Визитная карточка

Институт высших гуманитарных исследований РГГУ

Научно-исследовательская работа института

Институт высших гуманитарных исследований представляет собой коллектив ученых, объединенных общим стремлением хранить и развивать лучшие традиции отечественных гуманитарных наук. Нитями преемственности ИВГИ связан с так называемой Московско-Тартуской (или Тартуско-Московской) семиотической школой.

Научной атмосфере ИВГИ присущ плюрализм интересов и точек зрения. Сотрудники института не озабочены установлением единомыслия, но ценят именно многообразие идей, подходов и мнений, соревнование между которыми должно способствовать развитию науки.

Многопрофильность ИВГИ дает ему возможность сотрудничать с различными институтами и факультетами РГГУ (Институтом филологии и истории, Институтом лингвистики, Институтом восточных культур, факультетом истории искусства, философским факультетом) и центрами РГГУ (социальной антропологии, исторической антропологии им. Марка Блока, изучения религий), Институтом европейских культур при РГГУ.

В самом общем плане предметом научных исследований в ИВГИ является история мировой культуры — от архаики до «высоких» цивилизаций Европы и Азии, включая изучение современных процессов (от «низовых» городских традиций до изысков постмодернизма), а также методология культурологического (в широком смысле слова) анализа. С этой проблематикой — с общими вопросами философии и методологии гуманитарного знания — так или иначе связана работа большинства сотрудников института.

На научных заседаниях ИВГИ дискуссии частного характера нередко перерастают в обсуждение самых общих проблем, что отражает нынешнее переходное состояние нашей гуманитарной науки. В данной ситуации одна из основных задач ИВГИ — продумывание основ гуманитарного знания, поиск новых путей его развития и обогащения. Философскую (отчасти семиотическую) теорию культуры на материале античной и русской традиций, а также концепцию исторического (историко-культурного) познания разрабатывает Г.С. Кнабе. Вопросам европейской культуры Нового времени и методологии культуроведческих исследований посвящены труды С.Н. Зенкина. Концепции исторической антропологии и социальной психологии, опирающиеся на крупнейшие достижения мировой науки (прежде всего, на традиции «Школы анналов»), разрабатываются А.Я. Гуревичем на основе углубленного исследования европейской средневековой культуры, в первую очередь — культуры Скандинавии. В фокусе изучения — понятие коллективной ментальности, реконструкция культурных менталитетов и культурные модели мира, теория исторического знания. Эти темы рассматриваются А.Я. Гуревичем и М.Ю. Реутиным в статьях и докладах, в семинарах и культурологических курсах для студентов.

В основе направления, посвященного проблемам историко-культурной герменевтики, лежит методология изучения индивидуальных и уникальных явлений, разработанная Л.М. Баткиным и опирающаяся на некоторые предшествующие культурологические исследования и концепции (в частности, культурнофилософские принципы М.М. Бахтина). Сюда относятся такие вопросы, как гносеология общего культуроведения, характер и пределы личного самосознания в европейской культуре, методология герменевтического «выслушивания» исторически инокультурных текстов для выявления конкретно-исторического мыслительного устройства и исходной рефлексии самого изучаемого произведения.

На протяжении нескольких лет в ИВГИ разрабатывалось исследовательское направление «Языки культур и национальные модели мира» (руководитель — С.Д. Серебряный). Его задачей был поиск объективных и универсальных способов описания, самоописания и взаимного описания различных культурных традиций (включая космографию, категории поэтики, эстетики и пр.), их «языков» — и в расширенном, и в прямом значении этого слова, с использованием идей и методов, наработанных в лингвистике и в сравнительном культуроведении. По данной программе проводилась семинарская работа, издан ряд исследовательских трудов.

Наконец, семиотике современной культуры (прежде всего, в связи с проблематикой постмодернизма, а также культуры повседневности) посвящены труды Г.С. Кнабе и О.Б. Вайнштейн.

ИВГИ проводит конференции и семинары по проблемам современного мифологизма, молодежных субкультур, «третьей культуры» и тоталитарных моделей (в том числе самопроизвольного возникновения тоталитаризма в субкультурных сообществах, исследование природы подобных процессов).

Центральная фигура ИВГИ, объединяющая всю его деятельность, — это директор Института Е.М. Мелетинский. Среди сотрудников Института — несколько его непосредственных учеников. «Школа Мелетинского» — это определенное направление исследований в области исторической (или историко-генетической) поэтики. В своих работах Е.М. Мелетинский (развивая традицию, связанную с такими именами отечественной науки, как А.Н. Веселовский, В.М. Жирмунский и В.Я. Пропп), соединил подходы исторические (диахронные) с подходами структурно-типологическими (синхронными и панхронными). Это направление вместе с Е.М.Мелетинским разрабатывают в ИВГИ П.А. Гринцер, С.Ю. Неклюдов, Н.В. Брагинская, М.Л. Андреев, И.Г. Матюшина, О.Б. Вайнштейн. Вышло в свет уже несколько публикаций, связанных с этим общим проектом (работы М.Л. Андреева, О.Б. Вайнштейн, П.А. Гринцера, И.Г. Матюшиной), читается ряд курсов для студентов, защищаются докторские и кандидатские диссертации.

Особый подраздел данного проекта — изучение литературно-художественных архетипов и универсалий, воплощающихся в произведениях искусства; к этому кругу работ можно отнести ряд исследований Е.М. Мелетинского, В.Б. Мириманова, А.И. Иваницкого и Л.В. Карасева. Данной теме посвящен вышедший в издательстве РГГУ коллективный труд «Литературные архетипы и универсалии» (2001 г.).

С середины 90-х годов в ИВГИ постоянно работает семинар «Фольклор и постфольклор: Структура, типология, семиотика» (руководитель — С.Ю. Неклюдов), который составляет ядро сложившегося сообщества ученых-гуманитариев (преимущественно молодых) из разных городов России. Цель семинара — научное освоение новых областей народной культуры, ранее не охваченных исследовательской рефлексией, — современного фольклора («постфольклора») и различных форм «низовой» словесности (в том числе «наивной литературы»). На основе новых методологий и аналитических приемов (включая использование компьютерных технологий) участниками семинара исследуется морфология и жизнедеятельность текстов народной традиции (т. е. традиция как синтезирующий механизм культуры), производится систематизация и классификация произведений фольклора, идет работа над структурно-семантическим указателем сюжетов и мотивов, составление которого относится к числу центральных практических и теоретических задач изучения повествовательного фольклора. Специально проблемам семиотики устной культуры посвящены работы Е.С. Новик и ее учеников. В рамках семинара подготавливаются коллективные и монографические труды, разрабатываются и проводятся учебно-педагогические курсы, пишутся и защищаются диссертации.

Направление «Историческое искусствознание» — сфера исследований И.Е. Даниловой и В.Б. Мириманова. По своим задачам и методологии оно близко к направлению «Историческая поэтика», в то время как различие обусловлено прежде всего материалом: в первом случае речь идет о вербальных текстах и традициях, а во втором — исследователи имеют дело исключительно с произведениями изобразительного искусства, рассматриваемого в историческом развитии — с древнейших изображений палеолита и неолита до современного авангарда, включая традиции народного искусства, живопись европейского Возрождения и т. д.

Особое место среди научных программ ИВГИ занимает изучение истории отечественного антиковедения (руководитель — Н.В. Брагинская). На основе изучения уникального архива крупнейшего нашего филолога (и кузины Б. Пастернака) О.М.Фрейденберг, а также трудов замечательного философа Я.Э. Голосовкера исследуются проблемы истории гуманитарной науки советского периода, разрабатываются принципы исторического комментария к воспоминаниям Фрейденберг, анализируются вопросы архаического мышления, возникновения литературы и искусства в античном обществе и др. Идет активная семинарская работа, в которой принимают участие аспиранты и студенты РГГУ, готовятся курсовые и дипломные проекты.

Сотрудники ИВГИ

Наталья Сергеевна Автономова — доктор философских наук. История западной философии; философия гуманитарного знания; французская философия XX века.

Михаил Леонидович Андреев — доктор филологических наук. Литература Италии и других стран Западной Европы (Средние века и Возрождение); сравнительное литературоведение; историческая поэтика.

Леонид Михайлович Баткин — доктор исторических наук. История европейской культуры; Возрождение в Италии; теория (эпистемология) историко-культурных исследований; современная русская культура; текущая политика.

Нина Владимировна Брагинская — доктор исторических наук. Античная литература и культура; сравнительное изучение мифологий; история отечественного антиковедения.

Ольга Борисовна Вайнштейн — кандидат филологических наук. Литература Англии и других стран Западной Европы; европейский романтизм; современная философия гуманитарного знания (постструктурализм, феминизм и т. д.).

Михаил Леонович Гаспаров — доктор филологических наук, действительный член РАН. Классическая филология; латинская поэзия; русская и западноевропейская поэзия; стиховедение; поэтика; теория литературы; теория и практика перевода.

Павел Александрович Гринцер — доктор филологических наук. Индийская филология; санскритская литература; сравнительное литературоведение; историческая поэтика

Арон Яковлевич Гуревич — доктор исторических наук, профессор. История средневековой европейской культуры; история Скандинавии в Средние века; теория культуры; теория и методология исторического знания.

Ирина Евгеньевна Данилова — доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ. Искусство Италии в эпоху Возрождения; древнерусское искусство.

Сергей Николаевич Зенкин — доктор филологических наук. История французской литературы XIX-XX веков; современная теория культуры.

Александр Ильич Иваницкий — доктор филологических наук. Литература России и Германии; сравнительное литературоведение

Леонид Владимирович Карасев — кандидат философских наук. Философия культуры; философия мифа; онтологическая поэтика.

Георгий Степанович Кнабе — доктор исторических наук, профессор. Культура Древнего Рима; восприятие античной культуры в России; семиотика культуры (преимущественно современной).

Инна Геральдовна Матюшина — доктор филологических наук. Германистика; поэтика средневековых литератур Западной Европы.

Елеазар Моисеевич Мелетинский — доктор филологических наук. Сравнительное литературоведение; фольклористика; сравнительное изучение мифологий; историческая поэтика.

Виль Борисович Мириманов — доктор искусствоведения. История и теория изобразительного искусства; искусство Черной Африки.

Сергей Юрьевич Неклюдов — доктор филологических наук. Фольклористика; историческая поэтика; традиционная словесность народов Центральной Азии; современная городская культура.

Елена Сергеевна Новик — доктор филологических наук. Фольклористика; духовный мир и обряды народов Сибири; шаманизм.

Леонид Павлович Петрик — кандидат филологических наук. Скандинавистика; история шведской литературы.

Михаил Юрьевич Реутин — кандидат филологических наук. Литература и культура Германии (Средние века и Возрождение); теория культуры.

Сергей Дмитриевич Серебряный — кандидат филологических наук. Литературы и культуры Индии (Южной Азии); сравнительное изучение культур.

Марина Юрьевна Сорокина — кандидат исторических наук.История отечественной науки; история отечественного антиковедения.

Владимир Николаевич Топоров — доктор филологических наук, действительный член РАН. Общее и индоевропейское (сравнительное) языкознание; славянские, балтийские, иранские и индоарийские языки; сравнительное литературоведение; сравнительное изучение религий и мифологий; русская литература; семиотика.

В институте работали также член-корреспондент РАН Сергей Сергеевич Аверинцев, кандидат филологических наук Андрей Анатольевич Архипов, кандидат философских наук Владимир Соломонович Библер (1918-2000), доктор филологических наук, профессор, почетный доктор, HONORIS CAUSA, РГГУ Борис Андреевич Успенский.

ИВГИ и преподавание в РГГУ

Сотрудники ИВГИ преподают на разных факультетах (истории искусства, историко-филологическом, философском и др.), а также в Центре исторической антропологии им. Марка Блока и в Институте европейских культур (ИЕК). Читаются как обязательные университетские курсы, так и курсы авторские (для студентов и для аспирантов), связанные с научно-исследовательской работой института.

Разрабатываемые в ИВГИ научные проблемы лежат в основе спецкурсов и лекций для студентов. По приоритетным для института направлениям его сотрудниками постоянно ведется преподавание (см. аннотации курсов, читаемых на различных факультетах РГГУ); практически по всем этим предметам изданы, публикуются и подготавливаются к печати учебные пособия, лекционные курсы и спецкурсы. Так, отдельной книгой издана первая часть четырехсеместрового курса истории мировой культуры (История мировой культуры. Курс лекций. Наследие Запада. Античность - Средневековье - Возрождение. М.: РГГУ, 1998); планируются и последующие тома (координатор курса и ответственный редактор издания - С.Д. Серебряный). В рамках направления «Мифология и религия в традиционных культурах» издается учебное пособие для студентов гуманитарных вузов «Мифы и религии мира» (составитель и редактор — С.Ю. Неклюдов). В русле концепций исторической антропологии М.Ю. Реутиным для студентов — филологов и историков - издан отдельной книгой спецкурс «Народная культура Германии» (в серии «Библиотека студента»). В той же серии вышел отдельным изданием спецкурс И.Е. Даниловой (Судьба картины в европейской живописи), посвященный истории картины в европейской живописи (в рамках научного направления «Историческое искусствознание»); предполагаются последующие публикации других частей этого обширного курса). Отдельной книгой издан курс лекций Е.М. Мелетинского «От мифа к литературе. Теория мифа и историческая поэтика».

Некоторые курсы и спецкурсы читаются постоянно, регулярно из года в год; некоторые, прочитанные один или несколько раз (иногда — в порядке эксперимента), затем временно прекращаются — в ожидании новой востребованности (и тогда они могут быть возобновлены и, если нужно, видоизменены); есть и такие учебные программы, которые сотрудники ИВГИ разрабатывают как бы впрок, на будущее.

ПОСТОЯННЫЕ КУРСЫ И СПЕЦКУРСЫ

ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ (4 семестра, ИФФ)

В основе этого курса лежит широкое («культур-антропологическое») представление о культуре как о жизнедеятельности того или иного человеческого сообщества в целом.

Первый, вводный, семестр (ВВЕДЕНИЕ В НЕЗАПАДНЫЕ КУЛЬТУРЫ, руководитель С.Д. Серебряный) призван дать студентам общее представление о многообразии культурного наследия человечества: от культур «молчащих», «доисторических», изучаемых археологией, и культур «устных», бесписьменных, изучаемых этнографией, до высокоразвитых цивилизаций Востока (Индии, Ирана, Китая, Японии и др.). Заключительные лекции семестра посвящены культурным ареалам «мировых религий»: буддизма, христианства и ислама.

Основной курс — ВВЕДЕНИЕ В КУЛЬТУРУ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ (3 семестра): Введение в историю культуры, Античность (Г.С. Кнабе и И.А. Протопопова), Средневековье (А.Я. Гуревич, М.Ю. Реутин), Возрождение (М.Л. Андреев), Барокко и классицизм (М.С. Неклюдова), Романтизм (О.Б. Вайнштейн), Постромантические модели культуры (Г.С. Кнабе).

КУЛЬТУРОЛОГИЯ (второй курс ИФФ, 1 семестр; автор — Г.С. Кнабе)

Проблематика курса включает вопрос об отношении высокой культуры и контркультуры в ее исходной форме - карнавально-низовой и плебейски-протестантской. Их соотношение прослеживается вплоть до середины ХХ века, когда оно «снимается» в характерной для эпохи 1960-х годов и последующих десятилетий культуре повседневности. Рассматриваются проблемы культуры повседневности и методы ее изучения: семиотика культуры; социальная мифология; идентификация; интернет как проблема культуры; цивилизация и культура постмодерна.

ОТ МИФА К ЛИТЕРАТУРЕ. ТЕОРИЯ МИФА И ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЭТИКА ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫХ ЖАНРОВ (третий курс ИФФ, 2 семестра; автор — Е.М. Мелетинский)

Курс посвящен теориям мифа и сравнительному изучению основных мифологических систем (египетской, шумероаккадской, греческой, скандинавской, индийской, китайской, японской). Рассматриваются проблемы генезиса мифа, место мифа в культурных традициях, дается обзор изучения мифологии в мировой науке. После характеристики мифологической стадии словесного искусства следует анализ происхождения сказки (волшебной, новеллистической и анекдотической), рассматриваются ранние, классические и постклассические формы героического эпоса (с оглядкой на мифологическое «прошлое»). Далее рассматривается происхождение романа (античного, средневекового, Нового времени), а также роль новеллы в процессе формирования повествовательного искусства.

ОБЩАЯ ФОЛЬКЛОРИСТИКА (третий курс ИФФ, 1 семестр; автор — С.Ю. Неклюдов)

Цель курса — ознакомить студентов с предметом фольклористических исследований и его основными характеристиками, методологическими поисками и концептуальными построениями, с понятийным и терминологическим аппаратом. Рассматриваются сравнительно-исторический, структурно-типологический и семиотический аспекты изучения фольклора; демонстрируются аналитические приемы, обусловленные специфическими качествами устной словесности; даются перспективы применения тех же приемов к более поздним литературным и культурным традициям.

ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (третий курс ИФФ, 1 семестр; автор — О.Б. Вайнштейн)

Курс строится как обзор основных тенденций зарубежной литературы в первой половине XIX века в Европе и Америке. Подробно рассматривается концепция романтизма в литературе и эстетике, анализируется творчество таких авторов, как Байрон, Гофман, Новалис, Кольридж, Шатобриан, В. Гюго, и др. Программа курса включает анализ современных критических концепций романтизма в западном и отечественном литературоведении. Курс предусматривает активное использование интернет-сайтов по романтизму.

ИСТОРИЯ ИТАЛЬЯНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ СРЕДНИХ ВЕКОВ, ВОЗРОЖДЕНИЯ И БАРОККО (ИФФ, ф-т истории искусства, 5 семестров; автор — М.Л. Андреев)

Курс предполагает междисциплинарный подход с использованием методов исторической антропологии. Он включает материал по истории культуры и изобразительного искусства, акцентирует роль итальянской литературы в становлении европейской литературы как художественного целого.

НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА ГЕРМАНИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ И ВОЗРОЖДЕНИЯ (первый или второй курс ИФФ, 1 семестр; автор — М.Ю. Реутин)

Предмет спецкурса — народно-комическая культура немецкого города в эпоху позднего средневековья и Возрождения. Развитие народной культуры рассматривается в ее взаимодействии с католическим ритуалом, зарождающейся церковной драматургией, бюргерскими «плясками смерти», а также с так называемой «литературой о дураках» (С. Брант, Мурнер, Эразм Роттердамский и др.). В задачу курса входит выработка навыков целостного подхода к культуре и «культурологического» прочтения средневековых текстов. Преподается методика реконструкции форм дописьменного бытования фольклорных произведений.

СУДЬБА КАРТИНЫ В ЕВРОПЕЙСКОЙ ЖИВОПИСИ XV-XX ВВ. (1 семестр, ф-т истории искусства; автор — И.Е. Данилова)

На материале западноевропейского, американского и русского искусств рассматривается эволюция картины как особого художественного феномена в искусстве XV-XX веков. Основные проблемы цикла: 1) От иконы как «мировой формулы бытия» (П. Флоренский) к картине как «виду в окне» (Альберти, XV век). 2) От статического образа мира в картине XV века — к динамическому образу в картинах XVI-XVII веков. Картина как метафора пространственной и временной безмерности. 3) Картина как образ быстротечности земного времени, времени отдельных человеческих жизней. XVIII век. 4) Образ времени как исторической обусловленности судеб и событий в картинах XIX века. 5) Распад картины как целостной формулы бытия в ХХ веке. Картина как зримое воплощение разновременной и разнопространственной реальности.

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО АНТИКОВЕДЕНИЯ: НА МАТЕРИАЛЕ АРХИВА О.М.ФРЕЙДЕНБЕРГ (руководители — Н.В. Брагинская и М.Ю. Сорокина; спецсеминар межфакультетский, постоянно действующий)

Семинар обладает рядом черт, отличающих его от принятой практики учебных занятий. Одна из особенностей семинара — включение его в общий блок с чтением спецкурса по истории отечественной науки о культуре и практической работой, которая состоит в разборе архива, составлении научного описания и подготовке совместно с руководителями, а в каких-то случаях и самостоятельно, публикаций, имеющих реальный выход в печать. В рамках того же семинара для студентов и аспирантов проводится переводческий практикум (с латинского и греческого языков).

ВВЕДЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ (теория литературы) (1 семестр, ИЕК; автор — С.Н. Зенкин).

Курс включает обзор истории и основных понятий науки о литературе: от Поэтики Аристотеля до поэтик «постсовременности».

СЕМИОТИКА ОДЕЖДЫ И ТЕЛА (1 семестр, ИЕК; автор - О.Б. Вайнштейн).

Спецкурс призван заложить основы теоретического понимания моды как знаковой системы. Вводятся базовые семиотические категории, различные стили и национальные традиции в моде интерпретируются в широком «культурологическом» контексте.

КУРСЫ И СПЕЦКУРСЫ (1992 — 2000)

АНАЛИЗ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА (1 семестр, ИФФ; автор — М.Л. Гаспаров)

Исходные понятия спецкурса: 1) Эстетическими раздражителями являются необычные явления на всех уровнях и подуровнях строения стихотворения. 2) Эти уровни: (а) фонический — стих и звукопись; (б) стилистический - лексика и синтаксис, (в) идейно-образный — образы и мотивы, идеи и эмоции. 3) На каждом уровне сгущения и разрежения необычностей образуют композицию фоническую, стилистическую и т. д.; их совмещение создает неповторимую композицию в целом. 4) Изучение этих явлений от общего понимания к частностям есть анализ, от частностей к общему пониманию - интерпретация. 5) Оценка текста определяется его соотношением с культурным опытом каждого читателя и характеризует не произведение, а читателя (читателей). Материал: стихотворения Пушкина, Лермонтова, Фета (особенно), Баратынского, А.К. Толстого, Брюсова, Блока, Мандельштама, Хлебникова, Вс. Некрасова.

ЛИТЕРАТУРА ИТАЛИИ. СРЕДНИЕ ВЕКА И ВОЗРОЖДЕНИЕ (4 семестра, ИФФ; автор — М.Л. Андреев)

Предмет спецкурса: история литературы Италии с VI по XIV в. Методика: от текстологии (чтение и комментирование текстов) - к «культурологии» (т. е. к истории культуры). Курс состоит из четырех разделов: 1) Средневековая латинская литература в Италии (1 семестр). 2) Возникновение итальянской литературы (1 семестр). 3) Творчество Данте (1 семестр). 4) Начало Возрождения. Петрарка и Боккаччо (1 семестр).

АНГЛОСАКСОНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА (2 семестра, ИФФ; автор — И.Г. Матюшина)

Спецкурс знакомит студентов с древнеанглийской литературной традицией, одной из богатейших в средневековой Европе. Дается общий обзор истории англосаксонской литературы и прослеживается взаимодействие двух ее основных компонентов: общеевропейского христианского наследия, с одной стороны, и древнегерманского языческого наследия, с другой.

ДРЕВНЕСКАНДИНАВСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. ПОЭЗИЯ СКАЛЬДОВ (2 семестра, ИФФ; автор — И.Г. Матюшина).

Спецкурс посвящен поэзии скальдов, первой в средневековой Европе авторской поэзии, развивавшейся в рамках весьма жесткого канона. Задача курса — познакомить студентов со своеобразной поэтикой скальдических текстов, а также с проблемами их изучения и интерпретации.

ПОЭТИКА АНГЛИЙСКОГО РОМАНТИЗМА (третий курс ИФФ, 1 семестр; автор - О.Б. Вайнштейн)

Спецкурс предполагает детальное изучение поэзии У. Блейка, Т. Кольриджа, У. Вордсворта, П.-Б. Шелли, Д. Китса, а также биографических и мемуарных материалов. Главное внимание уделяется творчеству поэтов «Озерной школы». Анализ ведется интердисциплинарными методами, с учетом новейших западных интерпретаций. Английская литература рассматривается в контексте европейского романтизма.

МЕТОДОЛОГИЯ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК (1 семестр; Центр Марка Блока, ИЕК; автор — О.Б. Вайнштейн)

Спецкурс знакомит студентов с современными концепциями гуманитарного знания и основными направлениями в философии постструктурализма. Рассматриваются ведущие научные школы: структурализм, психоанализ, гендерные исследования, генетическая критика, деконструктивизм. Особое внимание уделяется дискуссионным аспектам в современной методологии гуманитарного знания: спорам вокруг феминистических исследований, проблематике «политической корректности» в американской университетской среде; попыткам определить постмодернизм как эстетику ХХ века. Подробно анализируются основные категории новой теоретической парадигмы: «гендер», «идентичность», «различие», «дискурс».

МОРФОЛОГИЯ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАРРАТИВА: ТЕКСТ В ТРАДИЦИИ И ТРАДИЦИЯ В ТЕКСТЕ (2 семестра, ИФФ; автор — С.Ю. Неклюдов)

Спецкурс представляет собой специализированное развитие курса Общая фольклористика.

ФОЛЬКЛОРНО-МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕМЫ И ИХ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ВАРИАЦИИ (2 семестра, ИФФ; автор — С.Ю. Неклюдов)

Продолжение и развитие темы предыдущего спецкурса.

ФИЛОСОФСКИЕ ТЕКСТЫ НА САНСКРИТЕ (2 семестра, философский факультет; автор — С.Д. Серебряный)

Спецкурс предполагает чтение и комментарий философско-поэтических текстов на санскрите (Бхагавадгита, поэзия Бхартрихари и др.) со студентами философского факультета, до этого в течение двух семестров изучавшими санскрит.

Сотрудниками ИВГИ в разные годы были прочитаны также следующие авторские спецкурсы:

ВВЕДЕНИЕ В КУЛЬТУРУ ВЕЛИКОБРИТАНИИ (О.Б. Вайнштейн, ИФФ); ВВЕДЕНИЕ В ГРЕЧЕСКУЮ ЦИВИЛИЗАЦИЮ (М.Л. Гаспаров, ИФФ); ДРЕВНЕГЕРМАНСКИЙ И ДРЕВНЕАНГЛИЙСКИЙ ЭПОС (И.Г. Матюшина, ИФФ); ЖЕНЩИНА И КУЛЬТУРА (О.Б. Вайнштейн, Высшие женские курсы); ПСИХОАНАЛИЗ В КУЛЬТУРОЛОГИИ (О.Б. Вайнштейн, Высшие женские курсы); ФИЛОСОФИЯ СМЕХА (Л.В. Карасев, ф-т музеологии); ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ИНДУИЗМА (С.Д. Серебряный, ф-т музеологии); ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ КУЛЬТУР ВОСТОКА (С.Д. Серебряный, ИФФ); ИНТЕРПРЕТАЦИЯ СВЯЩЕННЫХ ТЕКСТОВ (С.Д. Серебряный, ф-т музеологии); АВТОРСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ В ЭПИСТОЛЯРИИ ПЕТРАРКИ И РОЖДЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ НОВОГО ВРЕМЕНИ (Л.М. Баткин, ИФФ).

Кроме того, сотрудниками ИВГИ разработаны следующие курсы и спецкурсы:

ОНТОЛОГИЯ И ПОЭТИКА (1 семестр, философский факультет; автор — Л.В. Карасев).

Спецкурс предполагает изложение оригинальной авторской концепции поэтики («онтологическая поэтика»).

ТВОРЧЕСТВО А.С. ПУШКИНА И ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ РУССКОЙ ДВОРЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА (2 семестра, ИФФ; автор спецкурса — А.И. Иваницкий).

ИСКУССТВО АФРИКИ (1 семестр; автор — В.Б. Мириманов; курс для аспирантов).

История архаичного и традиционного искусства Африки. История его открытия и изучения европейцами. Влияние африканского искусства на европейский авангард.

Аспирантура и докторантура в ИВГИ

Ежегодно (начиная с 1993 г.) ИВГИ проводит набор в аспирантуру и докторантуру. Единовременно в аспирантуре и докторантуре Института обычно обучается не менее 15 человек; всего, включая соискателей, этот отряд молодых исследователей составляет 25 человек. Среди них почти всегда есть молодежь из русской провинции, а также зарубежные аспиранты. За 10 лет аспирантуру и докторантуру ИВГИ окончило 15 человек, состоялось 12 защит (из них 11 в РГГУ).

Научными руководителями аспирантов и соискателей выступают специалисты ИВГИ, возглавляющие одну из научных программ (или курирующие какой-либо из ее разделов) и опубликовавшие по данной проблематике десятки научных трудов. Диссертационные темы отвечают актуальным потребностям развития этих направлений гуманитарного знания. Выбор тем диктуется и наличием в рассматриваемой области малоизученных, совсем не изученных или нерешенных проблем, которые ложатся в основу будущих исследований.

***

Помимо индивидуальной работы с научным руководителем, участия в научной жизни института и общеуниверситетских занятий по иностранному языку, в программу аспирантов входит работа в постоянно действующих специальных семинарах.

ИВГИ ведет межфакультетские аспирантские семинары «Философско-методологические основы гуманитарного знания» (руководитель — С.Д. Серебряный), «Тексты культуры: анализ и интерпретация» (руководитель — С.Н. Зенкин), «Философия и филология: История и современность» (руководители - М.Л. Гаспаров и Н.С. Автономова), которые входят составной частью в систему подготовки кандидатского минимума (философия, культурология и филология); кроме аспирантов и соискателей ИВГИ, в их работе участвуют аспиранты Института филологии и истории, Института лингвистики, факультета истории искусства, Института восточных культур и других подразделений РГГУ.

Задача первого семинара — приблизить программу философской подготовки аспирантов к их непосредственным исследовательским интересам, сосредоточить их внимание на основных гуманитарных парадигмах ХХ столетия, удовлетворить интерес к состоянию современной мировой теоретической мысли и ее непосредственным истокам. Поэтому семинарские занятия направлены на изучение концепций, выработанных в различных предметных областях гуманитарного знания, но обладающих более или менее универсальным методологическим значением. Одним из промежуточных итогов его работы является вышедший в издательстве РГГУ сборник «Философско-методологические основы гуманитарного знания» (отв. ред. А.Л. Зорин, С.Ю. Неклюдов; сост. и подгот. к печати - аспиранты Е.А. Белоусова, И.С. Веселова, Е.А. Полякова).

Задача второго семинара — помочь молодым ученым овладеть современными методами исследования текстов. На занятиях каждый аспирант должен представить свой материал, проблематику и способы его исследования по определенной схеме. Главной целью этого является методологическая рефлексия, доведенная до такой степени отчетливости, чтобы она была понятна специалистам, занимающимся совсем другими группами текстов культуры. Это не только необходимо самому докладчику, но и крайне полезно для его слушателей.

Органической частью семинара является практикум «Как писать диссертацию?». На его занятиях аспирант проходит все этапы подготовки диссертационной работы, включая выработку навыка составления всех сопутствующих документов — от дополнительной программы по специальности до автореферата.

В рамках третьего семинара рассматривается соотношение филологии и философии на всем протяжении европейской культурной традиции - от Древней Греции до «постсовременности».

Время от времени ИВГИ проводит также семинар «Гуманитарное знание: итоги и перспективы», в ходе работы которого в лекциях видных отечественных и зарубежных специалистов обсуждаются центральные проблемы гуманитарной науки, а слушателями пишутся рефераты на избранные темы. Все эти семинарские занятия являются составной частью подготовки аспирантов к экзаменам по специальности.

***

Аспиранты Института активно включаются в его исследовательскую работу. Они участвуют во всех научных программах, в семинарских занятиях ИВГИ и в коллективных трудах, к которым относятся их диссертационные темы. Они с успехом выступают на научных конференциях — внутриуниверситетских и международных. Весьма продуктивными являются их зарубежные стажировки.

Институт всячески способствует своевременному изданию статей аспирантов, написанных во время обучения в ИВГИ (см., например: Невербальное поле культуры. Тело. Вещь. Ритуал. М., 1996; Вестник РГГУ. № 2: ИВГИ за письменным столом. М., 1998; журнал «Arbor Mundi. Мировое древо». Вып. 6. М., 1998; журнал «Живая старина». 1995, № 3; 1996, № 2, 3; 1997, № 1, 3; 1998, № 2; 1999, № 1, 2, 4, и др.).

В серии ИВГИ «Чтения по истории и теории культуры» вышли работы аспирантов — О.Б.Христофоровой «Логика толкований. Фольклор и моделирование поведения в архаических культурах», Т.И.Смоляровой «Париж 1928. Ода возвращается в театр» и докторанта С.Н.Зенкина «Французский романтизм. Идея культуры»; составители двух книг в серии «Традиция-текст-фольклор» — тоже выпускники аспирантуры ИВГИ: О.Б. Христофорова «Сны и видения в народной культуре» и Е.А. Белоусова «Родины, дети, повитухи в традициях народной культуры». В издательстве РГГУ вышла книга докторанта ИВГИ И.А. Протопоповой «Ксенофонт Эфесский и поэтика иносказания».

Аспиранты и докторанты не только занимаются научно-исследовательской работой, но и участвуют в преподавании (читают спецкурсы, ведут семинары и т. д.). По окончании аспирантуры молодые ученые продолжают свои научные разыскания, а также обеспечивают учебно-педагогический процесс на различных факультетах РГГУ культурологическими лекционными курсами по всему диапазону указанной выше тематики; нужда в подобных курсах достаточно велика и вряд ли станет меньшей. Некоторые выпускники аспирантуры ИВГИ уже успешно работают на кафедрах РГГУ. Руководство Института надеется и впредь рекомендовать молодых ученых, прошедших подготовку в ИВГИ, для их использования в различных структурах университета.

Надо добавить, что бывшие аспиранты Института не порывают с ним отношений, участвуют в его научных программах, возвращаются в него уже в качестве докторантов.

Книги сотрудников ИВГИ (1992-2001)

I. СЕРИЙНЫЕ ИЗДАНИЯ

Серия «Чтения по истории и теории культуры» / РГГУ. ИВГИ (Издается с 1993 года)

1. Вып. 1: Баткин Л.М. «Не мечтайте о себе». О культурно-историческом смысле «Я» в «Исповеди» бл. Августина / РГГУ. ИВГИ. М., 1993. 77 с.

2. Вып. 2: Библер В.С. Цивилизация и культура: Философские размышления в канун XXI века / РГГУ. ИВГИ. М., 1993. 48 с.

3. Вып. 3: Кнабе Г.С. Воображение знака: Медный всадник Фальконе и Пушкина/ РГГУ. ИВГИ. М., 1993. 17 с.

4. Вып. 4: Мелетинский Е.М. О литературных архетипах / РГГУ. ИВГИ. М., 1994. 136 с.

5. Вып. 5: Реутин М.Ю. Игры об Антихристе в Южной Германии. Средневековая пародия / РГГУ. ИВГИ. М., 1994. 40 с.

6. Вып. 6: Вайнштейн О.Б. Язык романтической мысли: О философском стиле Новалиса и Фридриха Шлегеля / РГГУ. ИВГИ. М., 1994. 80 с.

7. Вып. 7: Данилова И.Е. «Цветок Тосканы, зеркало Италии»: Флоренция XV века. Голоса современников / РГГУ. ИВГИ. М., 1994. 32 с.

8. Вып. 8: Матюшина И.Г. Магия слова: Хулительные стихи и любовная поэзия скальдов / РГГУ. ИВГИ. М., 1994. 128 с.

9. Вып. 9: Карасев Л.В. Онтологический взгляд на русскую литературу / РГГУ. ИВГИ. М., 1995. 104 с.

10. Вып. 10: Гаспаров М.Л. Академический авангардизм: Природа и культура у позднего Брюсова / РГГУ, ИВГИ. М., 1995. 40 с.

11. Вып. 11: Андреев М.Л. Метасюжет в театре Островского / РГГУ. ИВГИ. М., 1995. 27 с.

12. Вып. 12: Баткин Л.М. Петрарка на острие собственного пера: Авторское самосознание в письмах поэта / РГГУ. ИВГИ. М., 1995. 183 с.

13. Вып. 13: Мириманов В.Б. Русский авангард и эстетическая революция ХХ века: Другая парадигма вечности / РГГУ. ИВГИ. М., 1995. 64 с.

14. Вып. 14: Гринцер П.А. Становление литературной теории / РГГУ. ИВГИ. М., 1996. 56 с.

15. Вып. 15: Кнабе Г.С. Гротескный эпилог классической драмы. Античность в Ленинграде 20-х годов / РГГУ. ИВГИ. М., 1996. 40 с.

16. Вып. 16: Мелетинский Е.М. Достоевский в свете исторической поэтики. Как сделаны «Братья Карамазовы» / РГГУ. ИВГИ. М., 1996.

17. Вып. 17: Гаспаров М.Л. О.Мандельштам: Гражданская лирика 1937 года / РГГУ. ИВГИ. М., 1996. 128 с.

18. Вып. 18: Данилова И.Е. Альберти и Флоренция / РГГУ. ИВГИ. М., 1997. 56 с.

19. Вып. 19: Андреев М.Л. Комедии Гольдони. Опыт формальной классификации / РГГУ. ИВГИ. М., 1997. 40 с.

20. Вып. 20: Топоров В.Н. Странный Тургенев (Четыре главы) / РГГУ. ИВГИ. М., 1998. 192 с.

21. Вып. 21: Данилова И.Е. Проблема жанров в европейской живописи. Человек и вещь. Портрет и натюрморт / РГГУ. ИВГИ. М., 1998. 104 с.

22. Вып. 22: Гринцер П.А. Тайный язык «Ригведы» / РГГУ. ИВГИ. М., 1998. 72 с.

23. Вып. 23: Мириманов В.Б. Изображение и стиль / РГГУ. ИВГИ. М., 1998. 70 с.

24. Вып. 24: Серебряный С.Д. «Лотосовая сутра». Предисловие к первому русскому переводу / РГГУ. ИВГИ. М., 1998. 116 с.

25. Вып. 25: Христофорова О.Б. Логика толкований. Фольклор и моделирование поведения в архаических культурах / РГГУ. ИВГИ. М., 1998. 80 с.

26. Вып. 26: Данилова И.Е. Мир внутри и вне стен: Интерьер и пейзаж в европейской живописи XV-XX веков / РГГУ. ИВГИ. М., 1999. 68 с.

27. Вып. 27: Смолярова Т.И. Париж 1928. Ода возвращается в театр / РГГУ. ИВГИ. М., 1999. 132 с.

28. Вып. 28: Мириманов В.Б. Истоки стиля / РГГУ. ИВГИ. М., 1999. 60 с.

29. Вып. 29: Гринберг М.С., Успенский Б.А. Литературная война Тредиаковского и Сумарокова в 1740-х — начале 1750-х годов / РГГУ. ИВГИ. М., 2001. 144 с.

30. Вып. 30: Зенкин С.Н. Французский романтизм и идея культуры (аспекты проблемы) / РГГУ. ИВГИ. М., 2001. 144 с.

31. Вып. 31: Кнабе Г.С. Перевернутая страница / РГГУ. ИВГИ. М., 2002. 60 с.

Серия «Традиция-текст-фольклор. Типология и семиотика / РГГУ. ИВГИ (Издается с 2001 года)

32. [Кн. 1]: Родины, дети, повитухи в традициях народной культуры / Сост. Е.А.Белоусова; Отв. ред. С.Ю.Неклюдов. М.: РГГУ, 2001. 320 с.

33. [Кн. 2]: Мелетинский Е.М., Неклюдов С.Ю., Новик Е.С., Сегал Д.М. Структура волшебной сказки. М.: РГГУ, 2001. 234 с.

34. [Кн. 3]: Сны и видения в народной культуре / Сост. О.Б.Христофорова. М.: РГГУ, 2002. 382 с.

Серия РГГУ «Библиотека студента» / РГГУ (Издается с 1995 года)

35. Гринцер П.А. Эпохи взаимодействия литератур Востока и Запада. М.: РГГУ, 1997. 51 с.

36. Данилова И.Е. Судьба картины в европейской живописи. М.: РГГУ, 1996. 72 с.

37. Реутин М.Ю. Народная культура Германии. Позднее Средневековье и Возрождение. М.: РГГУ, 1996. 218 с.

II. СБОРНИКИ СТАТЕЙ. КОЛЛЕКТИВНЫЕ МОНОГРАФИИ

38. От мифа к литературе. Сборник в честь семидесятипятилетия Елеазара Моисеевича Мелетинского / Сост. С.Ю.Неклюдов, Е.С.Новик. М.: РГГУ, 1993. 352 с.

39. Лотмановский сборник. Т. 1 / Сост. Е.В.Пермяков. М.: «ИЦ-Гарант», 1995. 734 с. (гриф: Тартуский ун-т; РГГУ. ИВГИ)

40. Лотмановский сборник. Т. 2 / Сост. Е.В.Пермяков. М.: О.Г.И. ; РГГУ, 1997. 864 с.1(гриф: Тартуский ун-т; РГГУ. ИВГИ)

41. Московско-тартуская семиотическая школа. История, воспоминания, размышления / Сост. и отв. ред. С.Ю.Неклюдов. М.: Языки русской культуры. 1998 (гриф: РГГУ. ИВГИ).

42. Вестник РГГУ. Вып. 2: ИВГИ за письменным столом / Отв. ред. С.Ю.Неклюдов. Сб. статей. М.: РГГУ, 1998.

43. История мировой культуры. Наследие Запада. Античность. Средневековье. Возрождение: Курс лекций / Отв. ред. С.Д.Серебряный. М.: РГГУ, 1998. 429 с.

44. Роман Якобсон. Тексты, документы, исследования. М.: РГГУ, 1999. XXIV + 920 с.

45. Литературные архетипы и универсалии / Под ред. Е.М.Мелетинского. М.: РГГУ, 2001. 433 с.

46. Философско-методологические основы гуманитарного знания. Сборник аспирантских работ / Под ред. А.Л.Зорина, С.Ю.Неклюдова. М.: РГГУ, 2001. 304 с.

III. ПУБЛИКАЦИИ СОТРУДНИКОВ ИВГИ (1992-2001)

(Включены только отдельно вышедшие издания - монографии, переводы, сборники статей и др.)

Н.С. АВТОНОМОВА

47. Фуко М. Слова и вещи (Gallimard, 1966) / Пер. Н.С.Автономовой. М.: Прогресс, 1994.

48. Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу (PUF, 1967) / Пер. Н.С.Автономовой. М.: Высшая школа, 1996.

49. Деррида Ж. О грамматологии (Minuit, 1967) / Пер. Н.С.Автономовой. М.: Ад Маргинем, 2000. 512 с.

50. Серио П. Структура и целостность (PUF, 1999) / Пер. Н.С.Автономовой. М.: Языки русской культуры. 2001.

М.Л. АНДРЕЕВ

51. Рыцарский роман в эпоху Возрождения. М.: Наследие, 1993. 254 с.

52. Метасюжет в театре Островского... см. № 11.

53. Комедии Гольдони. Опыт формальной классификации... см. № 19.

54. Ариосто Л. Неистовый Роланд / Подгот. текста; Примеч. М.Л.Андреева; Пер. М.Л.Гаспарова. М.: Наука, 1993. Т. 1 — 574 с.; Т. 2 — 544 с.

55. Гинзбург К. Сыр и черви: Картина мира одного мельника, жившего в XVI веке / Пер. с итал. М.Л.Андреева, М.Н.Архангельской. М.: РОССПЭН, 2000. 272 с.

56. [Ред.]: История литературы Италии. Т. I. Средние века. М.: Наследие, 2000.

Л.М. БАТКИН

57. L'idea di individualita nel Rinascimento italiano. Bari: Editori Laterza, 1992. 330 p.

58. «Не мечтайте о себе». О культурно-историческом смысле «Я» в «Исповеди» бл. Августина... см. № 1.

59. Пристрастия. Избранные статьи и эссе о культуре. М.: ТОО «Курсив-А», 1994. 288 с.

60. Шанс еще есть. Политические впечатления и раздумья трех лет после Августа. Москва; Харьков: Эпицентр-Фолио, 1995. 110 с.

61. Петрарка на острие собственного пера. Авторское самосознание в письмах поэта... см. № 12.

62. Итальянское Возрождение. Проблемы и люди. М.: РГГУ, 1995. 446 с.

63. Political Mirages: Russia at the Crossrouds. New York: Nova Science Publishers Inc., 1996. 200 p.

64. Тридцать третья буква. Заметки читателя на полях стихов Иосифа Бродского. М.: РГГУ, 1997. 331 с.

65. Европейский человек наедине с собой: Очерки о культурно-исторических основаниях и пределах личного самосознания. М.: РГГУ, 2000. 1005 с.

В.С. БИБЛЕР

66. Цивилизация и культура: Философские размышления в канун XXI века... см. № 2.

67. Античная культура: Воображаемые уроки в 3-4-м классах Школы диалога культур / В.С.Библер, А.В.Ахутин, С.Ю.Курганов. М.: Интерпракс, 1995. 448 с. (Программа «Обновление гуманитарного образования в России»).

68. На гранях логики культуры. Книга избранных очерков. М.: Русское феноменологическое общество, 1997. 440 с.

69. Век Просвещения и критика способности суждения. Дидро и Кант. М.: Русское феноменологическое общество, 1997. 46 с.

Н.В. БРАГИНСКАЯ

70. Голосовкер Я.Э. Сказания о титанах / Подгот. текста Н.В.Брагинской. М.: Высшая школа, 1994. 320 с.

71. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра / Подгот., ред. и послесл. («...Имеют свою судьбу», с. 421-433) Н.В.Брагинской. Подгот. аппарата и библиограф. М.Ю.Сорокиной, А.Р.Потемкина. М.: Лабиринт, 1997. 448 с.

72. Freidenberg O. Image and Concept: Mythopoetic Roofs of Literature / Ed. and annotated by Nina Braginskaia and Kevin Moss. Transl. from Russian by Kevin Moss. Foreword by Vyach.V.Ivanov. Amsterdam: Harwood Acad. Publ., 1997. 492 p. (Sign / Text / Culture: Studies in Slavic and Comparative Semiotics. Vol. 2).

73. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности / Под ред. Е.М.Мелетинского; Сост., подгот. текста, примеч., послесл., кр. словарь спец. терминов Н.В.Брагинской. М.: Восточная литература, 1998. 850 с.

74. Греческие и римские авторы о евреях и иудаизме. Т. 1: От Геродота до Плутарха / Введ. и коммент. М. Штерна; Пер. Н.В.Брагинской; Русское изд. под науч. и лит. ред. Н.В.Брагинской. Москва; Иерусалим: Гешарим, 1997. 632 с.

75. Греческие и римские авторы о евреях и иудаизме. Т. 2. Часть первая: От Тацита до Артемидора / Введ. и коммент. М. Штерна; Русское изд. под научн. и лит. ред. Н.В.Брагинской. Москва; Иерусалим: Гешарим, 2000. 312 с.

76. Греческие и римские авторы о евреях и иудаизме. Т. 2. Часть вторая: От Диогена Лаэртского до Симпликия. Приложение: От Алкея до грамматиков, законников и схолиастов / Введ. и коммент. М. Штерна; Русское изд. под науч. и лит. ред. Н.В.Брагинской. Москва; Иерусалим: Мосты культуры-Gesharim, 2001. 596 с.

О.Б. ВАЙНШТЕЙН

77. Язык романтической мысли: О философском стиле Новалиса и Фридриха Шлегеля... см. № 6.

78. Карельский А.В. Метаморфозы Орфея. Беседы по истории западных литератур. Вып. 1 / Сост., подгот. текста О.Б.Вайнштейн. М.: РГГУ, 1998.

79. Барбе Д'Оревильи. О дендизме и Джордже Брамммелле / Подгот. текста, примеч. и коммент. О.Вайнштейн, А. Райской. М.: Изд-во Независимая газета, 2000.

М.Л. ГАСПАРОВ.

80. Русский стих 1890-1925 годов в комментариях: Учеб. пособ. для вузов. М.: Высшая школа, 1993. 272 с.

81. Storia della versificazione europea / Trad. a cura di S. Garzonio. Padova: Il Mulino, 1993. 380 p.

82. Античность в русской поэзии начала ХХ в. Pisa: EGIC, 1995. 77 c. (Studi Slavi, N 4, Istituto di lingua e di letteratura russa, Universita degli studi di Pisa).

83. Академический авангардизм: Природа и культура у позднего Брюсова ... см. № 10.

84. Занимательная Греция: Рассказы о древнегреческой культуре. М.: Греко-лат. кабинет — НЛО, 1995. 382 с.

85. Избранные статьи. М., 1995. 477 с. (Новое лит. обозрение. Науч. приложение. Вып. 2).

86. О.Мандельштам: Гражданская лирика 1937 года... см. № 17.

87. History of European Versification / Trans. G. Smith, M. Tarlinskaja. Oxford: Clarendon, 1996. 318 p.

88. Избранные труды. Т. I: О поэтах. М.: Языки русской культуры, 1997. 664 с. (Язык. Семиотика. Культура).

89. Избранные труды. Т. II: О стихах. М.: Языки русской культуры, 1997. 504 с. (Язык. Семиотика. Культура).

90. Избранные труды. Т. III: О стихе. М.: Языки русской культуры, 1997. 608 с. (Язык. Семиотика. Культура).

91. Метр и смысл: Об одном из механизмов культурной памяти. М.: РГГУ, 1999. 297 с.

92. Записи и выписки. М.: НЛО, 2000. 415 с.

93. Очерк истории русского стиха. Изд. 2-е, дополн. М.: Фортуна, 2000. 351 с.

94. Рассказы Геродота о греко-персидских войнах и о многом другом. М.: Согласие, 2000. 224 с.

95. О русской поэзии: анализы, интерпретации, характеристики. СПб.: Азбука, 2001. 477 с.

96. Об античной поэзии: поэты, поэзия, риторика. СПб.: Азбука, 2001. 478 с.

97. Русский стих начала ХХ века в комментариях. М.: Фортуна Лимитед, 2001. 287 с.

98. Неизвестная книга Сергея Боброва из собрания библиотеки Стенфордского университета / Вступит. ст., публ. текста, послесл. М.Л.Гаспарова. Berkeley: Berkeley Slavic specialites. 1993. 96 с.

99. Русская поэзия «серебряного века». 1890-1917: Антология / Отв. ред. М.Л.Гаспаров, И.В.Корецкая. М.: ИМЛИ, 1993. 784 с.

100. Авсоний. Стихотворения / Подгот. М.Л.Гаспарова. М.: Наука, 1993. 356 с.

101. Басни Эзопа / Пер., вступит. ст., коммент. М.Л.Гаспарова. Репринт. изд. 1968 г. М.: Ладомир, 1993. 320 с.

102. Ливий Тит. История Рима от основания города. Т. 3 / Ред. пер. М.Л.Гаспаров и др. [Пер. М.Л.Гаспарова c. 557-589]. М.: Наука, 1994. 768 с. (Памятники исторической мысли).

103. Плутарх. Сравнительные жизнеописания: В 2 томах / Подгот. С.С.Аверинцев, М.Л.Гаспаров, С.П.Маркиш. 2-е изд. М.: Наука, 1994. Т. 1 / Коммент. (с. 655-697); Т. 2 / Коммент. (с. 579-669) (Лит. памятники)

104. Цицерон Марк Туллий. Три трактата об ораторском искусстве / Пер. с лат. Ф.А.Петровского и др.; Под ред. М.Л.Гаспарова. [Пер. М.Л.Гаспарова с. 329-384] Репринт. изд. М.: Ладомир, 1994. 472 с. (Античная классика).

105. Федр, Бабрий. Басни (переизд.) / Изд. подгот. М.Л.Гаспаров. М.: Ладомир, 1995. 263 с.

106.О.Мандельштам. Стихи, проза /Подгот. текста, коммент. М.Л.Гаспарова. М.: АСТ:Фолио, 2000. То же в издании: О.Мандельштам. Стихи, проза / Подгот. текста, коммент. М.Л.Гаспарова. М.: Риполл-Классик, 2001. То же в издании: О.Мандельштам. Стихи, проза / Ст., коммент. М.Л.Гаспарова. М.: Слово, 2001.

107. Тарановский К. О поэзии и поэтике / Отв. ред. М.Л.Гаспаров. М.: Языки русской культуры, 2000. 415 с.

108. Альманах переводчика / Состав. Н.М.Демурова, Л.И.Володарская; Отв. ред. М.Л.Гаспаров. М.: РГГУ, 2001. 325 с.

109. Овидий. Наука любви / Пер., ст., коммент. М.Л.Гаспарова. М.: Время, 2001. 319 с.

110. Смит Дж. Взгляд извне / Пер. М.Л.Гаспарова. М.: Языки русской культуры, 2001. 528 с.

П.А. ГРИНЦЕР

111. Становление литературной теории... см. № 14.

112. Эпохи взаимодействия литератур Востока и Запада... см. № 35.

113. Тайный язык «Ригведы»... см. № 22.

114. Гринцер П.А., Гринцер Н.П. Становление литературной теории в Древней Греции и Индии. М.: РГГУ, 2000.

115. Поэтика средневековых литератур Востока: Традиция и творческая индивидуальность / Отв. ред. П.А.Гринцер, А.Б.Куделин. М.: Наука, 1993.

116. Историческая поэтика: Литературные эпохи и типы художественного сознания / Отв. ред. П.А Гринцер. М.: Наследие, 1994. 512 с.

117. Восточная поэтика: Тексты. Исследования. Комментарии / Отв. ред. П.А.Гринцер. М.: Восточная литература, 1996. 342 с.

118.Бана. Кадамбари / Сост., пер., коммент. П.А.Гринцера. М.: Ладомир, 1997. 664 с. (Лит. памятники).

119. Ригведа. Мандалы IX-X / Пер. Т.Я.Елизаренковой; Отв. ред. П.А.Гринцер. М.: Наука, 1999.

А.Я. ГУРЕВИЧ

120. Historical Antropology of the Middle Ages. Cambridge, 1992. 247 p.

121. Категории средневековой культуры (Перев. на иврит). Jerusalem: Academon, 1993. 265 c.

122. Stimmel des Mittelanters. Fragen von Heute: Mentalitaten im Dialog. Frankfurt am Main: Edition Pandora. Campus Verlag. 1993. 122 S.

123. Исторический синтез и Школа «Анналов». М.: Индрик, 1993. 328 с.

124. Das Individuum im Europaischen Mittelalter. Munchen: Verlag C.H.Beck, 1994. 341 S.

125. История средних веков: Учебник для средней школы (совместно с Д.Э.Харитоновичем). М.: Интерпракс, 1994. 336 с.

126. Le Categorie della Cultura Medievale. Milano: Edizione CDE, 1994. 328 p.

127. The Origins of European Individualism. Oxford UK; Cambridge USA, 1995. 280 p.

128. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. Exempla XIII века (Перев. на японский язык). Tokyo: Heybonsha Ltd. Publ., 1995. 528 p.

129. La nascita dell' individuo nell' Europa Medievale. Roma: Bari, 1996. 315 p.

130. La culture populaire au Moyen Age. Simplices et Docti. Paris: Aubier. 1996. 441 p.

131. Los origenes del individualismo europeo. Barcelona: Critica, 1997. 234 p.

132. Stimme Zeugen des Mittelalters. Weltbild und Kultur der einfachen Menschen. Weimar; Kцln; Wien: Bцhlau Verlag, 1997. 339 p.

133. Himmlisches und irdisches Leben. Bildwelten des schriftlosen Menschen im 13 Jahrhundert. Amsterdam; Dresden: Verlag der Kunst, 1997. 512 S.

134. Den svarfangade individen. Stockholm: Ordfront, 1997. 281 S.

135. La naissance de l'individu dans l'Europe mйdiйvale. Paris: Seuil, 1997. 321 p.

136. Избранные труды. Т. 1. Древние германцы. Викинги. М.; СПб.: Университетская книга, 1999. 350 с.

137. Избранные труды. Т. 2. Средневековый мир. М.; СПб.: Университетская книга, 1999. 559 с.

138. Блок М.. Короли-чудотворцы / Отв. ред А.Я.Гуревич. М.: Языки русской культуры, 1998. 709 с.

И.Е. ДАНИЛОВА

139. «Цветок Тосканы, зеркало Италии»: Флоренция XV века: Голоса современников... см. № 7.

140. Судьба картины в европейской живописи... см. № 36.

141. Альберти и Флоренция... см. № 18.

142. Проблема жанров в европейской живописи. Человек и вещь. Портрет и натюрморт ... см. № 21.

143. Мир внутри и вне стен: Интерьер и пейзаж в европейской живописи XV-XX веков... см. № 26.

144. Итальянский город XV века: Реальность, миф, образ. М.: РГГУ, 2000. 253 с.

145. Диалог культур: Материалы науч. конф. «Випперовские чтения-1992» / Под общ. ред. И.Е.Даниловой. М., 1994. 224 с. (Випперовские чтения. Вып. XXV. Москва).

146. Сон — семиотическое окно: Сновидение и событие. Сновидение и искусство. Сновидение и текст / Под общ. ред. И.Е.Даниловой. Милан, 1994. 147 с. (Випперовские чтения. Вып. XXVI. Москва).

147. Частное коллекционирование в России: Материалы науч. конф. «Випперовские чтения-1994». Вып. 27 / Отв. ред И.Е.Данилова. М., 1995. 256 с. (Випперовские чтения. Вып. XXVII. Москва).

148. Библия в культуре и искусстве / Отв. ред. И.Е.Данилова. М., 1996 (Випперовские чтения. Вып. XXVIII).

С.Н. ЗЕНКИН.

149. «Madame Bovary» et l'oppression rйaliste. Clermond-Ferrand, 1996. 144 p.

150. Работы по французской литературе. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1999. 317 с. (Studia humanitatis).

151. Французский романтизм и идея культуры (аспекты проблемы)... см. № 30.

152. Введение в литературоведение (Теория литературы): Учебное пособие. М.: РГГУ, 2001.

153. Французская литература 1945-1990 / Отв. ред. С.Н.Зенкин. М.: Наследие, 1995. 928 с.

154. Бодрийяр Ж. Система вещей / Пер. С.Н.Зенкина. М.: Рудомино, 1995. 168 с

155. Барт Р. Мифологии / Пер., коммент. С.Н.Зенкина. М.: Изд-во Сабашниковых, 1996, 312 с.

156. Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? / Пер. С.Н.Зенкина. Алетейя, 1998. 286 с.

157. Женетт Ж. Фигуры: Работы по поэтике. В 2-х томах / Под общ. ред. С.Н.Зенкина. М.: Изд-во Сабашниковых, 1998.

158. Батай Ж. Ненависть к поэзии: Порнолатрическая проза / Сост., общ. ред. С.Н.Зенкина. М.: Ладомир, 1999. 614 с.

159. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть / Пер. С.Н.Зенкина. М.: Добросвет, 2000. 387 с.

160. Компаньон А. Демон теории: Литература и здравый смысл / Пер. С.Н.Зенкина М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2001. 336 с.

161. де Нерваль Ж. Мистические фрагменты / Коммент. С.Н.Зенкина. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2001.

Открытие "быта" русскими формалистами

А.И. ИВАНИЦКИЙ

162. Исторические смыслы потустороннего у Пушкина. К проблеме онтологии петербургской цивилизации. М.: РГГУ, 1998. 304 с.

163. Русская торжественная поэзия XVIII века и поздний Пушкин. М.: МПУ, 1999. 117 с.

164. Гоголь. Морфология земли и власти. М.: РГГУ, 2000. 186 с.

Л.В. КАРАСЕВ

165. Онтологический взгляд на русскую литературу... см. № 9.

166. Философия смеха. М.: РГГУ, 1996. 224 с.

167. Вещество литературы. М.: Языки славянской культуры. 2001. 400 с.

Г.С. КНАБЕ

168. Воображение знака: Медный всадник Фальконе и Пушкина... см. № 3.

169. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. М.: Индрик, 1993. 527 с.

170. Гротескный эпилог классической драмы. Античность в Ленинграде 20-х годов... см. № 15.

171. Русская Античность. Содержание, роль и судьба античного наследия в культуре России: Программа-конспект лекционного курса. М.: РГГУ, 1999. 240 с.

172.Цицерон. Эстетика. Трактаты. Речи. Письма / Вступит. ст., сост., пер. Г.С.Кнабе. М.: Искусство, 1994. 540 с.

173. Античное наследие в культуре России / Отв. ред. Г.С.Кнабе. М., 1996. 260 с.

174. Москва и «московский текст» русской культуры / Сост., отв. ред. Г.С.Кнабе. М.: РГГУ, 1998. 228 с.

И.Г. МАТЮШИНА

175. Магия слова: Хулительные стихи и любовная поэзия скальдов... см. № 8.

176. Древнейшая лирика Европы. М.: РГГУ, 1999. 493 с.

177. Поэзия скальдов (совместно с Е.А.Гуревич). М.: РГГУ, 2000. 752 с.

178. Поэтика рыцарской саги. М.: РГГУ, 2002. 296 с.

Е.М. МЕЛЕТИНСКИЙ

179. Tre lezioni di poetica storica e comparata. Roma: C.I.D. «Tor Vergata», 1992. 143 р.

180. Introduzione alla poetica storica dell' epos e del romanzo. Bologna, 1993. 448 p. 94.

181. Il Mito: Poetica folklore ripresa novocentesa. Roma: Ed. Riuniti, 1993. 556 p.

182. О литературных архетипах... см. № 4.

183. Поэтика мифа. 2-е изд., репринт. М.: Восточная. литература-Школа «Языки русской культуры», 1995. 407 с. (Исследования по фольклору и мифологии Востока).

184. Поетика на мита. София: ИК «Христо Ботев». 1995. С. 550.

185. Достоевский в свете исторической поэтики. Как сделаны «Братья Карамазовы»... см. № 16.

186. Избранные статьи. Воспоминания / М.: РГГУ, 1998. 576 с.

187. The poetics of Myth. New York; London: Garland Publ., Inc. 1998. 494 p.

188. The Elder Edda and Early Forms of the Epic. Trieste: Edizioni Parnaso, 1998. 255 p. (Hesperides. Letterature e culture occidentali).

189. Os Arquetipos Literarios. San Paulo: Atelie Editorial,1998. 315 p.

190.Поэтика мифа. 3-е изд. репринт. М.: Восточная. литература, 2000. 408 с. (Исследования по фольклору и мифологии Востока).

191. От мифа к литературе. Историческая поэтика повествовательных жанров: Учебное пособие. М.: 2001.

192. Заметки о творчестве Достоевского. М.: РГГУ. 2001. 190 с.

193. Литературные архетипы и универсалии... см. № 45.

В.Б. МИРИМАНОВ

194. Русский авангард и эстетическая революция ХХ века: Другая парадигма вечности... см. № 13.

195. Искусство и миф: Центральный образ картины мира. М.: Согласие, 1997. 327 с.

196. Изображение и стиль... см. № 23.

197. Истоки стиля... см. № 28.

С.Ю. НЕКЛЮДОВ

198. От мифа к литературе. Сборник в честь семидесятипятилетия Елеазара Моисеевича Мелетинского... см. № 38.

199. Московско-тартуская семиотическая школа. История, воспоминания, размышления... см. № 41.

200. Вестник РГГУ. Вып. 2: ИВГИ за письменным столом... см. № 42.

201. Родины, дети, повитухи в традициях народной культуры... см. № 32.

202. Философско-методологические основы гуманитарного знания. Сборник аспирантских работ... см. № 46.

203. «Наивная литература»: Исследования и тексты / Сост. С.Ю.Неклюдов. М.: МОНФ, 2001. 246 с. (Научные доклады).

Л.П. ПЕТРИК

204. Сведенборг Э. О небесах, о мире духов и об аде / Пер. с лат. А.Н.Аксакова. Ред. Л.П.Петрик. М.: Мировое древо, 1993. 558 с.

М.Ю. РЕУТИН

205. Игры об Антихристе в Южной Германии. Средневековая пародия... см. № 5.

206. Народная культура Германии. Позднее Средневековье и Возрождение... см. № 37.

207.Майстер Экхарт. Об отрешенности. Мистические и схоластические трактаты / Пер. с лат. и средневерхненемец. языков, коммент. М.Ю.Реутина. М.; СПб: Университетская книга, 2001. 460 с.

С.Д. СЕРЕБРЯНЫЙ

208. «Лотосовая сутра». Предисловие к первому русскому переводу... см. № 24.

209. Видьяпати. Испытание человека (Пуруша-Парикша). М.: Наука, 1999 (Лит. памятники).

210. The IXth World Sanskrit Conference (January, 10-16, 1994, Melbourne, Australia): Contributions of Russian Scholars / Ed by S.D.Serebriany. Moscow, 1993. 76 p.

211. История мировой культуры. Наследие Запада. Античность. Средневековье. Возрождение: Курс лекций / Отв. ред. С.Д.Серебряный. М.: РГГУ, 1998. 429 с.

М.Ю. СОРОКИНА

212. [Сост.]: In memoriam: Исторический сборник памяти Ф.Ф.Перченка. М.; СПб.: Феникс-Атенеум, 1995. 452 с. (совм. с А.И.Добкиным)

213. [Сост., комм]: Конрад Н.И. Неопубликованные работы. Письма. М.: РОССПЭН, 1996. 543 с. (совм. с А.И.Тамазишвили)

214. [Сост., комм.]: Вернадский В.И. Дневники. 1917-1921. В 2-х томах. Киев: Наукова Думка, 1994-1997. 268+327 с. (совм. с В.С.Неаполитанской, А.В.Мемеловым и С.Н.Киржаевым).

215. [Сост.]: Вернадский В.И. Биосфера. Мысли и наброски. М.: Ноосфера, 2001. 244 с. (совм. с Г.Б.Наумовым).

216. [Сост.]: Биобиблиографический словарь репрессированных востоковедов. СПб.: Петербургское востоковедение, 2002 (совм. с Я.В.Васильковым).

В.Н. ТОПОРОВ

217. Пушкин и Голдсмит в контексте русской Goldsmithian'ы: (к постановке вопроса).Wien, 1992. 222 p. (Wiener Slawistischer Almanach, Sonderb. 29)

218. Труженичество во Христе (творческое собирание души и духовное трезвение). 1. Russian literature. XXXIII: Special issue. Amsterdam, 1993. 160 р.

219. Эней — человек судьбы: (к «средиземноморской» персонологии). М.: Радикс, 1993. Ч. 1. 195 с.

220. О мифопоэтическом пространстве: Избр. ст. Pisa: EGIC, 1994. 316 p.

221. «Бедная Лиза»Карамзина: Опыт прочтения. К двухсотлетию со дня выхода в свет. М.: РГГУ, 1995. 512 с.

222. Святость и святые в русской духовной культуре. Т. I. Первый век христианства на Руси. М.: Школа «Языки русской культуры», 1995. 875 с.

223. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: М.: Прогресс—Культура, 1995. 621 с.

224. Странный Тургенев (Четыре главы)... см. № 20.

225. Святость и святые в русской духовной культуре. Т. II. Три века христианства на Руси (XII-XIV вв.) М.: Школа «Языки русской культуры», 1998. 864 с.

226. Древнеиндийская драма Шудраки «Глиняная повозка». Приглашение к медленному чтению. М.: Наука-О.Г.И., 1998. 415 с.

227. Предистория литературы у славян. Опыт реконструкции (Введение к курсу истории славянских литератур). М.: РГГУ, 1998. 320 с.

228. Baltu mitologijus ir ritualo tyrimai. Rinutine. Aidai. Vilnius, 2000. 365 psl. [Исследования в области балтийской мифологии и ритуала. Избранное]

229. Из истории русской литературы. Русская литература второй половины XVIII века: Исследования. Материалы. Публикации. М.Н.Муравьев: Введение в творческое наследие. Книга I. М.: Языки русской культуры, 2001. 913 с.

230. Начало литовской письменности. Мартинас Мажвидас в контексте времени (К 450-летию со дня выхода в свет первой литовской книги). М.: Baltos lankos / Дом Юргиса Балтру шайтиса, 2001. 117 с.

231. Miasto i mit. Slovo / obraz terytoria. Gdansk, 2001. 350 str.

232. Philologia slavica: К 70-летию акад. Н.И.Толстого / Отв. ред. В.Н.Топоров. М.: Наука, 1993. 427 с.

233. Дхаммапада / Пер. с пали, коммент. В.Н.Топорова. Самара: Агни, 1998. 226 с.

Аспиранты и докторанты ИВГИ

КАНДИДАТСКИЕ ДИССЕРТАЦИИ, ПОДГОТОВЛЕННЫЕ И ГОТОВЯЩИЕСЯ В ИВГИ

Моделирование поведения в архаических культурах (на материале малых жанров фольклора народов Сибири) (О.Б. Христофорова; руководитель — д-р филолог.наук Е.С. Новик; диссертация защищена в 1997 г.)

Происхождение греческого романа (к вопросу об экзегетической наррации) (И.А. Протопопова; руководитель — д-р ист. наук Н.В. Брагинская; диссертация защищена в 1997 г.)

Исследование семантических структур традиционных сюжетов и мотивов (А.В. Рафаева; руководитель — д-р филолог. наук Е.М. Мелетинский; диссертация защищена в 1998 г.)

Пародия в средневековой романской литературе (1250-1350) (Б.Д'Анджело; руководитель — д-р филолог. наук Е.М. Мелетинский; защищена в 1998 г.)

Концепция «поэтического языка» Кантемира и ее итальянские источники (Л. Маиелларо; руководитель — д-р филолог. наук, проф. В.М. Живов; защищена в 1998 г.)

Представления и верования, связанные с рождением ребенка: современная городская культура (Е.А. Белоусова; руководитель — д-р филолог. наук С.Ю. Неклюдов; защищена в 1999 г.)

Жанры современного городского фольклора (И.С. Веселова; руководитель — д-р филолог. наук С.Ю.Неклюдов; защищена в 2000 г.)

Семантика эпического пространства и его роль в сюжетообразовании (на материале якутского эпоса олонхо) (Л.Н.Семенова; руководитель — д-р филолог. наук Е.С. Новик; защищена в 2000 г.)

Обращение к Пиндару в русской и французской одической традиции XVII-XVIII вв. (Т.И. Смолярова; (руководитель — академик РАН М.Л. Гаспаров; защищена в 2000 г.)

Роль литературного перевода в модернизации культуры (на материале сефардской беллетристики в Османской империи на рубеже XIX-XX веков) (О.В. Боровая; руководитель — академик РАН В.Н. Топоров; защищена в 2002 г.)

Институт авторства в культуре английского романтизма (на материале творчества У.Вордсворта) (Л.А. Алябьева; руководитель — канд. филолог. наук О.Б. Вайнштейн; защита в 2002 г.)

Представления о посмертной участи человека в древнеисландской культуре (Н.В. Березовая; руководитель — д-р филолог. наук И.Г. Матюшина; защита в 2002 г.)

Семиология вещи в текстах Цветаевой (И.М. Романова; руководитель — д-р ист. наук Г.И.Зверева; закончила в 2001 г.)

Поэтика поведения интеллектуальной элиты во Франции 1815-1848 гг. (П.С. Бавин; руководитель — д-р филолог. наук С.Н. Зенкин)

Пародия в творчестве Макса Бирбома (Е.В. Ерасова; руководитель — канд. филолог. наук О.Б. Вайнштейн)

Структурно-семантический указатель фольклорных сюжетов. Компьютерная модель установления связей между текстами и единицами его описания (А.В. Козьмин; руководитель — д-р филолог. наук С.Ю. Неклюдов)

Становление и эволюция жанра рыцарского романа в средневековой литературе Германии (А.Б. Рыкунова; руководитель — д-р филолог. наук И.Г. Матюшина)

Метафоры у Пастернака (Р. Сальваторе; руководитель — академик РАН М.Л. Гаспаров)

Классификация и вариативность эпизодов сказочного повествования (И.Л. Тумаркина; руководитель — д-р филолог. наук С.Ю. Неклюдов)

Античная цитата у раннехристианских авторов (II-IV вв.) (В.Е. Витковский; руководитель — д-р ист. наук Н.В. Брагинская)

Староиспанский романс (Н.В. Возякова; руководитель — д-р филолог. наук М.Л. Андреев)

Панк как феномен молодежной контркультуры в постсоветском пространстве (О.А. Аксютина; руководитель — д-р ист. наук, проф. Г.С. Кнабе)

«Сакральное» современной российской культуры. Антропологический портрет постсоветского человека» (Ю.Г. Лидерман; руководитель — д-р философ. наук Л.Д. Гудков)

Образы «чужого» и «своего» в советской детской литературе 1930-1950-х годов: культурная семантика текста» (Д.Н. Мамедова; руководитель — д-р философ. наук Л.Д. Гудков)

«Наивная литература» на перекрестке культуры: текст и личность (А.П. Минаева; руководитель — д-р филолог. наук С.Ю. Неклюдов)

Интерпретация исторических образов в фольклорном и массовом сознании (А.А.Анненкова; руководитель — д-р филолог. наук С.Ю. Неклюдов)

Эсхатологические мотивы в современной российской мифологии (М.В. Ахметова; руководитель — д-р филолог. наук С.Ю. Неклюдов)

Мифологическая символика в «городских» повестях А. Платонова (О.С. Капельницкая; руководитель — д-р филолог. наук Е.М. Мелетинский)

Молодое поколение русской литературной эмиграции «первой волны»: самопрезентация и отказ от нее (И.М. Каспе; руководитель — д-р филолог. наук С.Н. Зенкин)

Оппозиция «конь/бык» в системе базовых метафор якутской культуры (В.С. Костырко; руководитель — д-р филолог. наук Е.С. Новик)

Философские мотивы в художественной прозе Умберто Эко (Е.В. Крупенина; руководитель — канд. филолог. наук С.Д. Серебряный)

Риторика комиксов (Н.Б. Сердюкова (Ганналь); руководитель — д-р филолог. наук С.Н. Зенкин)

Человек и вещь в культуре постмодерна (феномены обладания/потребления) (С.Ф. Бартенева; руководитель — д-р филолог. наук С.Н. Зенкин)

Сказания о св. Георгии в ближневосточной традиции и русский духовный стих о Егории Храбром (М.С. Владышевская; руководитель — д-р филолог. наук Е.М. Мелетинский)

Жанры «пестушек» и «потешек» в современном детском фольклоре (Т.Е. Калашникова; руководитель — д-р филолог. наук С.Ю. Неклюдов)

Семиотика идеологии: на материале современного русского национализма (Е.В.Родионова; руководитель — канд филолог. наук О.Б. Вайнштейн)

Текстуализация мотива в эпическом произведении (А.Л. Баркова; руководитель — д-р филолог. наук С.Ю. Неклюдов)

Культурное самоопределение русского провинциального города (на материале челябинских традиций) (Е.В. Милюкова; руководитель — д-р филолог. наук С.Ю. Неклюдов)

Анекдот и его прототип: генезис текста и формирование цикла (1970-1990-е гг.) (А.С. Архипова; руководитель — д-р филолог. наук С.Ю. Неклюдов)

Психоаналитический дискурс (Фрейд, Лакан, Деррида) (Е.Г. Марунина; руководитель — д-р философ. наук Н.С. Автономова)

ДОКТОРСКИЕ ДИССЕРТАЦИИ, ПОДГОТОВЛЕННЫЕ В ИВГИ

Якутская литературная традиция: генезис и эволюция поэтических форм (Н.В. Покатилова; научный консультант — д-р филолог. наук С.Ю. Неклюдов; диссертация защищена в 2000 г.)

Французский романтизм и идея культуры (С.Н. Зенкин; научный консультант — д-р филолог. наук Е.М. Мелетинский; диссертация защищена в 2001 г.)

Язык символов в традиционной культуре якутов: семантика и структура (Л.Л. Габышева; научный консультант — д-р филолог. наук Е.С. Новик)

Политическая мифология России пореформенной эпохи (О.Е. Майорова; научный консультант — академик РАН В.Н. Топоров)

Теория и практика герменевтики в поздней античности (И.А. Протопопова; научный консультант — д-р ист. наук Н.В. Брагинская)