Новые книги


ИЗДАНО В МОСКВЕ

Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Путеводитель по архиву. Russian State Archive of Literature and Art. The Complete Archive Guide CD-ROM Drive.

РГАЛИ является крупнейшим хранилищем документов по истории литературы, философии, общественной мысли, музыки, театра, кино, изобразительного искусства с XVIII в. до наших дней.

РГАЛИ первый среди других федеральных архивов выпустил электронный справочник по фондам, в который вошли все ранее изданные выпуски путеводителей по РГАЛИ (семь выпусков, вышедших в 1951, 1959, 1963. 1968, 1975, 1982. 1988, 1998 гг., а также справочник по рассекреченным документам 1993 г.). Пользователь CD имеет возможность получить полные описания свыше 2500 фондов архива, содержащих почти 1 млн. единиц хранения. Информация дополнена иллюстративным материалом (свыше 500 фотографий деятелей литературы и искусства), биографиями фондодержателей и справками об истории органов управления и учреждений культуры.

Программа CD обеспечивает:

- Разные возможности поиска, индексированный поиск по полному тексту.

- Синхронную трансляцию на основе международных стандартов.

- Многоязычную оболочку на базе виртуальной реальности.

- Вывод на печать.

Все, кто приобретает CD, получат 30% скидку на приобретение всех его обновленных версий. Стоимость CD - 320 рублей.

Москва, ул. Выборгская, д. 3, корп. 2.

Тел.: 159-73-86, 159-75-13, 159-76-85.

Зинаида Гиппиус. Новые материалы. Исследования. М.: ИМЛИ РАН, 2002. 384 с.

Это первая коллективная монография, издающаяся на родине писателя. В ней анализируются биография и творческий путь З.Н. Гиппиус, особенности ее прозы, поэзии, публицистики и литературной критики.

Вниманию читателей, интересующихся творчеством З.Н. Гиппиус и Д.С. Мережковского, предлагается новый, неизвестный ранее вариант коллективного произведения — киносценарий “Борис Годунов”, а также обширная переписка З.Н. Гиппиус с П.Н. Милюковым, А.С. Элиасбергом, М.С. Шагинян. Ряд статей освещают малоизвестные факты взаимоотношений З. Гиппиус и А.М. Горького, Г.И. Чулкова, А.А. Ахматовой. Две статьи сборника по-разному освещают непростую тему “мужского” и “женского” начал в жизни и творчестве Гиппиус.

Книга адресована филологам и всем читателям, интересующимся историей русского символизма и судьбами русской литературы в эмиграции (1920-1940-е гг.).

СОДЕРЖАНИЕ

Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус. Борис Годунов. Неизвестный вариант киносценария. Публикация Н.В. Королевой.

Письма Зинаиды Николаевны Гиппиус к Мариэтте Сергеевне Шагинян 1908-1910 гг. Публикация Н.В. Королевой.

Письма З.Н. Гиппиус А.С. Элиасбергу. Вступление, подготовка текста и комментарии В.Н. Терехиной.

Из переписки Зинаиды Николаевны Гиппиус и Павла Николаевича Милюкова 1922-1930 гг. Подготовка текстов X. Барана (США) и Н.В. Королевой. Вступление и комментарии Н.В. Королевой.

Т. Пахмусс (США). Творческий путь Зинаиды Гиппиус. Д. Спеидель (Италия). Зинаида Николаевна Гиппиус и революция.

Е.П. Мстиславская. Д.С. Мережковский и З.Н. Гиппиус. Лирический диалог (1889-1903).

Р.Д.В. Томсон (Канада). Встреча в Таормине: три редакции одной истории.

М. Паолини (Италия). Мужское “Я” и “женскость” в зеркале критической прозы Зинаиды Гиппиус.

Н.В. Кононова. Некоторые особенности символизации в романе З. Гиппиус “Чертова кукла”.

М.В. Михайлова. З.Н. Гиппиус и Г.И. Чулков.

И.А. Ревякина. Антон Крайний против М. Горького: эпизод литературной дискуссии 1924 года.

Н.В. Королева. З.Н. Гиппиус и А.А. Ахматова.

Т. Пахмусс (США). “Зеленая лампа” в Париже.

М. Паолини (Италия). Критическая проза З.Н. Гиппиус 1899-1918 гг.: библиографическое введение в тему.

Москва, Поварская 25а, ИМЛИ им. А.М. Горького.

Текст. Интертекст. Культура: Сборник докладов международной научной конференции (Москва, 4 - 7 апреля 2001 года) / Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова РАН; Ред.-сост.: В.П. Григорьев, Н.А. Фатеева. М.: Азбуковник, 2001. 608 с.

В сборнике опубликованы доклады русских и зарубежных ученых, посвященные различным аспектам строения текста (преимущественно художественного), а также многообразным типам межтекстовых взаимодействий, которые определяют широкий диалогический контекст культуры.

Издание адресовано филологам, культурологам, а также всем тем, кто интересуется процессами создания, восприятия и интерпретации текста.

СОДЕРЖАНИЕ

Н.К. Онипенко. Три параметра лингвистической интерпретации текста.

В. Шмид. Нарративные уровни: “события”, “история”, “наррация” и “презентация наррации”.

О.В. Евтушенко. Архетип пространства (от Пушкина до Набокова).

Н.А. Николина. Грамматические формы времени в свете поэтического эксперимента.

А.К. Жолковский. Бессмертие на время (к поэзии грамматического времени у Пастернака).

Л.Г. Панова. Модели времени в поэзии Мандельштама 1908-1937 гг.

Н.А. Кузьмина. Феномен художественного перевода в свете теории интертекста.

Г. Денисова. Интертекстуальность и семиотика перевода: возможности и способы передачи интертекста.

М. М. Блинкина-Мельник. Париж — Петушки: история одного совпадения.

С. Гардзонио. Особенности лексики и образности “итальянского текста” русской поэзии.

Р. Вроон. К истокам циклизации стихотворных панегириков в эпоху русского барокко.

И.И. Ковтунова. Функции цитат в произведениях И. А. Гончарова.

Ю.Д. Тильман. “Мир” в художественном мире Ф.И. Тютчева.

А.Г. Грек. Об архаичной поэтике “Послания Иоанна, Пресвитера Владарю царю тайного” из “Повести о Светомире царевиче” Вяч. Иванова.

H.A. Богомолов. О начале “Петербургских зим”.

А.В. Гик. Звуковой аспект организации поэтических текстов М. Кузмина.

Н.В. Злыднева. “Вещь” А. Платонова в гоголевской перспективе.

З.Ю. Петрова. О некоторых фрагментах поэтического мира И. Бродского.

А. Маймескулов. Стихотворение Бродского “Похож на голос головной убор...”.

П. Тамми. Самый типичный комикс всемирной литературы. Как сделан “Маус” Шпигельмана.

Ю.Б. Мартыненко. Грамматические особенности антропонимов В. Хлебникова.

Н.Н. Перцова. Словообразовательные гнезда в неологии В. Хлебникова.

В.П. Григорьев. В защиту Будетлянина (оппонирую О.А. Седаковой и “Миру Хлебникова”).

Ю.И. Левин. Заметки о пародийности у В. Набокова и вообще.

М.А. Дмитровская. От первой метафоры к последней: смысл финала романа В. Набокова “Машенька”.

А.М. Люксембург. Структурная организация набоковского метатекста в свете теории игровой поэтики.

Г.Ф. Рахимкулова. Окказионализмы в прозе Владимира Набокова и проблемы игрового стиля.

Л.Н. Рягузова. Эстетические и теоретико-литературные понятия В.В. Набокова.

Ю.Л. Таратута. Актуализация мотива “двупространственности” и русский фон при автопереводе “Отчаяния” В. Набокова.

Л.В. Зубова. Поэтическая орфография в конце ХX века.

О.И. Северская. Поэтический театр 90-х годов XX века: игра слова.

Н.А. Фатеева. Заглавие и текст в русской поэзии конца XX века.

С.Е. Бирюков. Академия зауми как гипертекст.

Л.Д. Бугаева. Психоделический vs. шизофренический дискурс в прозе XX в.

А.А. Кожина. Роман Эмилии Дворяновой “Passion, или Смерть Алисы” как женский роман.

В.С. Баевский. Лингвистическое, семиотическое, математическое, компьютерное моделирование в истории литературы и поэтике. К изучению тематики и фоники русской поэзии XIX-XX веков.

Г.В. Иванченко. Гендерная атрибуция поэтического текста “наивным читателем”.

А. В. Рафаева. Методы компьютерной лингвистики в исследовании волшебных сказок.

Л.Л. Шестакова. Поэтический язык в лексикографической интерпретации.

Р. Бобрик. О сравнительном словаре культуры XX века. Несколько заметок к концепту “лампочка” — “zarovka”.

Я.Т. Тарумова, И.В. Шумарина. Неологизмы в творчестве Андрея Белого как объект лингвистического исследования.

Н.А. Кожевникова. Словообразовательные гнезда в романе А. Белого “Москва”.

В.Н. Виноградова. Окказионализмы и звукопись.

Ю.К. Пирогова. Стратегии коммуникативного воздействия и их отражение в рекламном тексте.

П.Б. Паршин. Заметки о моделях мира современной российской коммерческой рекламы.

А.Н. Баранов. Метафорическая интерпретация понятия “коррупция”: языковые грани онтологизации бессознательного.

А.Ф. Яковлева. Художественный текст как объект социально-политического исследования проблемы управления обществом и государством (Е. Замятин и У. Моррис).

E-mail: stasie@orc.ru - Фатеева Наталия Александровна.

Высшая школа на пороге III тысячелетия: Международная славянская научная конференция. 5 - 8 декабря 2000. / Сост. Г. Глейзер, В. Курочкина, А. Лотов. М.: Изд-во УРАО. 2000. 88 с.

Москва, Б. Полянка, 58.

Молчанова И.А. Поэзия К.Д. Бальмонта 1890-1910-х годов. Проблемы творческой эволюции. М.: МПГУ, 2002. 146 с.

В монографии рассматривается процесс творческой эволюции поэзии К. Д. Бальмонта в контексте развития лирики русского символизма 1890-х - 1910-х годов. Подробно анализируются все изданные поэтом стихотворные сборники, при этом подвергаются переоценке некоторые сложившиеся стереотипные суждения о творчестве поэта, а также предлагается его новая периодизация.

153001, Иваново, ул. 9 января, д. 22, кв. 16, Куприяновский Павел Вячеславович.

Сахаров В.И. Русская проза XVIII-XIX веков. Проблемы истории и поэтики. Очерки. М.: ИМЛИ РАН, 2002. 216 с.

Монография В.И. Сахарова дает общую картину развития русской художественной прозы за два столетия, показывает историческую динамику жанров и стилей русского повествования на широком историко-литературном материале: от М.М. Хераскова до А.П. Чехова. Исследуются основные жанры и стили русской прозы в эпохи классицизма, сентиментализма, романтизма, реализма, натурализма.

Наряду с классиками отечественной прозы (Н.В. Гоголь, И.А. Гончаров, Л.Н. Толстой, Н.Г. Чернышевский, И.С. Тургенев, А.П. Чехов) привлекаются сравнительно мало изученные писатели (прозаики-масоны XVIII века, В.Ф. Одоевский, А.А. Бестужев-Марлинский, Н.А. Полевой, В.М. Гаршин и др.) и их произведения, а также новонайденные и архивные материалы. В книге приводится новейшая библиография по данной теме.

121069, Москва, ул. Поварская, 25а, ИМЛИ им А.М. Горького.

Тел.: 291-23-01, 202-21-23; факс: 200-32-16.

E-mail sakharovvi@hotmail.com

Сахаров В.И. М.А. Булгаков в жизни и творчестве. Учебное пособие для школ, гимназий, лицеев и колледжей. М.: Русское слово, 2002. 112 с.

В книге в популярной форме на основе новейших данных из секретных архивов КГБ и ЦК КПСС рассказано о главных произведениях великого русского писателя М.А. Булгакова (1891-1940) - романах “Белая гвардия” и “Мастер и Маргарита”, сатирических повестях-фантазиях “Роковые яйца” и “Собачье сердце”, пьесе “Бег”, об истории их создания и основных этапах творческого пути их автора, а также приводятся выбранные даты его жизни и творчества и рекомендательная библиография. Книга иллюстрирована архивными фотографиями и рисунками современных художников.

119034, Москва, Пречистенская наб., д. 15, стр. 2, изд-во “Русское слово”.

Тел.: 203-43-96; факс: 203-43-79.

E-mail: rus.slovo@ru.net

Гиривенко А.Н. Из истории русского художественного перевода первой половины XIX века. Эпоха романтизма: Учебное пособие. М: Флинта, Наука, 2002. 280 с.

В книге рассматривается эволюция русского поэтического перевода в эпоху романтизма. На многих примерах, представленных в едином контексте культурного развития, воссоздастся история переводческих поисков и обретений. Особое внимание уделено творчеству наиболее значительных поэтов-переводчиков: В.A. Жуковского. Н.И. Гнедича, И.И. Козлова, Д.П. Ознобишина. Акцентирована историко-культурная значимость переводов и переложений А.С. Пушкина, С.П. Шевырева, М.Ю. Лермонтова, А.Г. Ротчева, П.А. Катенина. А.А. Фета.

С исторической дистанции просматриваются особенности московской школы художественного перевода и оценивается творческий вклад литераторов, примыкавших к кружку С.Е. Раича. На малоизвестном материале, отражающем специфику русской переводческой культуры, показаны наиболее яркие примеры рецепции отдельных образов, мотивов и мифологем. Поэзия Данте, Ариосто, Петрарки. Гете, Байрона, Мура, Саути, Шенье, Шиллера, Парни, Гейне, Беранже, Гюго, английские баллады предстанут перед читателем этой книги в переводах малоизвестных или вовсе забытых. Для преподавателей вузов, аспирантов, студентов-филологов, учителей-словесников, а также для всех, кто интересуется историей художественного перевода в России.

СОДЕРЖАНИЕ

Университетское переводоведение как область перспективных исследований.

РАЗДЕЛ 1. У истоков романтического перевода.

1.1. Господство французской культуры и стихия опосредованных переводов.

1.2. Н.М. Карамзин и полемика о путях развития образного языка.

1.3. А.С. Шишков и утверждение русификации в переводе.

1.4. Альянс “своего” и “чужого” — необходимость, продиктованная временем.

РАЗДЕЛ 2. В.А. Жуковский и развитие романтического перевода.

2.1. “Сельское кладбище” Жуковского — Грея — колыбель русской поэзии.

2.2. Перевод из Гебеля как решение не переводческих задач.

2.3. Жанровая доминанта в переводе.

2.4. “Пери и Ангел”; свет неземной благодати.

РАЗДЕЛ 3. Неповторимый переводческий опыт.

3.1. Самовыражение ~ константа романтического перевода: опыты А.С. Пушкина.

3.2. И.И. Козлов — поклонник Байрона: перевод, разрушающий стиль.

3.3. Секреты вокального перевода: песни Козлова.

E-mail: girivenko@mail. ru - Гиривенко Андрей Николаевич.

Кулагин А.В. Высоцкий и другие: Сб. ст. М.: Благотворительный фонд Владимира Высоцкого, 2002. 200 с. (Прил. к альм. “Мир Владимира Высоцкого”).

В сборнике представлены статьи доктора филологических наук А.В. Кулагина (р. 1958) о творчестве Высоцкого, рассматриваемом в культурном контексте на фоне классической традиции и в соотношении с поэзией современников. Отдельный раздел составили работы, касающиеся изучения наследия Высоцкого в высшей школе.

Сборник адресован филологам и всем интересующимся поэзией и авторской песней.

СОДЕРЖАНИЕ

Что считать ранней лирикой поэта?

Агрессивное сознание в поэтическом изображении Высоцкого (1964-1969).

Песня “Про двух громилов...”: проблематика, поэтика, контекст.

“Роман о девочках” и поэтическое творчество Высоцкого.

Высоцкий слушает Анчарова.

К проблеме “Высоцкий и фольклор”. Заметки на полях.

Бесы и Моцарт. Пушкинские мотивы в поздней лирике поэта.

“Лукоморья больше нет”. В жанре “антисказки”.

“Люблю тебя сейчас...”: диалог с классиком.

“Пиковая дама” в творческом восприятии Высоцкого.

Об одном пушкинском подтексте.

Герои Высоцкого и русские классики. Два этюда.

Два “Тезея”.

“Пироскаф” Баратынского в современной поэзии.

Студенческое высоцковедение. Из истории одного спецкурса.

Список публикаций А.В. Кулагина об авторской песне.

109004, Москва, Нижний Таганский туп., 3. Государственный культурный центр-музей В.С. Высоцкого.

Тел.: 915-71-99, 916-75-18, 915-29-79. Факс: 915-45-33.

E-mail: visotsky@cea.ru

www.visotsky.ru

Кафедральные записки: вопросы новой и новейшей русской литературы / Отв. ред. Н.М. Солнцева. М.: МГУ, 2002. 256 с.

Издание подготовлено преподавателями и аспирантами кафедры истории русской литературы ХХ века филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Вниманию читателей предлагаются исследования, эссе, воспоминания, в которых представлены проблемы изучения русской литературы ХХ века. Выпуск посвящен памяти профессора Бориса Семеновича Бугрова.

СОДЕРЖАНИЕ

М.М. Голубков. Борис Семенович Бугров.

Библиография публикаций Б.С. Бугрова.

Л.А. Колобаева. Петербург А. Ремизова и “петербургский текст” русской литературы.

Н.М. Солнцева. Реальность мифа (к истории отношений М.И. Цветаевой и Н.Н. Вышеславцева).

Я.Р. Бульская. Повести Андрея Платонова: цельность мироощущения и амбивалентность образа автора.

Н.З. Кольцова. Роман Евгения Замятина “Мы” и миф о Прометее.

А.А. Новиков. О некоторых мифологических мотивах в романе И. Ильфа и Е. Петрова “Двенадцать стульев”.

О.В. Богуславская. “Роман” В. Сорокина в контексте идей дзен-буддизма.

И.Ю. Искржицкая. Стихия и культура в творчестве А. Блока.

И.Б. Ничипоров. Миф об Андрее Белом в художественном сознании М. Цветаевой.

Н.Н. Климова. Венский литературный модерн в художественном сознании Серебряного века.

О.В. Каменева. “Бедный рыцарь” Елены Гуро: к проблеме жанра.

А.Н. Андреева. “Что нужно для чуда”, или о “рождественском” стихотворном размере у И. Бродского.

А.Е. Щербаков. Цитатный потенциал ершалаимских глав романа М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита”.

Ю.А. Гаврилова. О роли мотива Апокалипсиса в романе М.А. Булгакова “Белая гвардия”.

М.В. Мыслякова. Психологический рисунок библейского мифа (“Иуда Искариот” Л. Андреева).

А.С. Карпов. “Мы не можем ждать милостей от природы...”.

О.А. Белова. Русская фантастика.

С.И. Кормилов. Поляризация литературно-критических позиций и российское общественное сознание на рубеже 1980-1990-х годов.

А.П. Авраменко. Александр Блок как объект литературной критики современников.

А.В. Черкасова. И.Ф. Анненский и Д.Н. Овсянико-Куликовский: к вопросу о психологизме литературной критики.

Е.Г. Таран. Полемика вокруг книги Вяч. Иванова и М.О. Грешензона “Переписка из двух углов” в периодической печати 1920-х годов.

Г.К. Орлова. Сказки Х.К. Андерсена в восприятии русской педагогической мысли конца ХIХ - начала ХХ в.

В.А. Зайцев. Рыцарь поэзии. О Викторе Дмитриевиче Дувакине.

Ч.Г. Гусейнов. Незабываемое минувшее.

Письма А.М. Ремизова к Г.И. Чулкову. Публикация, вступительная статья М.В. Михайловой.

В.М. Муханов. “Тайна бытия неисчерпаема”: о прозе В.Л. Файнберга.

А. Голубкова. В ожидании молодого Набокова.

Традиции русской классики ХХ века и современность: материалы научной конференции. Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова. 14 - 15 ноября 2002 г./ Ред. и сост. С.И. Кормилов. М.: МГУ, 2002. 336 с.

E-mail: ruslitxx@philol.msu.ru

ПРОчтение. Сборник статей по русской литературе ХХ века. М.: Б.С.Г. - Пресс, 2002. 192 с.

К 250-летию МГУ им. М.В. Ломоносова. Сборник статей аспирантов филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, кафедры истории русской литературы ХХ века.

СОДЕРЖАНИЕ

О. Кириллина. Проблема соотношения поэзии и прозы в творчестве И. Бунина и В. Набокова.

О. Чебанова. Риторическая модель текста в драматургии В. Маяковского.

М. Штильмарк. Мифопоэтическое пространство поэзии и драматургии Н. Гумилева и друидизм. Трагедия “Отравленная туника”.

Т. Рангульт. “Детская родина” Александра Дванова (роман А. Платонова “Чевенгур”).

М. Терещенко. Утопия и антиутопия в русской литературе 20-х гг. ХХ в.

А. Андреева. 3-иктный дольник И. Бродского.

О. Павлова. Образ времени в поэзии И. Бродского.

Н. Нагорная. Концепция сновидения в рассказах В. Пелевина.

М. Терещенко. Особенности бытования fantasy “меча и волшебства” в русской прозе.

E-mail: andreeva_anna@mail.ru - Анна Андреева.


ИЗДАНО В МОЗЫРЕ

Текст в лингвистической теории и в методике преподавания филологических дисциплин: Материалы Международной научной конференции, 11 - 12 апреля 2001 г., Мозырь: В 2 ч. / Отв. ред. О.И. Ревуцкий. Мозырь: МозГПИ им. Н.К. Крупской, 2001. 228 с. (Ч. 1); 246 с. (Ч. 2).

Сборник содержит материалы по актуальным проблемам теории текста и методики его изучения в вузе, общеобразовательной школе и средних специальных учебных заведениях.

Во второй части представлены доклады по проблемам теории и методики филологического анализа, перевода и контрастивного изучения литературных текстов, роли текста в формировании коммуникативной компетенции студентов и школьников, функционирования в тексте единиц разных языковых уровней.

Адресуется научным работникам, преподавателям, аспирантам, студентам филологических специальностей.

Порождение и интерпретация текста в учебной деятельности студента: Сб. науч. ст. / Сост. В.Ф. Русецкий. Мозырь: МозГПИ им. Н.К. Крупской, 2000. 71 с.

Сборник научных трудов посвящен проблемам обучения студентов-филологов различным аспектам анализа и порождения текстов, используемых в учебной деятельности, прежде всего научных и художественных. Представленные в сборнике статьи являются расширенными вариантами докладов, прочитанных авторами в рамках работы межкафедрального научного семинара по проблемам вузовского и школьного преподавания словесности, который работает в Мозырском государственном педагогическом институте с 1998 года.

Кураш С.Б. Метафора и её пределы: микроконтекст - текст - интертекст. Мозырь: МозГПИ им. Н.К. Крупской, 2001. 121 с.

В монографии на единых теоретических основаниях исследуется порождение и функционирование метафоры в контекстах разной протяжённости - от минимальной языковой конструкции (метафорического словосочетания) до интертекста, в поле которого способна выходить метафора в процессе своего развёртывания.

Книга адресуется специалистам в области лингвистической поэтики и лингвистики текста, преподавателям вузов, аспирантам, студентам. Может быть использована в качестве основы спецкурса.

Формирование профессиональной коммуникативной компетенции учителя: Сб. науч. тр. / Сост. В.Ф. Русецкий; Отв. ред. В.Ф. Русецкий. Мозырь: МозГПИ им. Н.К. Крупской, 2001. 119 с.

В сборнике научных трудов рассматриваются теоретические аспекты профессиональной коммуникативной компетенции учителя и лингвистические основания её формирования, прикладные методические проблемы (принципы подготовки учебных программ, учебных и методических пособий), описываются конкретные технологии формирования коммуникативных умений в процессе изучения различных дисциплин вузовской программы.

Для исследователей, преподавателей вузов, аспирантов, учителей-филологов разных специальностей.

СОДЕРЖАНИЕ

В.Ф. Русецкий. Коммуникативная компетенция учителя-филолога: содержание, структура, проблемы формирования.

С.Б. Кураш. Обучение студентов-филологов интерпретации художественных текстов на типологической основе (жанроцентрический аспект).

Т.Н. Липская. Текстоцентризм как ведущий принцип лингвистических разборов.

О.И. Ревуцкий. Аспекты структурно-смыслового анализа художественных текстов в педвузе.

Л.Н. Боженко. Реализация коммуникативного подхода в содержании пропедевтического курса “Практикум по русскому языку” в высших педагогических учебных заведениях.

М.М. Емельянова, Л.В. Исмайлова. Пути формирования коммуникативных умений студентов педагогического вуза.

А.А. Иванова. Изучение слов категории состояния в коммуникативном курсе русского языка в вузе.

М.Г. Лобан. Формирование коммуникативной компетенции учителя-словесника в процессе изучения русской литературы ХІХ века (на материале творчества Н.А. Некрасова).

Т.Н. Талецкая. Нестандартные синтаксические конструкции и их роль в коммуникативном обучении иноязычному говорению.

Н.Н. Федорова. Соотношение структурного и коммуникативного подходов при изучении грамматики иностранного языка.

Курс лекций по истории русского литературного языка и стилистике: Пособие для студентов заочного отделения филол. ф-та / Авт.-сост.: С.Б. Кураш, В.В. Кузьмич. Мозырь: МозГПИ им. Н.К. Крупской, 2002. 106 с.

Курс лекций по истории русского литературного языка и стилистике освещает основные темы дисциплин и призван помочь в самостоятельном овладении их проблематикой студентам заочного отделения. Пособие окажется полезным для преподавателей, учителей, а также всех, кто изучает проблемы функционирования русского литературного языка в диахронии и синхронии.

Ревуцкий О.И. Основы коммуникативно-смыслового анализа художественного текста. 2-е изд., испр. и доп. Мозырь: МозГПИ им. Н.К. Крупской, 2002. 71 с.

Описываются правила формулирования смысла текста. Излагаются приёмы уточнения смысловой доминанты с опорой на заглавия, ключевые слова и доминирующие лексические ряды и с учётом особенностей смысловой структуры текстов. Предназначается студентам и преподавателям языка и литературы.


ИЗДАНО В МИНСКЕ

Русецкий В.Ф. Культура речи учителя: Практикум. Учебное пособие. Минск: БГУ, 1999. 239 с.

В пособии содержится теоретический и практический материал для занятий по курсам “Основы культуры и техники речи”, “Основы педагогического мастерства”.

Рассматриваются общие закономерности речевого общения, вопросы подготовки речевых произведений и общения в разных стилях. Отдельные разделы посвящены нормам литературного языка и речевым ошибкам, технике и выразительности речи устной речи. Весь материал распределен по темам, каждая из которых содержит краткую теоретическую часть, призванную сориентировать студентов в основном круге анализируемых вопросов и дать рекомендации для дальнейшей самостоятельной работы, и практическую, в которую включены контрольные вопросы, списки учебных пособий, задания и упражнения, предназначенные для аудиторных и самостоятельных занятий.

Для студентов филологических факультетов педагогических вузов.

Русецкий В.Ф. Ключ к слову. Беседы о языке художественной литературы. Пособие для учителей. Минск.: Экоперспектива, 2000. 128 с.

На обширном фактическом материале рассматриваются проблемы языка художественной литературы, связанные со спецификой формирования и выражения словесных образов, работой писателя над словом, отношением к языковой норме, использованием языковых художественно-изобразительных средств.

Для учителей русского языка и литературы, студентов филологических факультетов. Может быть использована при организации факультативов, внеклассных занятий в старших классах средней школы.

Русецкий В. Ф. Коммуникативная компетенция учителя-филолога: теория и практика формирования. Минск:: БГУ, 2001. 185 с.

Монография посвящена проблеме формирования профессиональной коммуникативной компетенции учителя-филолога. В работе анализируются теоретические основания построения методической системы, характеризуются особенности речевой коммуникации в профессиональной деятельности учителя-филолога, описывается методика формирования профессиональной коммуникативной компетенции учителя-русиста в процессе изучения основных и специальных лингвистических курсов в педагогическом вузе. Для исследователей-методистов, преподавателей вузов, аспирантов.

E-mail: kurash-persmail@rambler.ru - Сергей Кураш.