западной Европы, США, Канады, а также Австралии, Бразилии и Японии. Использован ряд новых, неизвестных российскому читателю источников на английском, немецком и французском языках.
Пособие может представлять интерес для преподавателей истории образования и страноведения, для студентов, изучающих иностранные языки, а также для всех, кто интересуется вопросами культуры и образования за рубежом.

Королева Л.Г. Основные идеи русской философии XIX - XX веков; Монография. - Курск: Издательство РОСИ, 2001.- 256 с.

Данная работа посвящена основным идеям русской философии. Подробно и систематично впервые излагаются доктрины либерализма и философия культуры русских мыслителей. Книга рассчитана на преподавателей и студентов гуманитарных специальностей и всех, кто интересуется историей духовной жизни России.

Спейди Р.Дж., Кирби Р.С. при участии Бэлла С.Х., мл. Управление строительством цивилизации. Теория управления и цивилизации, символический диалог и гражданские умения для XXI века / Часть 1. Теория строительства цивилизации. Сокр. перевод с англ. Т.В. Цырлиной. - Курск: Изд-во РОСИ, 2001. - 128 с.

Новая книга известных уже читателям американских авторов завершает трилогию, посвященную проблемам управления и строительства цивилизации завтрашнего дня. В данной книге Спейди и Кирби удалось подняться на высокий уровень теоретического осмысления концепции строительства цивилизации и выбрать более точный вариант изложения разработанных ими ведущих теорий управления.
Настоящая работа представляет собой лишь часть объемного тома, более детальное изложение которого на русском языке планируется к выходу в 2002 году в одном из центральных издательств страны.
Книга представляет интерес для руководителей разного уровня, ученых, преподавателей и студентов, изучающих проблемы управления.

М.П. Брандес, В.И. Провоторов. Предпереводческий анализ текста (для институтов и факультетов иностранных языков): Учеб. пособие. - 2-е изд., испр. и доп. Курск: Изд-во РОСИ,1999.- 224с.

Учебное пособие направлено на развитие практических умений студентов-переводчиков понимать механизмы создания языка текстов как целостной системы, а также научить их пользоваться этими механизмами как нормами в процессе перевода.

Л.К. Латышев, В.И. Провоторов. Структура и содержание подготовки переводчиков в вузе: Учебно-методическое пособие- -Курск: Изд-во РОСИ, 1999.- 136с.

Целью настоящего пособия является формирование у обучаемых базовых, а также специфических и специальных составляющих переводческой компетенции. Пособие содержит систему заданий, направленных на развитие умений и навыков переводческой деятельности.

305000, Курск, ул. Радищева 33, Издательство РОСИ.
E-mail: rosl@kursknet.ru, tsyrlina@aol.com
Тел.: (0712) 51-08-31.

Проблемы современного культурологического образования: Материалы межвузовской научно-практической конференции (14-15 сентября 2000 года, Курск). Курск: изд-во Курск. гос. пед. ун-та, 2001. - 158 с.

Настоящий сборник включает доклады и выступления, материалы круглого стола, статьи и тезисы по проблемам школьного и вузовского культурологического образования, содержания и методики преподавания мировой художественной культуры и основ православной культуры в школах и внешкольных учреждениях г. Курска и Курской области.
Предназначен для преподавателей педагогических вузов и педагогов основного и дополнительного школьного образования.

Образование в решении экологических проблем. Материалы международной научной конференции (18-21 сентября 2001 года, г. Курск). - Курск: Изд-во Курск, гос. пед. ун-та, 2001.-182 с.

В сборнике рассматриваются различные аспекты состояния окружающей среды; деградация естественных ландшафтов, химическое загрязнение, оценка эпидемиологической обстановки. Обозначены пути решения экологических проблем. Значительное место уделяется вопросам экологического образования в различных образовательных структурах.

Социально-психологическая помощь подросткам и юношам в личностном развитии: теория, технологии, эксперимент. Материалы всероссийской научно-практической конференции (Курск. 25-27 апреля 2001 года). Курск: Изд-во Курского гос. пед. ун-та, 2001 - 279 с.

Представлены материалы конференции, проведенной в Курске в 2001 году. Рассматриваются проблемы оказания психологической помощи детям и населению, разработки технологий и социотехник психологической помощи, пути подготовки кадров для работы в психологических центрах.

Легостаев Е.Д. Образный строй и характерные стилевые особенности хоровой музыки Г. Свиридова. Курск: Изд-во Курск, гос. пед. ун-та, 2001. - 119 с.

В книге проанализированы образная структура и особенности стиля музыкальных произведений выдающегося композитора Г.В. Свиридова на примере двух его ранних хоров без сопровождения.
В этой работе автор хотел поделиться опытом своей работы над сочинениями композитора в хоровой капелле «Курск», выявить скрытые резервы их теоретического и дирижерского прочтения.
Книга обращена к молодым музыкантам, которым предстоит в будущем популяризировать творчество последнего русского музыкального классика XX века. Материалы данного исследования могут быть использованы в творческой деятельности хоровых дирижеров, в обучении студентов по предметам «хоровой класс», «хороведение», «хоровая литература», «дирижирование», «чтение хоровых партитур», в. качестве образца для курсовых и дипломных работ.

Инновации в системе государственного и муниципального управления: Сборник научных статей / Под ред. И.Д. Нечаева. Курск: Изд-во Курск, гос. пед. ун-та, 2001. - 122 с.

Представленные материалы подготовлены специалистами в разных областях общественных наук: политологии, государственного права, социологии управления и экономики. Сборник носит междисциплинарный характер и рассматривает проблемы инноваций в российской системе государственного и муниципального управления под разными углами зрения.
Для студентов, изучающих экономику, право, политологию и менеджмент, преподавателей общественных дисциплин, а также специалистов, работающих в сфере государственного и муниципального управления.

А.А. Фет и русская литература: Материалы Всероссийской научной конференции «VI Фетовские чтения» (Курск - Орел, 1 - 5 июля 2000 г.) / Под ред. В.А. Кошелева, Г.Д. Аслановой. - Курск: Изд-во Курск, гос. пед. ун-та, 2000. - 366 с.

В сборнике представлены материалы, разнообразные по жанрам и содержанию: предлагается анализ поэтического наследия, философское и культурологическое осмысление художественного метода поэта, исследуется характер мировоззрения Фета-художника и Фета-публициста, открываются новые факты его жизненного и творческого пути, поднимаются проблемы изучения поэзии А.А. Фета в школе и в вузе.

Супряга С.В. Устойчивость лексики русской народной лирической песни к иноэтническому влиянию. - Курск: Изд-во Курск, гос. пед. ун-та, 2001.- 226 с.

Монография посвящена исследованию лексики русских народных лирических песен, записанных на территории Латвии. Это первое системное исследование народно-поэтической лексики в условиях иноэтнического окружения вообще, и в Латвии, в частности.
В работе сопоставляется лексика песен русского фольклора Латвии с лексикой песен севера и юга России по различным частотным параметрам (а также проводится статистический анализ полученных эмпирическим путем данных) по наиболее значительным фрагментам фольклорной картины мира (сопоставляются как тематические кластеры, так и словарные статьи отдельных лексем). По наличию - отсутствию той или иной лексемы в корпусе текстов (выявляется и анализируется лексика, характерная только для русских песен Латвии).
Исследование способствует решению теоретических проблем лингвофольклористики, теории языка, культурологии. Материалы могут быть использованы в лексикографии, курсах русской диалектологии, современного русского языка и фольклористики.

305416, Курск, ул. Радищева, 33. Педуниверситет.


ИЗДАНО В МОСКВЕ


Цырлина Т.В. Гуманистическая авторская школа XX века: взгляд из прошлого в будущее. - М.: Педагогическое общество России, 2001.-224 с.

Как создать подлинно авторскую школу? Прежде всего надо ответить на вопрос: «Что это такое и чем подобная школа отличается от просто хорошего учебно-воспитательного учреждения?» Предлагаемая читателю книга - первая систематическая попытка осмыслить деятельность известных в истории и современности гуманистических авторских школ, созданных в XX веке в разных странах Западной Европы, России и США.
Это первый опыт в создании целостной концепции культуры школы и анализ ее составляющих. Написанная на основе множества неизвестных ранее зарубежных и российских источников, новая книга Т.В. Цырлиной послужит ориентиром и руководством к деятельности как опытным, так и начинающим директорам школ, педагогам, исследователям и научным работникам. Книга будет полезна всем читателям, интересующимся проблемами гуманистического воспитания.
Книга открывает серию «Авторская школа», издаваемую Педагогическим обществом России.

Научно-теоретический гуманитарный журнал «Россия: духовная ситуация времени». №1-2, 2001. Москва.

Издается с 1999 года.

Московский государственный социальный университет. Гуманитарная Академия. Курский институт социального образования (филиал) МГСУ.
Под общей редакцией д.и.н., профессора Жукова В.И.

Редакционная коллегия:
Митрошенков О.А. - главный редактор; Авцинова Г.И., Белянский Ю.В. (Курск), Беспарточный Б.Д. (Курск), Жуков В.И. Иконникова Г.И., Ильин В.В. (МГУ им. М.В. Ломоносова), Королев Б.Н. (Курск), Краснов Б.И., Ляшенко В.П., Маслин М.А. (МП/им. М.В. Ломоносова), Некрасов В.А. (Курск), Проскурин С.А., Солнцев Н.В., Тарасов Е.Н., Устименко С.В., Шевченко В.Н. (РАГС при Президенте РФ).

107150, Москва, ул. Лосиноостровская, 31, к. 106.
Тел.: (095) 160-00-34.

СОДЕРЖАНИЕ

К 10-ЛЕТИЮ МГСУ
В.А. Попов. Так мы возрождались.
Л.В. Барковская. Социальная работа и девиация в обществе: проблемы взаимодействия.
П.В. Соподуха. Теоретические подходы к анализу концепции человеческого капитала.
А.Н. Лещинский. К итогам конференции в МГСУ, посвященной 2000-летию христианства.

РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
В.М. Артемов. Наличный правовой порядок в России на рубеже XXI века как способ существования ее государственности.
Л.О. Терновая. Российская интеллектуальная диаспора: попытки политизации и исчезновение.
Л.Г. Королева. Интуитивизм С.Л. Франка.
А.С. Митрошенков. Соборность как философская категория в творчестве А.С. Хомякова.

ИДЕИ И ВРЕМЯ
Б.Д. Беспорточный, М.Д. Черкашин. Общественное мнение, правосознание, правовая ментальность: диалектика взаимодействия.
В.М. Артемов. Современная философия свободы: на пути к духовно-нравственному обновлению.
Б.Н. Королев. «Я» как мыслящая субстанция (философский дискурс).
О.Н. Стрельник. Культурный архетип, ментальность, национальный характер ~ три плоскости анализа коллективного субъекта.
В.И. Дахин. Исторические аспекты глобализации.
С.А. Проскурин. Глобализация как высшая стадия империализма.

НАУЧНЫЙ СЕМИНАР
»Саммит тысячелетия»: политические итоги мирового развития (выступили В.Н. Дахин, Л.О. Терновая, Р.А. Явчуновская, С.А. Проскурин, Д. Данкин, Г.Г. Гольдин, О.Д. Абрамова, Ю. Никуличев).

КАФЕДРА
В.П. Ляшенко. Сущность и политическое содержание военных конфликтов современности.
А.П. Савченко. Реабилитационная деятельность: социально-педагогические аспекты подготовки специалиста.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ
И.Г. Яковлев. Российская «паутина» и рейтинг-листы.

Семенов Ю.И. Философия истории от истоков до наших дней: Основные проблемы и концепции. М.: Старый сад, 1999. - 380с.

Книга представляет собой уникальный энциклопедический справочник по философии и общей теории исторической науки, не имеющий аналогов не только в нашей, но и в мировой литературе. В работе рассматривается развитие философии истории (историософии) от ее зарождения в античную эпоху до наших дней.
В ней раскрывается, как на протяжении многих веков ставились и решались основные философско-исторические вопросы: проблема субъекта исторического процесса, проблема понимания и истолкования этого процесса и, наконец, проблема движущих сил истории. Дается обзор всех основных существовавших и существующих сейчас в философской и исторической науках точек зрения по этим вопросам. Вслед за этим следует теоретический очерк всемирной истории как единого закономерного процесса, а затем выявляются и рассматриваются основные тенденции современного исторического развития и место России в мире на исходе XX века.
Книга предназначена для философов, социологов, историков, этнографов, археологов, студентов и аспирантов гуманитарных институтов и факультетов, для учителей истории средних учебных заведений, а также для всех тех, кто хочет не только знать исторические факты, но и понимать историю. Работа написано предельно ясно и понятно, имеет четкую структуру, способствующую усвоению материала. Поэтому она доступна для студентов и учащихся старших классов и вполне может служить в качестве учебного пособия. Развернутое оглавление и предметный и именной указатели помогают легко ориентироваться в материалах книги, а библиографический указатель - в литературе по всем затронутым вопросам.
Библиография: 1215 названий.


ИЗДАНО В ОРЛЕ


Кретова А.А. «Будьте совершенны» (Религиозно-нравственные искания в святочном творчестве Н.С. Лескова и его современников). Москва - Орел, 1999. - 304 с.

В книге расширяется представление о святочной словесности как особом пласте русской литературы и культуры и, в частности, о малоизученном жанре святочного рассказа. Применительно к творчеству Н.С. Лескова проблема специфики названного жанра вдвойне интересна, поскольку именно Лескову принадлежит заслуга возрождения святочного рассказа в русской литературе последней трети XIX века.
Автор стремится исследовать святочную тематику лесковского творчества в целом, начиная со «святочных мотивов» в произведениях 1860-х годов; прослеживает, как эксплицируется христианская аксиология в художественной ткани лесковского текста; показывает своеобразие святочных произведений писателя, аккумулирующих в себе общие принципы поэтики Лескова, этико-эстетическую сущность его художественного мира.

Особую полноту исследование получает благодаря тому, что рассказы Лескова вводятся в святочный литературный контекст, на фоне которого оригинальность художника предстает наиболее очевидной.
Монография адресована широкому кругу филологов, учителям-словесникам, а также всем внимательным читателям русской классики. Издание может быть полезно для всех интересующихся историей русской литературы и культуры.

302030, Орел, ул. Новосильская, д. 11, кв. 18, Кретовой Алле Анатольевне.
Тел.: (08622) 5-20-35.

Изотов В.П. Высоцкий и рубеж тысячелетий. Сборник статей. - Орёл. - 2000. - 56 с.

Сборник включает 14 статей, продолжающих различные аспекты филологического комментария творчества В.С. Высоцкого: здесь и различные лексикографические разработки, и описание концептов и мотивов, и построчный анализ текстов» и многое другое.
Работа над сборником продолжалась более двух лет, и за это время он существенно изменился и в плане композиции, и в плане содержания. Творчество В.С. Высоцкого устремлено в будущее, и фундаментальные исследования появятся именно там, в XXI веке, в XXII... отсюда и название.
Статьи публикуются в авторской редакции.

Изотов В.П. Словарь поэзии Владимира Высоцкого: Ф.Э. - Орёл. -1999. - 37 с.

Словарь даёт истолкование каждого слова, употреблённого В.С. Высоцким в своём поэтическом творчестве.
НАСТОЯЩИЙ «Словарь поэзии Владимира Высоцкого» должен решить, по крайней мере, две задачи. С одной стороны, он призван разъяснить те реалии советского быта, советского образа жизни, которые во множестве отражены в творчестве поэта и которые ушли в прошлое и сейчас не вполне ясны - особенно представителям молодого поколения. С другой стороны... О «другой стороне» сказано В.В. Виноградовым в предисловии к «Словарю языка Пушкина»: «Совершенно ясно огромное значение пушкинского словаря как для читателя и почитателя творчества Пушкина, так и для его исследователя. Словарь языка Пушкина - ключ к правильному пониманию текста пушкинских произведений»; «Такой словарь даёт возможность всем любителям пушкинской поэзии, всем читателям Пушкина быстро и безошибочно установить, в каких случаях Пушкин употреблял то или иное слово в том или ином значении, какие значения и оттенки различались в том или ином слове в языке Пушкина, где в произведениях Пушкина встречается тот или иной оборот речи и т.п.»
»Словарь поэзии Владимира Высоцкого» не является в полной мере ни толковым словарём, ни частотным, ни тем более энциклопедическим - он содержит в разной степени элементы различных словарей, являясь своего рода словотолкователем.
Словарь будет выходить отдельными выпусками, которые не обязательно соответствуют алфавитной последовательности, что объясняется степенью проработанности слов, начинающихся с той или иной буквы, зависящей не в последнюю очередь от количества слов, начинающихся с определенной буквы, в поэзии В.С. Высоцкого. Планируется, что отдельные выпуски будут опубликованы в качестве статей в различных сборниках или разделов в составе монографических работ. Кроме того, по мере появления изданий произведений Высоцкого, приближающихся к академическим , будут издаваться и дополнения к настоящему Словарю. Так, например, после окончания обработки словарного корпуса двухтомника, планируется обработка многотомников, вышедших под редакцией В. Жильцова с последующим изданием соответствующих «Дополнений».
Вообще же лексикографическая сверхзадача изучения творчества Высоцкого - создание «Словаря языка В.С. Высоцкого», куда будет включен и материал прозаических произведений и писем... (Образцом в этом плане является «Словарь языка Пушкина», а также «Словарь-справочник «Слова о полку Игореве» (М.-Л., 1965-1984: Вып. 1-6), «Словарь автобиографической трилогии М. Горького с приложением Словаря имен собственных» (Л., 1074-1990: вып. 1-6), «Словарь языка Цветаевой» (М., 1996: вып. первый), и «Словарь поэзии Николы Вапцарова» (С.-Пб., - 1998: вып. первый).

Изотов В.П. Словарь поэзии Владимира Высоцкого: И. Орёл. -1999. - 40 с.

Во втором выпуске содержится толкование 258 слов на «и» и 3 слова на «й».

Изотов В.П. Словарь поэзии Владимира Высоцкого: А. Х. Орёл. -2001. -58 с.

В шестом выпуске комментируются 428 слов ( 240 - на «а», 182 - на «х»).

302016, Орел, пер. Молодогвардейский, д. 21, кв. 40. Изотов Владимир Петрович.
Тел.: д. (08600) 77-53-36, р. 2-41-52.

Литературная Россия: от древности до современности. Сборник статей. - Орел, 2001. - 250 с.

Книга является сборником научных статей по проблемам изучения русской литературы и творчества русских писателей-классиков.
Представляет интерес для исследователей-литературоведов, преподавателей и студентов вузов.

Словарь орловских говоров. - Орёл, 2001 - 246 с.

Двенадцатый выпуск «Словаря орловских говоров» содержит слова на «р» - 1381 словарную статью. Выпуск составили: Ветрова Т.М. (Работать - ражинка), Меркулова Л.И. (раз - раньше-зараньше), Меркулова В.И. (раскагокатъся - ращёнка), Гаврищук МЛ. (рваники - рляный), Костромичёва М.В. (робенок - рощина; рубалка - рушняна), Ветрова Т.М. (рыба - рюши), Гришанова В.Н. (рябая -рящить).
Это толковый дифференциальный диалектный словарь говоров Орловской области в пределах её современных административных границ. Он создан на кафедре русского языка Орловского государственного университета на основе материалов, собранных в результате изучения живых народных говоров в период с 1946 года по настоящее время.
Словарь может быть использован при изучении диалектологии, истории русского языка, истории и быта русского народа.

Тел.: (08600) 2-41-52, каф. рус. яз., проф. Ростислав Николаевич Попов.

Тургеневский ежегодник. Орел, 2001. - 117 с. // Государственный литературный музей И.С. Тургенева. Тургеневское общество в Орле.

«Тургеневский ежегодник» является периодическим изданием Государственного литературного музея и Тургеневского общества в Орле. Задача этого сборника - представить разноплановую работу тургеневедов, музейных работников по изучению и популяризации классической литературы и прежде всего творческого наследия И.С. Тургенева.
»Ежегодник» предоставляет свои страницы литературоведам из Орла и других городов Россия, исследователям биографии И.С. Тургенева и тургеневских мест Орловщины, поэтам и прозаикам.
Сборник также знакомит читателей с разнообразными видами деятельности, проходящей в старейшем культурно-просветительном центре - государственном литературном музее И.С. Тургенева.

СОДЕРЖАНИЕ
Л.А. Балыкова, Л.В. Дмитрюхина. Музейный калейдоскоп.
Е.В. Тюхова. Академические журналы о Пушкине. Обзор
юбилейных выпусков журналов «Русская литература» и «Известия Академии Наук».
Т.Н. Иванова. Образ-символ окна у А.С. Пушкина и И.С. Тургенева («Евгений Онегин» и «Накануне»).
Л.А. Балыкова. К пушкинским истокам стихотворного послания И.С. Тургенева Фарнгагену фон Энзе.
Л.М. Александрова. Из воспоминаний современника А.С. Пушкина.
Л.М. Маричева. Несколько замечаний к лекции Апухтина о Пушкине в Орле.
Л.А. Балыкова, Л.В. Дмитрюхина. Тургеневские чтения в Орле.
О.Н. Осмоловский. Проблемы свободы в этике И.С. Тургенева и Ф.М. Достоевского.
М.А. Шинков. К вопросу о типологии образа нигилиста в русской литературе.
С.Д. Симеонова. «Русские» болгары (к вопросу о прототипах Инсарова).
А.М. Кокин. «В особенности поклонитесь Менцелю...»
Т.М. Кривина. Избранные страницы английской «тургенианы» 20-х - 30-х годов (Вирджиния Вулф о русском писателе).
Н.А. Куделько. Тургеневские мотивы в современной русской прозе (Б. Екимов). Опыт сравнительно-типологического анализа.
С.Л. Жидкова. «Дело <...>предать забвению».
Р.М. Алексина. Городские усадьбы В.П. Тургеневой (Орел, Мценск).
Л.В. Иванова. Еще к истории Дома Калитиных в Орле.
К.А. Седойкина. Дом на Волховской (гостиница Иордан).
С.А. Тишина. В родовом гнезде И.С. Тургенева.
В. Протасов. Спасские аллеи. Глава из повести. «Последнее лето».
Л.Н. Назарова. Памяти В.А. Громова.
Т.Н. Архангельская. Толстой о Тургеневе (По «Яснополянским запискам» Д.П. Маковицкого).
Л.М. Алекандрова. Н.Н. Рашет (этюд к образу тургеневской женщины).

302028, Орел, ул. Тургенева 11, Лит. Музей Тургенева.
Тел.: (08600) 6-55-00, 6-35-28.

Юбилейная международная конференция по гуманитарным наукам, посвященная 70-летию Орловского государственного университета: Материалы. Выпуск I: Н.С. Лесков. Орел: Орловский государственный университет, 2001. - 274 с.

Сборник составлен на основе материалов, представленных к 170-летию Н.С. Лескова на Юбилейную международную конференцию по гуманитарным, наукам, посвященную 70-летию Орловского государственного университета.
В статьях и тезисах освещаются актуальные вопросы лесковского наследия: проблемы мировоззрения, художественного творчества и публицистики, поэтики и стиля писателя, его место в литературном процессе, творческие связи с предшественниками и современниками, традиции.
Издание адресовано специалистам-литературоведам, преподавателям литературы высшей и средней школы, студентам-филологам и всем, интересующимся жизнью и творчеством Н.С. Лескова.

Выпуск II. Л.Н. Андреев. Б.К. Зайцев. Орел: Орловский государственный университет, 2001 - 284 с.

В «Выпуск 2» вошли статьи, посвященные писателям-орловцам - Л.Н. Андрееву и Б.К. Зайцеву, 130-летие со дня рождения которых отмечается в 2001 году. Сборник подготовлен на кафедре русской литературы XX века и истории зарубежной литературы ОГУ. Статьи сборника отражают новые подходы в литературоведении к жизни и творчеству Л.Н. Андреева и Б.К. Зайцева, дают возможность рассмотреть творчество писателей в контексте русской и мировой литературы, определить художественную ценность их наследия.
Издание осуществляется при финансовой Администрации Орловской области.

302015, Орел, Комсомольская 19, Пединститут.

Коленикова Л.Н. Языковая личность в аспекте диалога культур. Орел, 2001. - 287 с.

В книге исследуется языковая личность как продукт определенной культуры и многообразия форм мировой культуры.


ИЗДАНО В ТУЛЕ


Курляндская Г.Б. И.С. Тургенев. Мировоззрение, метод, традиции.- Тула: Гриф и К. 2001.- 230 с.

Сборник статей профессора Орловского государственного университета Г.Б. Курляндской посвящен изучению художественного метода Тургенева в аспекте его этико-философского мировоззрения. Своеобразие эстетической позиции Тургенева выявляется и посредством сопоставлений с произведениями Л.Н. Толстого» Ф.М. Достоевского, И. Бунина, Л. Андреева, М. Пришвина и других.


ИЗДАНО В ЯРОСЛАВЛЕ


Наклеушев Е. Введение в унологию, или единое знание: Набросок системы метафилософии - метанауки - метатеологии / Предисловие Г. Гачева. - Ярославль: Александр Рутман. 2001.-344 с. ил.

Эта книга предлагает модель синтеза - посредством трехмерного понятийного пространства - знания (разорванного доселе в замкнутых науках, философиях и религиях) в подобие голографического целого, все части коего проясняют друг друга. В результате удается решение тысячелетних «проклятых вопросов» мировоззрения и ряда фундаментальных проблем современной науки.

150063, Ярославль, 63, а/я 485. Изд-во «Александр Рутман».
Тел./факс: (0852) 33-16-29.


ИЗДАНО В ТВЕРИ


Тюпа В.И. Нарратология как аналитика повествовательного дискурса («Архиерей» А.П. Чехова). - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2001. - 58 с. (Литературный текст: проблемы и методы исследования; Приложение, Серия «Лекции в Твери).

Книга представляет собой курс лекций, прочитанных автором при поддержке Института Открытое общество (Фонд Сороса) в Тверском госуниверситете и предназначается преподавателям филологических факультетов вузов, школьным учителям, аспирантам и студентам.

170002, Тверь, пр. Чайковского, 70, филологический факультет ТвГУ, кафедра теории литературы. Заведующий кафедрой Игорь Владимирович Фоменко.
Е-mail: p000278@tversu.ru
Тел.: (0822) 33-28-64.


ИЗДАНО В ЧЕЛЯБИНСКЕ


Загидуллина М.В. Пушкинский миф в конце XX века / Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 2001. 243 с.

Книга посвящена рецепции творчества и личности Пушкина к моменту двухсотлетнего юбилея ( 1999 г.) и содержит анализ множества фактов, документов, источников, связанных с «юбилейным марафоном». В ходе исследования выявлены механизмы и закономерности функционирования важнейшего литературного мифа нации, давно перешагнувшего границы собственно литературы.
Адресуется филологам и широкому кругу лиц, интересующихся творчеством Пушкина и проблемами культов в современном обществе.

454021, Челябинск, ул. 250 лет Челябинску, д. 25а, кв. 156, Загидуллина Марина Викторовна.
E-mail: marta@cgu.chel.su, necron@mail.ru.


ИЗДАНО В ВОЛГОГРАДЕ


Белозерцев Е.П. Образ и смысл русской школы: Очерки прикладной философии образования. - Волгоград: Перемена, 2000. - 461 с.

Настоящее издание вводит в историческую, научную, общекультурную дискуссию об образовании вообще, о русской школе и путях ее развития.
Адресуется учителям, преподавателям, аспирантам, соискателям и студентам педагогических учебных заведений; слушателям ИУУ, ИРО, ИПК, ФПК и научным сотрудникам; читателям, размышляющим о судьбах России, образования и русского человека.

399770, Елец, ул. Ленина, 91; ЕГУ им. Бунина, Белозерцеву Е.П.


ИЗДАНО В САМАРЕ


Перепелкин М.А. Анализ лирического произведения: Учебно-методическое пособие / Отв. ред. С.А. Голубков. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2001. - 108 с.

В предлагаемом пособии изложена методика анализа лирического произведения и представлены опыты анализа нескольких стихотворений Ольги Седаковой.
Для абитуриентов филологического факультета, а также других факультетов университета.

443011, Самара, ул. Акад. Павлова, 1. Университет, издательство.
Тел.: (8462) 34-54-03, 34-54-54, 34-54-23.
Факс: (8462) 34-54-17.
E-mail: rector@ssu.samara.ru

Издательство СамГПУ
Книги серии «Самарские филологи»

В издательстве вышли или готовятся к выходу следующие издания:Христианство и культура: Материалы конференций, посвященных 2000-летию христианства. Самара, 2000. - 406 с.

Актуальные проблемы изучения и преподавание литературы в вузе и школе. Самара, 2001. - 430 с.

Русский язык и литература: Вопросы истории, современного состояния и методики преподавания в вузе и школе: Материалы общероссийской конференции филологов России (6-8 мая 2001 года, Самара): В 3-х частях. Самара, 2001, - 220, 132, 220 с. (1-2 часть - языковедческая, 3 - литературоведческая).

Изучение литературы в школе и вузе. Самара. 2001.

Пространство и время в литературном произведении. Самара, 2001.

Кривонос В.Ш. Русская литература XIX века: Учебное пособие для студентов заочного отделения педагогического университета. Самара, 2001.

Журчева О.В. Жанровые и стилевые тенденции в драматургии XX века: Учебное пособие. Самара, 2001.

Функционирование заголовочного комплекса в малой сатирико-юмористической литературе 1920-х годов // О вы, которых ожидает Отечество. Сборник научных работ молодых ученых, аспирантов и студентов. - Самара: Изд-во СамГПУ, 2000. - Вып. 2.

443099, Самара, ул. М. Горького, д. 61-63.


ИЗДАНО В НОВОСИБИРСКЕ


Критика и семиотика. Вып. ¾, 2001. Научное издание. Новосибирск: Редакционно-издательский центр НГУ, 2001 - 240 с.

Редакторы: И.В. Силантьев, Ю.В. Шатн. Члены редакционной коллегии: М.Н. Дарвин, М.В. Калужский, В.В. Максимов, Ю.Л. Троицкий.
Издание осуществлено при поддержке: мегапроекта «Развитие образование в России», института «Открытое общество» - Россия.

В. Нёт. Чарльз Сандерс Пирс.
Р. Мочник. Субъект, который должен верить, и нация как нулевой институт.
Г. Орлова. Политическое тело президента.
С. Донгак. Языковая игра и обманутое ожидание.
Д. Фершуерен. Заметки о роли метапрагматической осведомленности в использовании языка.
Д. Деянов. Практические логики и коммуникативные стратегии.
Д. Вацов. Логика и топология.
Ю. Шатин. Герменевтика и майевтика как два способа понимания текста.
А. Райчев. Сталкер, как возможная философская точка зрения на потустороннее.
С. Ушакин. «Человек рода он»: знаки отсутствия.
Б. Егоров. Проблема избыточности в интерпретации художественных произведений.
М. Дарвин. Семиотика текста в системе художественного творчества (поэт, рукопись, книга).
Н. Григорьева. Коммуникативные стратегии писательского труда: от постсимволизма к концептуализму.
А. Щербенок. Заглавие и «Другое» текста («Легкое дыхание» и «дух Серебряного века»).
М. Болотова. Стратегии чтения романа К. Ваганова «Козлиная песнь» и проблема имени в дискурсе обэриутов.
В. Мароши. Безуховы и Аблеуховы (к семиотике уха в русской литературе).
Т. Давиденко. Семиотика веера в контексте русского костюма.

Адрес редакции:
630090, Новосибирск, ул. Пирогова, 2.
E-mail: silantev@sscadm.nsu.ru; andrev@psu.nsu.ru
Internet: http://www.nsu.ru/psyhc/comstart/cs
http://www.nsu.ru/education/virtual


ИЗДАНО В ОРЕНБУРГЕ


Научные труды молодых ученых ОПТУ. 1999. - Оренбург: Издательство ОПТУ, 1999.

Материалы научно-практической конференции «80 лет высшему образованию Оренбуржья». - 14-15 октября 1999 г. Часть 2- Гуманитарные секции. - Оренбург: Издательство ОГПУ, 1999.

Тезисы докладов региональной научно-практической конференции молодых учёных и специалистов Оренбуржья. - Оренбург: Издательство ОГУ, 2000.

Интеллектуальный потенциал высшего педагогического образования: Материалы XXIII преподавательской и XLI студенческой научно-практической конференции ОПТУ. 25-26 апреля 2001- г.; В 3-х ч. - Оренбург: Издательство ОГПУ, 2001.

Оренбург, ул. Советская, д. 19, ОГПУ.


ИЗДАНО В РЯЗАНИ


Пронина Л.А. Полонский и время. Рязань: Изд-во «Поверенный», 2000. - 160с.

Автор книги - Людмила Александровна Пронина - директор Рязанской областной универсальной научной библиотеки им. А.М. Горького, заслуженный работник культуры Российской Федерации.
Поводом для написания книги послужил архив, переданный автору Валерией Кузьминичной Полонской - женой Александра Александровича - внука Я.П. Полонского. В книге представлены документы и фотографии из архива Института русской литературы Российской Академии наук (Пушкинский дом) в Санкт-Петербурге и научного сотрудника Пушкинского дома Фоняковой Н.Н.
Книга адресована литераторам, историкам, краеведам и всем, кому дороги и близки жизнь и творчество Я.П. Полонского.

Аверина Г.И. Есенин и художники. Рязань: Изд-во «Поверенный», 2000.-112 с.

Книга-исследование Г. Авериной - это первая попытка рассказать о личных и творческих взаимоотношениях Сергея Есенина с художниками его времени. Живописцы, графики, скульпторы, театральные художники разных поколений были в числе знакомых поэта, а некоторые и друзьями.
Автор опровергает мнение, что поэта сгубила богема. Художники есенинской поры также относились к богеме, а почти все они внесли весомый вклад в мировую культуру.

390023, Рязань, ул. Есенина, д. 43. Издательство «Поверенный».
E-mail: of@gaz.rzn.ru

Аграмаков Н.Н., Каширин Е.Н. Прогулки по губернской Рязани: Исторический путеводитель. Рязань: Наше время, 2000. - 160с.: ил.

Книга «Прогулки по губернской Рязани» объединила двух авторов, краеведов - любителей родного города, которые в разное время публиковали фото и очерки о нем в местной печати.
Наш город становится ближе, дороже и понятнее, когда мы узнаём историю улиц и судьбы людей.
Издание адресовано широкому кругу читателей, интересующихся историей г. Рязани.

390027, Рязань, Касимовское шоссе, д. 29, корп. 1, кв. 27 - издательский дом «Наше время».

Есенинский вестник. Издание государственного музея-заповедника С.А. Есенина. Вып. 5. Рязань, 2001.- 77 с.

СОДЕРЖАНИЕ
Ю. Прокушев. Есенин - это Россия.
З. Дикун. Музей: сегодня и завтра.
Л. Калинина. Юбилейная выставка «Нам 35».
В. Вавилова. И вновь ожила Ока.
А. Атясова. Центр духовных исканий нации.
Л. Власова. Кузьминское помнит поэта.
О. Аникина. «Граматей-Никита...».
С. Есенин. «Снежная замять дробится и колется...».
О. Аникина. История одной фотографии.
Б. Шишаев. «Да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу...»
А. Сторожева. Рязанский прообраз Дубровского.
А. Никитин. Сунбуловы - рязанские предки А.С. Пушкина.
И. Боголюбская. Пушкины и Гончаровы в Зарайском уезде Рязанской губернии.
И. Гаврилов. Сто лет назад.
»Архивный юноша» и его повесть.
»Любители и ценители гениального поэта...»
Н. Богданова. «Ключ поэзии, священный...».
Я. Полонский. А.С. Пушкин.
Ю. Прокушев. Два гения России.
О. Воронова. Певцы русской судьбы.
Ю. Паркаев. «Стою, как пред причастием...».
Л. Архипова. Самый любимый поэт.
В. Астахов. Из истории памятных деревьев.
А. Сенин. Зеленая дубрава.
Ю. Паркаев. Стихи.
О. Воронова. Несказанный свет.
Ю. Паркаев. От Рязани до Нижнего Новгорода.
Ю. Паркаев. Берлинское лето Сергея Есенина.
Ю. Панкратов. Ключи души.
Н. Ибрагимов. Три детских портрета на фоне современной литературы.
»Тихий свет внутри листвы». Стихи рязанских школьников из литобъединения «Феникс».
С. Анфимов. Мой край.
»От песни к песне крепнет связь времен». В. Сорокин, Б. Шишаев, В. Самарин, В. Хомяков, Н. Ибрагимов, К. Паскаль, Е. Бартенева, В. Бондаренко. Поэтическая подборка.
ХV День славянской письменности и культуры.
А. Сафронов. На рубеже веков.

Рязанская обл., Рыбновский р-н, с. Константиново, государственный музей-заповедник С.А. Есенина.
Тел.: (09137) 5-16-08, 5-00-18, 3-32-57.

Ташкинов И. Древний Египет и Русь. Некоторые вопросы истории, мифологии и языкознания. Рязань: Издательство «Узорочье», 2000.

634041, Томск, а/я 321 - Ташников Иван Владимирович, или 390027, Рязань, а/я 4 - Союз Славян.