Визитная карточка

Институт русской истории РГГУ

Институт русской истории (ИРИ) создан в рамках Российского государственного гуманитарного университета как его специальное научно-исследовательское подразделение в 1997 г. на основании решения Ученого совета РГГУ.

Главная задача института - разработка теоретико-методологических проблем русской истории, основных тенденций ее развития, сравнительно-исторические исследования, а также теоретический и проблемно-историографический анализ отечественных и зарубежных исследований русской истории.

Основными формами деятельности института являются научные проекты различной степени срочности, постоянно действующий семинар-клуб "Универсум" и выпуск "Русского исторического журнала" ("РИЖ").

Целью института являются исследования русской истории как истории особой социоисторической целостности, разработка методов, адекватных ей как особому объекту изучения, создание россиеведения как элемента нового рационального знания о мире * знания, построенного как комплексе исследований не тех объектов, которые являются базовыми, системообразующими для современной (modern) социальной науки ("рынок", "гражданское общество", "государство"), а принципиально иных. Таких, как различные цивилизации (далеко не во всех из них можно вычленить, выделить из социального целого "рынок", "государство", "общество"* это, скорее, исключение), капитализм в целом, мировая система, исторический субъект и его "праздники" * революции, т.е. не только системы, структуры и стабильные состояния, но и состояния неравновесия, флуктуации.

Основные направления работы института таковы:

- Методология изучения русской истории как элемент методологии социально-исторических исследований.

- Теория русской истории.

- Проблемно-теоретический анализ историографии русской истории.

- Русская история в сравнительно-исторической перспективе.

- Россия как элемент мировой системы.

В рамках указанных выше направлений в настоящее время в институте под руководством А.И. Фурсова реализуются следующие проекты:

- Русская Система.

- История русской мысли.

- Россия/СССР как империя. "Постимперия".

- Россия-Запад: конъюнктуры, тенденции тренды.

- Русская история в сравнительно-исторической перспективе.

- Социальная природа коммунистического порядка: коммунизм на пересечении русской и мировой истории, русской и капиталистической систем.

- Методология социально-исторических исследований.

Являясь относительно автономными проекты в то же время частично совпадают друг с другом (по принципу "кругов Эйлера"), формируя макропроект "Россия-россиеведение". Проекты могут ветвиться, обрастать субпроектами и т.д., но сверхзадача остается прежней: создание социально-исторического комплекса, эпистемологического поля россиеведения.

Особыми направлениями в деятельности института являются издание ежеквартального "Русского исторического журнала" ("РИЖ") и проведение (ежемесячно) заседаний семинар-клуба "Универсум".

"РИЖ" создан для публикации прежде всего материалов и результатов исследований реализуемых сотрудниками института. В отличие от Института русской истории, где сотрудничают только единомышленники, т.е. люди, ориентированные на научную программу института, разделяющие ее цели, задачи, принципы и содержание, в "Русском историческом журнале" представлены и статьи тех авторов, которые не разделяют программу института или даже являются ее противниками, разумеется, если эти статьи соответствуют профилю журнала, его тематике и отличаются высоким качеством.

Цель научного и информационно-аналитического семинар-клуба - регулярное обсуждение и анализ фундаментальных и актуальных проблем развития России и современного мира - как текущей ситуации, так и долгосрочных тенденций развития, а также наиболее интересных и острых, дискуссионных публикаций (книг, статей, докладов), а также радио- и телепередач по этой проблематике.

ПРЕПОДАВАТЕЛИ И СОТРУДНИКИ

А.И. Фурсов, кандидат исторических наук, директор ИРИ.

А.С. Ахиезер, доктор философских наук, главный научный сотрудник.

В.П. Булдаков, доктор исторических наук, главный научный сотрудник.

С.В. Волков, доктор исторических наук, главный научный сотрудник.

А.С. Донде, кандидат географических наук, ведущий научный сотрудник.

С.Н. Земляной, кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник

М.В. Фукс, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник

О.П. Дормидонтова, старший научный сотрудник

Н.И. Кузьменко, старший научный сотрудник

В.Н. Листовская, старший научный сотрудник

Л.Ю. Козлова, лаборант-исследователь

О.Ю. Филатова, лаборант-исследователь

Москва, Миусская пл., д. 6, корп. 6, каб. 333, Институт русской истории (ИРИ) РГГУ.

Тел./факс: 250-65-65.

E-mail: rusint@rsuh.ru

НОВАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ В ИНСТИТУТЕ ВОСТОЧНЫХ КУЛЬТУР РГГУ

«Филология древней и средневековой Индии»

Впервые в Москве осуществляется программа подготовки специалистов, профессионально занимающихся классической индийской литературой.

Основа подготовки любого востоковеда — изучение языков. Но лингвистическая карта Южной Азии всегда отличалась чрезвычайной пестротой; многоязычие — характернейшая черта индийской культуры, знавшей немало авторов, использовавших в своем творчестве два или три языка, и сохранившей множество произведений, построенных на сочетании разных в языковом отношении текстов (например, любая санскритская пьеса многоязычна, поскольку женщины, дети и простонародье в ней на санскрите не говорят). Несколько десятков мертвых языков классической литературы и не менее двухсот живых языков (из которых около тридцати можно рассматривать в качестве литературных) — вот с чем имеет дело современная индийская филология. Выбор изучаемого языка при подготовке будущего индолога определяется тем, какого рода специалиста стремятся сформировать создатели той или иной учебной программы. В последние десятилетия перед востоковедным образованием стояла задача подготовить кадры для практической работы в странах Востока, поэтому все усилия были сосредоточены прежде всего на изучении того или иного живого языка.

Лингвистическая подготовка студентов будет представлять собой ряд отдельных языковых курсов. При этом наибольшее количество учебных часов планируется посвятить санскриту — важнейшему языку индийской культуры. Значимые художественные и научные произведения создавались в Индии на этом языке с глубокой древности до XVII века включительно. Курс санскрита, который продлится весь период обучения, с первого курса по пятый, предполагает ознакомление студентов как с древними, так и со средневековыми памятниками санскритской литературы, формирование у учащихся навыков перевода как художественных, так и философских, религиозных, филологических и т.д. текстов. Кроме того, для знакомства с древнейшими памятниками индийской культуры — ведами — предусмотрен отдельный годичный курс ведийского санскрита.

Следующей группой мертвых языков, очень важных для занимающегося индийской литературой филолога, являются так называемые пракриты или среднеиндийские языки. По ним в учебной программе предусмотрено два специальных курса:

  1. Общий курс по пракритам, предполагающий, помимо краткого обобщающего обзора фонологии, морфологии и синтаксиса среднеиндийских языков, некоторое знакомство с лирической поэзией на махараштри и литературой апабхрамша (пракрит, использовавшийся в джайнской художественной литературе).
  2. Отдельный курс пали, языка буддийского канона.

И наконец, живые языки Индии представлены в программе курсом хинди, также как и санскрит, длящимся в течении всего обучения. Помимо приобретения навыков устной речи, достаточных для поддержания беседы на повседневные темы, курс предполагает знакомство учащихся с фрагментами из прозаических и поэтических произведений на хинди, иллюстрирующих собой развитие индийской литературы в Новое время. Хинди безусловно стал важнейшим из множества индийских языков после обретения Индией независимости. На государственном уровне постоянно предпринимаются попытки перевести на этот язык делопроизводство, науку и образование (сферы, в которых, как правило, используется английский). На этом языке издаются крупнейшие газеты и произносит речи премьер-министр. Но есть и еще одна причина, по которой для включения в данную учебную программу был выбран именно хинди. Знание диалектов этого языка, прежде всего, браджа и авадхи, необходимо исследователю, занимающемуся движением бхакти, явлением, без учета которого нельзя понять ни религиозной мысли, ни художественной литературы индийского средневековья. Изучение этих диалектов, запланированное для студентов старших курсов, невозможно без предварительного знакомства с современным хинди.

Таким образом, учебный план специализации включает в себя достаточно большой набор языковых курсов. Однако следует помнить, что речь идет о родственных языках, имеющих много общего в лексике и грамматике, поэтому освоение предусмотренного программой материала представляется, хотя и достаточно трудоемкой, но все же реальной задачей.

Какой бы успешной ни была языковая подготовка студентов, ее самой по себе недостаточно для перевода и адекватного понимания текстов, создававшихся в другие эпохи и в системе категорий культуры, отличной от нашей. Общей индологической подготовке учащихся будет способствовать ряд лекционных курсов, из которых назовем лишь самые главные:

  1. История индийской литературы.
  2. История Индии.
  3. Индийская философия.
  4. Религии Индии.

Эти и другие курсы вкупе с самостоятельным чтением индологической литературы познакомят учащихся с проблематикой и достижениями отечественного и мирового востоковедения в деле изучения древней и средневековой Индии. Разнообразная языковая подготовка в сочетании со знаниями, полученными из лекционных курсов, дадут будущим ученым возможность широкого выбора тем для своих исследований, как чисто филологических, так и междисциплинарных, связанных как с архаикой и древностью, так и со средневековьем.

Тел.: 250-67-31 - кафедра истории и филологии Древнего Востока.